Мнение: Акира. Том четвёртый

Ослепительная вспышка осветила финальные страницы предыдущего, третьего тома манги Кацухиро Отомо «Акира». Когда испепеляющий свет рассеялся, выжившим героям истории предстали руины Нео-Токио, столицы Японии, которая только недавно начала приходить в себя после глобальной катастрофы, устроенной тридцать восемь лет назад одним молчаливым мальчиком с номером «28». Эхо очередной трагедии пронеслось по миру и всколыхнуло политические силы, решившие воспользоваться резко обострившейся мировой обстановкой: к берегам Японии подтягивается американский флот, зашевелились Советы (во времена, когда Отомо создавал свою мангу, СССР казался нерушимой империей). Но вся эта геополитика мало интересует главных героев, ведь в Нео-Токио происходят столь грандиозные события, что неясно, будет ли кому вести политические переговоры или чертить новые границы на географической карте. Возможно, дети, над которыми учёные проводили эксперименты в рамках «Проекта» по исследованию и дальнейшему использованию в военных целях людей со сверхспособностями, вот-тот уничтожат Землю окончательно.

Четвёртый том называется «Кэй» по имени революционерки, красавицы и любовного интереса Канэды, предводителя банды малолетних байкеров, внутри которой вся эта история и началась. Канэда заявлен автором как главный герой и «крутой перец», но к моменту описываемых событий его судьба не ясна, а версии того, что с ним произошло в результате вспышки, неутешительно разняться от «погиб» до «он не в этом мире». Поэтому Кэй носится по городским руинам и пытается найти и спасти Киёко, Такаси и Масару, трёх седовласых детей — жертв «Проекта». Дорога ведёт Кэй в храм госпожи Мияко, главы религиозного культа «Возрождение». Мияко слепа, но её дара вполне хватает, чтобы видеть всё происходящее и принимать нужные решения, ведь когда-то она тоже была частью «Проекта», о чём свидетельствует номер «19» на её ладони. Но это было давно, за это время учёные успели вывести «двадцатых» (более продвинутых и сильных подопытных) и даже «сороковых», к которым относится Тэцуо, бывший друг Канэды.

В храме Мияко собираются беженцы со всего города, здесь можно получить помощь, передышку и услышать из первых уст об экспериментах над детьми; возможно, эта информация поможет понять, кто же такой Акира, в чём его сила и как её можно обуздать. Над этим вопросом также бьются правительственные агенты, по пока что их миссия – наблюдать. А миссия Кэй и её боевой подруги Тиёко – выжить и добраться до храма Мияко, что непросто сделать. Ведь разрушенные, заваленные бетонными обломками и покореженными столбами, на которых ещё болтаются на ветру рекламные листовки и письма, написанные отчаявшимся людьми, которые хотят обыскать своих пропавших без вести близких, руины контролируются бойцами Великой Токийской Империи. По традиции, уличные гопники, обладающие повышенной живучестью, должны были сбиться в банды мародёров и кошмарить оставшееся мирное население, но тут появились Тэцуо с Акирой и у гопников возникла державная сверхидея, замешанная на силе и религии. Акира теперь – Вседержитель, Бог. Тэцуо – его мессия, регент. И если Акира просто молча сидит на троне, то Тэцуо вовсю пользуется свалившимся на него привилегированным положением. Точнее, пытается это делать, но его крыша едет со свистом, по ходу выковыривая из памяти тонну воспоминаний, начиная с первого вздоха и заканчивая ситуациями, после которых у Тэцуо возникла болезненная фиксация на Канэде.

Отомо прекрасно показывает здесь две вещи: стихийное формирование новой власти и разрушения. Тэцуо и его приспешники легко добились того, что вокруг них образовалась толпа фанатичных людей, размахивающих флагами из подвернувшихся под руку обрывков и говорящих лозунгами, за которыми им самим видится гарантированный путь к лучшей жизни. Если на этом пути нужно взять в руки оружие, насыпать в карманы патронов и идти убивать – не проблема. Эти люди не замечают даже того, что своим лидерам они интересны лишь в качестве игрушечных солдатиков. По вечно спокойному лицу Акиры понять что-то сложно, но вот Тэцуо, словно ассоциируя себя с Полковником, который ставил над ним эксперименты в рамках «Проекта», точно также проводит опыты на подчинённых, желая пробудить в них скрытые сверхталанты. Для этого пичкает их «особыми» таблетками, которые и сам глотает горстями. Ему они помогают заглушить головную боль, а другим – разрывают головы. Но кому-то удаётся перед смертью показать фокус с левитирующими камешками. Ещё таблетки «помогают» (как считает Тэцуо) в компании девушек, которые его головорезы ловят на улицах и поставляют в качестве рабынь. Компания эта после любовных оргий, надо заметить, от раза к разу становится всё малочисленней. Но одной девушке удаётся выжить и она сближается с Акирой. Детям, пусть даже тем, которые могут уничтожить весь мир, нужны друзья. У Тэцуо же с этим большие проблемы и комплексы, в этом деле он не помощник.

Именно так выглядят последствия революции в эпоху Апокалипсиса. В центре этого оказываются Кэй, Рю и Киёко, пламенные революционеры, ещё пару томов назад готовые отстаивать свои идеалы с оружием в руках. Теперь оружие нужно им для выживания и спасения других. Кэй отправляется в квест, который приведёт её к тайнам прошлого и к необходимости убивать. Тут стоит заметить, что четвёртый том «Акиры» процентов на 90 представляет собой экшен в лучших традициях боевиков восьмидесятых, когда все бегают и орут, паля во все стороны из огромных пушек, тела подвернувшихся жертв разлетаются, дергаясь, кровавыми кусками, всё это сопровождается зубодробительными драками и выкрученным на максимум пафосом. Отсюда напрямую следует вторая вещь, прекрасно показанная мангакой. Разрушения. Фактически, каждый кадр здесь – это ночной кошмар урбаниста, панорама разваливающегося мегаполиса. Покосившиеся небоскребы как ироничное напоминание о японском экономическом чуде, искорёженные улицы, вывернутые бетонные блоки. Нео-Токио как бескрайнее поле боя. И всё это нарисовано максимально детализировано, Отомо для пущей реалистичности вычерчивает куски стекол, перегородок и плитки, вылетающих из разваливающихся зданий. Также же скрупулёзно он рисует редкую городскую технику. И оружие массового уничтожения, вроде огромных бомб, которые можно навести на цель с помощью лазера, что и делает тот самый Полковник, превратившийся здесь в токийского герилья. Впрочем, на эту героическую, но всё же сомнительную роль тут претендуют почти все персонажи. Грязные, потные, и очень похожие друг на друга, куда-то бегущие с оружием в руках, пока за всем этим наблюдает молчаливый Акира.

У фанатов манги и аниме, снятой по её мотивам, с Акирой связан главный вопрос: а кто это, собственно, такой? Нет, понятно – в том числе и из рассказов Мияко, — что это почти всемогущее существо, на радость или на беду человечества полностью оторванное от реальности. Но кого он олицетворяет с точки зрения Отомо? Наверное, Бога. Или сокрушительную силу в руках этого самого Бога. Недаром тема религии занимает в этом насыщенном действием боевике важную роль. Ответ на этот вопрос мог бы дать «крутой перец» Канэда, но это пока что всё ещё не его часть истории. А Кэй со своей частью справляется отменно, превращаясь по воле Кацухиро в одну из знаковых героинь манги. Финал «Акиры» не за горами: издательство «XL Media» выпустило три последних тома одновременно (а также допечатало предыдущие тома), так что скоро узнаем, чем всё закончилось. Классика от Отомо продолжает выходить на русском в нестандартном и лично мне очень нравящемся формате: мягкий переплёт с глянцевой поверхностью и с суперобложкой, размер 180х260мм, в данном случае заливка обрезов книги сделана фиолетовой краской. Цветные арты из манги на форзацах, подробный пересказ предшествующих событий и несколько цветных страниц в начале повествования. На книжной полке история, справедливо обозначенная на корешке как «классика манги» (это, кстати, единственная надпись на русском в оформлении), будет стоять несколько особняком, но так и надо, у «Акиры» вообще в современном масскульте свое, особенное место.

www.xlm.ru

Оставьте комментарий