Мнение: Hellblazer. Страх и Ненависть

конст1

Астральные проекции, путешествия в другие реальности и во времени, древние гримуары, обтянутые человеческой кожей, битвы с полчищами демонов и обязательное спасение Вселенной раз в неделю по расписанию. Если верить книгам, комиксам и фильмам в жанре фэнтези, примерно так выглядят будни среднестатистического волшебника. С образом которого Джона Константина, главного героя серии «Hellblazer», роднит, пожалуй, только плащ, да и этот обязательный элемент стиля проще купить в ближайшем магазине, чем отвоевывать его у какой-нибудь оккультной сущности. Да, мир Константина – крайне обыденный, но отнюдь не простой, да и не была простым местом постТэтчеровская Великобритания, где народное недовольство было велико, перспективы туманны, как и сам Альбион, а теракты ИРА вызывали жуткую реакцию повседневной скуки, «о, смотри, тут тоже окна в пабе взрывом вынесло». Гарт Эннис был свидетелем всего этого и атмосферу своей Родины в комиксе американского издательства DC Comics передал со всей злостью и мизантропией, выставив Англию как место, где бесчеловечная нечисть чувствует себя предельно вольготно. И этой нечисти даже не обязательно быть потусторонней – например, в первой половине второго тома, носящего отсылающее к Лас-Вегасу (от которого все герои комикса в этот раз безнадежно далеки) название «Страх и Ненависть» Джон сталкивается с неонацистской партией, копии которой тогда имели заметное влияние среди рабочего класса, по традиции указывая, кто на самом деле виноват в безработице и сокращении рабочих мест и кого нужно мочить, чтобы зажить счастливо и обеспеченно.

конст2

Впрочем, давайте откатим обзор событий этого тома чуть назад: вы не поверите, пока не увидите это сами, но в начале сборника Константин практически счастлив. Ну, знаете, это такой распространенный драматический прием, сначала нужно показать, как герой начинает новую счастливую жизнь, а потом подвезти к нему поближе цистерну с тоннами дерьма и вылить на него. Вот этим Эннис и занимается, но делает это так мастерски, что даже и предъявить ему нечего. Итак, у Джона есть любимая женщина Кит, на его сорокалетие (ставшее отличным поводом для «старческого» бурчания главгероя) собираются лучшие друзья. Появление Болотной Твари с его ботаническим подарком, который для пущего эффекта не мешало бы подсушить, отлично вписывается в возрастное ограничение «18+», как и потоки забористой, но литературной ругани, с помощью которой здесь общаются персонажи. Я не знаю, есть ли такая примета в Великобритании или это чисто отечественное ноухау, но говорят, что сорокалетие не стоит отмечать, примета плохая. Которая в случае Константина тут же сбывается. Потому что есть еще один раскрученный сценарный прием, «опустить героя на самое чертово дно самой глубокой бездны отчаяния и посмотреть, как он будет там барахтаться». Барахтаться, как мы видим, Джон умеет не очень, вместо мобилизации сил душевных или использования магических заклинаний он утопает в бутылке (причем Эннис демонстрирует, как меняется качество содержимого этой бутылки в зависимости от глубины падения героя, переходящего с виски на разбодяженный метиловый спирт), довольствуясь компанией больного СПИДом и продающего себя за мелочь бродяги, выглядящего еще одним отнюдь не молчаливым, а наполненным гневом укором политике кабинета Тэтчер. Но даже в формате опустившегося бомжа Константин опасен для потусторонних сил, обманывать и дурить которые он может в любом состоянии – то ситуацию с ангелом, пытающимся разобраться в своих отношениях с Отцом, повернет так, как это нужно ему, то вечных, порочных и самодовольных кровососов обведет вокруг пальца. Линия с вампирами, кстати, одновременно предельно откровенна, жестока и омерзительна, Эннис создал действительно ужасных в своем вечном самодовольстве существ, которых в итоге уделывает простой бомж. «Кинуть всех» — вот, пожалуй, ключевое жизненное кредо главного героя, не приносящее ему ни удовольствия, ни счастья, ничего хорошего. Это просто хороший движущий механизм, обеспечивающий Константину максимальный разгон по крутой горке под названием «Саморазрушение». Хотя вы наверняка знаете об еще одном часто используемом сценарном приеме: «Когда герой достигнет дна, обязательно случится что-то, что поможет подняться ему наверх». Как вы думаете, применит ли данный прием Эннис по отношению к Джону?

конст3

Комикс про мага, в котором бухло встречается намного чаще, чем магические заклинания, а бытовуха пропитывает даже магическую сторону реальности, еще и полон жесткой критики религии и ее символов. Некоторые утверждения и намеки Энниса могут однозначно оскорбить религиозного фанатика, впрочем, так оно, очевидно, и задумывалось. Так и вижу, как после строк про изнасилование архангелом жены одного иудейского плотника Гарт потирает руки и говорит: «Самое то, но основную жесть я все же оставлю для «Проповедника»». Просто имейте ввиду это, если вдруг вы давно уже обрели Иисуса в своем сердце. И ведь нельзя сказать, что люди, творящие здесь ужас во славу Божью, однозначно плохие. Как мы узнаем из финальной главы, где Джон принимает исповедь человека, которого он был бы не прочь отправить в Ад, они просто оружие в руках Дьявола, который, в отличии от Бога, неплохо персонифицирован и «успешно» себя проявляет. Кстати, эта исповедальная глава стала превосходным (хотя и вызывает после прочтения стойкое желание помыть руки или поставить свечку) экскурсом в темные пространства человеческих душ, где Дьявол расставил свои силки, хотя и начинается она с событий шестидесятых, когда Джон жил по принципу «Секс, наркотики, рок-н-ролл». Это потом уже принцип сменился на «Кое-кому лишь бы нос сунуть куда не просят. Мне, например». Короче, еще одна «вышка» таланта Энниса.

конст4

Однозначно, в этом комиксе атмосфера эпохи намного важнее «мистической» составляющей. И эта атмосфера, с ее событиями, волнениями и песнями, достаточно подробно разобрана в примечаниях. Также среди допов затесались откровенные монологи автора, названные «На карнизе». Суперобложка сборника ценна тем, что на ней в коллаж слились арты художника обложек оригинальных выпусков Гленна Фабри, рисует он классно и реалистично, в олдскульной манере «сейчас так больше не делают», так же, как и художник серии Стив Диллон. На супере есть традиционная для «Азбуки» выборочная лакировка. 320 страниц крайне нестандартного подхода к историям про «волшебников» в духе очень жесткого магического реализма. Тираж 5000 экземпляров.

www.azbooka.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s