Мнение: Бэтмен. Проклятие Белого Рыцаря

Готэм интересен тем, что в нем не бывает периодов спокойствия. Случаются периоды откровенной войны и моменты шаткого мира, наступают дни, когда торжествуют безумцы или герои в плащах берут все в свои руки. Но бывают периоды, экстраординарные даже по меркам Готэма. Летописцем одного из них стал художник Шон Мерфи, примеривший на себя заодно и роль рассказчика. В его истории случилось и вовсе невероятное: Джокер стал нормальным. Точнее, Джокер так и остался отмороженным клоуном, просто вместо него на свет появился Джек Напьер, другая личность, уживавшаяся с маниакальным безумцем в одном теле. Все это произошло благодаря медикаментозному лечению и, не в последнюю очередь, кулакам Бэтмена. И этот Напьер, импозантный, симпатичный, умный мужчина, сумел понравиться большинству жителей города. Он уверенно говорил и блистал харизмой белого рыцаря, обзавелся любимой и любящей женщиной и пошел в большую политику, выбрав в качестве основной повестки борьбу с городскими элитами и психом в костюме летучей мыши, который по ночам терроризирует простых граждан. Казалось, что появился тот, кто сможет изменить Готэм. Кончилось – и далее будет спойлер, вдруг вы еще не читали «Белого рыцаря» — все предсказуемо, на улицы выплеснулось недовольство, грозившее перерасти в гражданскую войну, а люди, мало заинтересованные в смене власти, сделали все, что Джокер, такой страшный, но привычный и даже отчасти родной, вернулся. Теперь он снова сидит в Аркхеме, но Джек Напьер оставил после себе мину замедленного действия – т.н. Инициативу имени себя самого, которая способна неслабо сдетонировать в раскаленной атмосфере города.

Все мы знаем историю появления Бэтмена. Семья Уэйнов пошла в кино на фильм про Зорро, в Преступном переулке раздались выстрелы, детская травма навсегда изменила жизнь Брюса Уэйна, превратив его в итоге… ну, тоже, в общем-то, в шизофреника, примерившего на себя два разных образа, один из которых постепенно стал вытеснять другой. Так вот, для Шона Мерфи эта классическая трактовка оказалась мелковатой. А что если появление Бэтмена – это не только последствие убийства четы Уэйнов, это еще и отголосок тайны, тянущейся в прошлое аж до семнадцатого века и связанной непосредственно с появлением Готэма и формированием его первых элит? Представители которых, кстати, категорически не согласны ни с какими Инициативами и надеются изжить Бэтмена, превратив его в главного врага горожан. И для этого та самая тайна тоже отлично подойдет, главное найти фанатика с нужной родословной, которому нечего терять, вручить ему карающий огнем меч и отправить на улицы в индивидуальный (как ему кажется) Крестовый поход. Мерфи закидывает интригу с первых же страниц, отправляясь на территорию конспирологии, тайной истории и древних символов, так хорошо вспаханную писателями вроде Дэна Брауна. Тут и стертые кровавые надписи в подземельях, и рассыпающиеся в руках дневники, и прочие артефакты, вплоть до древних детских страшилок про вампиров. Как ни парадоксально, но со всем этим органично взаимосвязаны события и персонажи, ассоциирующиеся с романами Александра Дюма (кстати, в его честь тут назван один сюжетообразующий древний орден) и Артуро Перес-Реверте, тут вам и бравые мужчины с рапирами и внешностью Эррола Флинна, и крестоносцы, и покорение фронтира. В самом комиксе я нашел прекрасную цитату, которая все это превосходно описывает: «Земельные сделки? Религиозные культы? Вампир по имени Лаффи?! А еще, мать вашу, какие-то виги, тори и дурацкая подводная загадка в духи Скуби-Ду из тысяча шестьсот хрен-знает-какого года!». Лучше и не скажешь. Из всего этого Мерфи выруливает на скоростное шоссе драматического боевика, и эта гонка для многих станет последней. Для кого-то это будет последний Крестовый Поход, для кого-то – прощание с важной частью самого себя. С Бэтменом. Со всем, что с ним связывает, начиная от уничтожаемых на раз-два бэтмобилей и заканчивая фигурой динозавра в тайном убежище.

Поскольку действие «Проклятия Белого рыцаря» происходит не в основной вселенной DC, а где-то в альтернативной реальности, у Мерфи на руках карт-бланш и он может карать и миловать героев по своему усмотрению. Так что в комиксе хватает трагических потерь, внезапных и даже шокирующих твистов. И множество отсылок к событиям классических бэт-комиксов, которые здесь, правда, могут происходить с другими персонажами. Скажем там, спины способны ломаться об колено не только у Бэтмена, хотя эта неприятность, как ни странно, вполне вписывается в личную историю одного из героев. Среди остальных персонажей прямо-таки выделяются готэмские копы, подчиненные Гордона, они так и просятся в свой персональный полицейский боевик. Но самым неожиданным альянсом стал тандем Бэтмен и Харли Квинн. Между (спойлер!) беременной «бывшей» Джокера и Темным рыцарем ощущается неслабая химия (или это последствия токсикоза?), украшающая и усложняющая и без того закрученный сюжет, в рамках которого Шон пытается подобраться к самой сути такого сложного явления, как Бэтмен. Что определяет его больше, законы крови, история или личные качества человека? Мефри приближается к ответу на этот вопрос вплотную, попутно очищая образ готэмского защитника от наносного и возвращая его к истокам, после чего следует совершенно нетипичная трактовка культового персонажа. Это стоит увидеть. Также в комиксе, развивающем историю Белого Рыцаря, продолжает настойчиво доминировать социальная, если не сказать, социалистическая повестка. Иронично, конечно, что крупнейшее издательство, входящее в капиталистический гигант «Warner Bros. Entertainment», позволяет авторам топить в своих комиксах за идеи всеобщего равенства и «давайте все поделим и будет нам счастье», но это происходит, хотя и выглядит попыткой успокоить и подкупить определенную часть аудитории, голос которой сейчас звучит на общем фоне достаточно громко.

Комикс относится к категории «читается на одном дыхании». Что касается рисунка, то если вы еще не вступили в секту «Свидетелей Шона Мерфи и Мэтта Холлингсворта», то наверняка сделаете это после ознакомления с данной историей. Многие кадры и развороты снесут вам крышу. Могла бы получится отличная экранизация, драйв, тайны, драмы и экшен отлично сочетаются друг с другом. Вот ты переживаешь за кого-то из героев как за родного, не в силах спокойно смотреть на их слезы и боль, а вот вздрагиваешь от внезапной смерти персонажа (пусть и не всегда положительного) или же начинаешь ломать голову над очередной загадкой из прошлого. Короче, «Проклятие» удалось. Настолько, что решительно не отпускало Мерфи, который тут же принялся фантазировать на тему «А что, если и у других обитателей Готэма есть скелеты в семейном шкафу?». Конечно есть, поэтому в конце сборника можно найти комикс с исповедью Мистера Фриза, нарисованную легендарным Клаусом Янсоном («Возвращение Темного Рыцаря»). Это история времен нацистской Германии о дружбе и о выборе, которые пришлось сделать предку Фриза. Во многом типичный сюжет о преследовании евреев, пронизанный, как и положено, смертельным холодом. В разделе с бонусами находятся альтернативные обложки, эскизы персонажей с комментами, примечания для русских читателей. 272 страницы, тираж 4000 экземпляров.

www.azbooka.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s