
Этот комикс маскируется под западную «альтернативу» с помощью имен персонажей и места действия, но его быстро выдают два фундаментальных для менталитета русского человека вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Кто виноват в том, что Стефани, главная героиня, никак не может добиться успеха в любимом деле (девушка хочет профессионально заниматься фотографией), всё время пролетая с победами и грантами, оставаясь на вторых ролях или же вызывая своими работами отторжение у публики? На кого можно возложить вину за то, что отношения с парнем по имени Брэндон не клеятся, любовь сменяется токсичными предъявами и в итоге Стефани останется одна? Ответы очевидны: виноваты «тупые критики», не понимающие истинного искусства, виновата толпа, наконец, виновата та жизнерадостная блондинка, вечно занимающая первые места и отбивающая парней. С первым вопросом героиня разобралась. А что делать-то? Вот же он, ответ на обложке комикса. Устранить человека, который портит твою жизнь.

Будьте готовы к тому, что Стефани – не самый положительный персонаж; более того, с большой вероятностью вы быстро поймёте, что она вас раздражает и отталкивает своим поведением. Девушка носит чёрное и наверняка принадлежит к эмо-тусовке (казалось бы, где сейчас эмо, но время действия комикса 2013-й год, когда косые чёлки ещё мелькали в толпе), регулярно пребывает в мрачном настроении и сменяет агрессию на хныканье, т.е., использует модель поведения, «идеальную» для того, что удержать любого парня. Стефани также очень замкнутый человек, у её есть проблемы, не способствующие превращению в «звезду компании»: когда девушка нервничает, её речь становится несвязной, она меняет местами буквы в словах, начинает говорить что-то непонятное. Скорее всего, это афазия (в самом комиксе диагноз не фигурирует), болезнь, чаще всего вызываемая проблемами с мозгом. Но не спешите записывать Стефани ещё и в сумасшедшую. В тот момент, когда вы ловите себя на мысли «Зачем я продолжаю читать комикс про стерву?», автор Адель Громова с помощью флэшбэков, проецируемых через дурные сны героини, показывает возможные причины этих и других проблем. И причины растут из неприятной темы домашнего насилия, которое способно испортить всю жизнь, засев внутри человека раковой опухолью и приручая его жить с ощущением постоянной боли. Так что почему Стефани такая, почему не ладятся её отношения и почему, глотая слова и выплевывая буквы, она постоянно стремится доказать всем, что она лучше и талантливее (пряча за этим потаённое желание просто крикнуть окружающим «Смотрите, я существую!») – понять это помогают страшные сцены из прошлого, короткие фотовспышки подросткового периода, всплывающие под щелкающий звук затвора фотоаппарата.

Повествование в комиксе нелинейно, тут конец отношений может быть продолжен сценой знакомства будущих партнеров, первые ссоры могут совпасть с первыми неудачами на поприще фотографа, а вечерний интим может быть замещён ночным кошмаром (отмечу, что тонкая грань между насилием и одной из форм проявления своих чувств по время секса показана отлично, это совсем не позитивный, но по-своему эмоциональный опыт и для читателей). Кстати, о творческих неудачах: Адель показывает, как настоящее творчество в современном мире уходит на второй план, сейчас важнее сделать «продающий кадр». Это, разумеется, правильный укор, другое дело, что фотографии Стефани нам не особо и показывают, так что нельзя однозначно сказать, прав ли препод Нью-Йоркского института фотографии, когда называет их «похабщиной», или же пластмассовый мир гарантированно победил. Нелинейная структура усиливает ощущение внутреннего раздрая Стефани. Одно лишь находится точно на своем месте – финал. Он же окончательный ответ как на вопрос «Кто виноват?», так и на «Что делать?». И это спорное, даже, по нынешним меркам, провокационное решение, пусть оно и органично вписывается в рамки заполонивших Интернет советов по осознанию себя и своего места в мире. Типа, «Если тебе кажется, что все окружающие дураки, а ты один умный, возможно, дело не в окружающих», или «Чтобы увидеть виновного в своих ошибках, посмотри в зеркало». Хотя порядком подзабытые эмо такую концовку одобрили бы. Помимо нелинейности, комикс всячески демонстрирует желание быть скандальным и надрывно-искренним, выражается это в откровенных сценах (правда, стилистика рисунка не заставит вас возбудиться от показной физиологии) и ненормативной лексике. Большие глаза немногочисленных персонажей выдают увлечение Адель мангой, в целом графика на уровне многочисленных вэбтунов, стремительно набирающих популярность. В 2017-м году комикс вообще был чёрно-белым, но на протяжении нескольких лет перерабатывался и перерисовывался. Кстати, интересное дополнение: «Я убью её» не только вдохновлён песнью Soko «I’ll Kill Her», но и является её пересказом с некоторыми дополнениями.

Произведение Адель Громовой уже выходило в издательстве «Alpaca», первый тираж неплохо разошелся и пришло время расширенного переиздания. Теперь комикс упакован в твёрдый переплёт с выборочной лакировкой и стильным артом, в разделе бонусов представлена история создания от Адель, обложки, арты (в том числе и от других художников), плюс концепты; вы также можете заполучить себе бумажную куклу Стефани, которую можно одевать в бумажные наряды, надо только поработать ножницами и запороть свой экземпляр книги. Есть несколько коротких комиксов. Одностраничные «Высотка», «Успех» и «Она» — ну, пусть будут, если честно, а вот «Тамара» поднимает депрессивную, но важную тему. Демонстрируя сцены подросткового суицида с риском налететь на неприятности, автор задумывается о ценности человеческой жизни и о том, насколько порой эта жизнь оказывается неприметной в глазах окружающих, когда чей-то добровольно прерванный путь или последствия собственной глупости лишь повод для грустного вздоха, сочувствия или непонимания того, как такое могло произойти. После чего всё рассеивается, уступая место другим вещам и происшествиям. В новом издании 128 страниц, часть тиража доступна с альтернативными обложками.