Мнение: Болотная Тварь. Книга вторая (издание делюкс)

В 1984-м году Алан Мур первым делом убил персонажа, вверенного ему издательством DC Comics. Алек Холланд перестал существовать, вместо него возникла болотная биомасса, которая обрела сознание и решила, что она и есть Алек Холланд. Экзистенциальному кризису этого существа был посвящен первый делюкс серии «Болотная Тварь». В начале второго делюкса, в 36-м выпуске, датированном апрелем 1985-го года, Мур проделал трюк с убийством главного героя ещё раз. Те самым обозначив новые способности болотного человека, переписав в очередной раз его суть и наметив вектор развития глобального сюжета, который в высшей своей точке пересекается с одним из ключевых событий в рамках вселенной DC. Теперь Болотная Тварь становится практически бессмертным существом, для которого не существует границ и расстояний: даже «умерев» в одном месте, он (оно? они?) может переместиться в любой уголок Земли, где есть хотя бы немного растений. Перемещение происходит с помощью Зелени, в данной томе её концепция описывается не очень подробно, но можно понять, что это нечто вроде биологической нейросети планеты. Попав в нужное место за считанные минуты (визуализация процесса больше всего похожа на кислотный трип, но это в стиле Мура), Тварь выращивает себе новое тело из подручных биоматериалов. Что меня несколько удивляет при подобном раскладе, так это то, что у Болотника по-прежнему есть очаровательная подруга Эбби, которую не сильно смущает то, что её «любимый» может материализоваться из унитаза с помощью канализационной флоры, благоухая тушками мертвых животных, которые разлагаются внутри него.

Между тем, в мире творится что-то странное. А читателю может показаться, что он вытянул счастливый билетик на ретроспективу ужастиков восьмидесятых, где каждый фильм посвящен классическим монстрам: токсичным мутантам, вампирам, оборотням, призракам и зомби. Стоит напомнить, что действие как минимум первой половины сборника по-прежнему происходит в Луизиане, но возникает стойкое ощущение, что Алан в тех местах не бывал, и на болотистую местность американского штата с очень самобытным укладом жизни транслировал атмосферу, характерную для работ авторов «британского вторжения», которые болезненно реагировали на последствия правления Маргарет Тэтчер, отразившиеся на жизнях простых британских работяг. Лучше всего это ощущение безнадеги и пофигизма, проявленное на фоне экономического упадка, удалось передать таким сценаристам, как Джейми Делано и Гарт Эннис в их ранах на «Hellblazer», зацепило оно и Мура, который и Лондон описывает через «воняющие сортиром грязные ночные клубы в Сохо», и американскую глубинку не сильно жалует. Но если у его коллег на фоне саспенс-сюжета получился гимн нигилизму, то Алан в каждый из хоррор-рассказов «Болотной Твари» старательно вкладывает социальный контекст, повестку, призванную обратить внимание читателей на вопиющие вещи, происходящие в мире. В «Досье Ядреного» (истории, в которой как раз смерть главгероя и представлена важнейшим трансформирующим опытом) Алан вываливает на читателя подробности скандалов с загрязнением окружающей среды производителями ядерных материалов. Кое-кого ловили за тем, что бочки с отходами просто сбрасывались в ближайшие реки и болота, понятное дело, что ничего хорошего экологии это не приносило, лишь порождая болезни, слухи и невиновных монстров. В «Динамике роста» у Болотной Твари, ещё только обучающейся выращивать себя в горшочке, появляется наставник – всем известный Джон Константин, хитрец, деляга и маг, которого хочется выгнать и никогда больше не видеть. Но Джон что-то знает и к чему-то готовит зелёного обитателя болот, подкидывая ему тестовые испытания. Во время одного из них («Рыбацкая байка» и далее) Мур залихватски ломает вековую концепцию вампиризма, рассуждая о том, как кровопийцы смогли бы адаптироваться к жизни под водой. И надо заметить, мечущие икру вампиры – это нечто инфернальное.

В «Проклятии» исследуется женская природа и положение женщины в обществе. В качестве самого проклятия выступают менструальные циклы, во время которых внутри героини рассказа пробуждается зверь. Не в переносном, а в буквальном смысле. Явно видевший фильм «Вой» и представленные там метаморфозы вервольфов Алан рассматривает также проблемы эксплуатации женщины как сексуального объекта, что связано с унижением (если говорить о «журнальчиках с картинками» для озабоченных мужчин), спасение от которого видится только в абсолютной свободе. В «Пляске духов» обыгрывается миф о знаменитом доме Винчестеров, якобы построенном наследницей оружейников для того, чтобы в нём нашли пристанище души всех, кто умер от пуль, выпущенных из знаменитого ружья. Сюжет рассказа стандартен, в нём четвёрка молодых людей в поисках новых ощущений забирается в тот самый дом и сталкивается с толпой мертвых. Гораздо важнее здесь то, как Муру и художнику Стэну Уоку удалось передать изоляционистский ужас, помноженный на истории тех, кто умер давно или очень недавно. Обыденное насилие заполняет комнаты причудливого дома, мёртвые делятся подробностями своей смерти, от которых стынет кровь у живых. Оружие – зло, это однозначный вывод. Но иногда оно может спасти вам жизнь. «Перемены на юге» — ещё один, безусловно, гениальный рассказ, я бы даже сказал, слепок времени. В старый особняк южных плантаторов приезжает съёмочная группа, снимать фильм о белых угнетателях и несчастных рабах. Актеры, белые и чёрные, давно уже, казалось бы, переступили через расовую сегрегацию, но, стоило им поселиться в доме, как прошлое подчиняет их себе. Мур недвусмысленно намекает, что ничего ещё не закончилось, земля, кровь и призраки долго будут помнить крики и насилие, которое так просто не сотрешь из памяти извинениями и, как в случае с недавними событиями, целованием ног.

Знаете, что общего почти у всех этих рассказов? То, что повествование ведётся с точек зрения разных людей, и, как бы крамольно это не звучало, в них очень редко есть необходимость, собственно, в Болотной Твари, который выступает в роли наблюдателя или «бога из машины». И в этом есть смысл, ведь, наблюдая за людьми, герой учится понимать их. Но гораздо больше его волнуют отношения с Эбби (пока идеальные, но в них уже намечается разлад, связанный с тем, что у Твари появляется всё больше дел и остаётся все меньше времени). Есть и такая своеобразная история, как «Падалица». Некий хиппи, поставляющий клиентам всякий органический «кайф», находит на болотах частичку плоти Болотника. И почему-то решает, что, вкусив её, можно неслабо «кайфануть», даже не удостоверившись в этом. Последствия двоякие: умирающая женщина уходит в лучший из миров под умиротворяющий и вдохновляющий лизергиновый трип, а мерзкого человечка от той же дозы бросает в настоящий ад. В 2023-году сложно писать о том, что «проблема не в наркотиках, проблема в том, какой человек их употребляет», но, кажется, именно это автор и имел ввиду. Есть один кадр, который расскажет вам о настроении этих историй, об их содержании и визуальном воплощении, где к образам из уже упомянутых ужастиков примешивается жутковатый боди-хоррор (чаще всего связанный как раз с трансформациями главного героя) – Эбби сидит дома и читает первый том «Книг крови» Клайва Баркера. Вот примерно настолько «по-сплаттерпанковски» всё и выглядит.

Не зря Константин предрекал «что-то плохое», нервно курил, собирал своих приятелей по Ньюкаслу и устраивал для Твари экзамены – случился «Кризис на бесконечных землях». И пока супергерои пытаются спасти перемешанные миры на физическом плане (получите растерянного и не похожего на себя Бэтмена), Болотник и Джон должны победить зло, покусившееся на мир духовный и задумавшее пробудить даже не Сатану, а нечто более архаичное и опасное. Не отказывающий себе в таких подробностях, как искалеченные младенцы и жилетки из человеческой кожи, Мур выводит в качестве главных антагонистов жрецов тайного общества из джунглей Патагонии, настоящее «теневое правительство». А неподалеку, в Бразилии, располагается Парламент Деревьев, общество элементалей, которые в разные времена выполняли функцию, возложенную ныне на Болотную Тварь. Так Алан расширяет мифологию своего героя, придавая ей глобальный размах. Не знаю, слышал ли он про ноосферу Вернадского или доверялся восточным мудрецам, говоривших о похожих вещах, но нечто подобное он тут описывает. С сильным уклоном в экологические темы. Для предотвращения конца света нужно собрать две команды: Джон заговаривает зубы, шантажирует и включает обаяние, пытаясь склонить на свою сторону земных магов, Болотная Тварь общается с эзотерическими сущностями мультверса DC Comics. К чему приведет объединение команд и противостояние со злом? К конфликтам, столкновениям, предательствам и невероятным вещам. Но не к безоговорочному финалу. И в этом проблема, потому что продолжение болотных «абсолютов» мы увидим по известным причинам не скоро. Но это единственное разочарование, которое можно испытать при чтении данного произведения, во всём остальном тут высший пилотаж, выдающийся пример «взрослого комикса» и блестящий полёт фантазии, не забывающий «приземлить» читателя неподалёку от земных, всё ещё актуальных тем. Да, Мур всё также многословен и порой льёт воду, но ему это простительно. Команда художников постаралась над созданием детального рисунка с оригинальными и сложными комбинациями кадров, соответствующих визионерским фантазиям сценариста; в целом кажется, что все части сборника нарисованы одной рукой, что говорит о хорошо согласованной работе.  

Чуть меньше сотни страниц с допами: полный сценарий «Проклятия», дополненный черновыми эскизами, примечания, арты, зарисовки, предисловия и послесловия к различным выпускам и изданиям «Болотной Твари». Твёрдый переплёт с суперобложкой (на обоих использована выборочная лакировка), 488 страниц, тираж 5000 экземпляров.

www.azbooka.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s