Мнение: Гарт Эннис. Призрачный гонщик (полное издание)

Каждую ночь в аду раздаётся рёв двигателя, пахнет жжёной резиной, плавится сталь. Джонни Блейз, он же Призрачный Гонщик, седлает своего железного коня и мчит на максимальной скорости к воротам Ада, надеясь вырваться на свободу. За ним гонятся самые жуткие адские отродья и, несмотря на все попытки Джонни, догоняют его, вытворяя с ним… разное, из-за чего в «пацанских кругах» ему точно бы не подали руки. Побег-погоня-неминуемое и немилосердное наказание повторяется раз за разом и, кажется, этому не будет конца, ведь Ад – это парк аттракционов для грешников, работающий вечно, без выходных, праздников и перерывов. Страшная участь, скажете вы, почувствовав, как по спине бежит холодок. Но однажды великий и ужасный сценарист Гарт Эннис придумал, как и почему Блейз может покинуть Преисподнюю. И для чего это нужно. В 2005-м году увидели свет первые выпуски «Дороги к проклятию», лимитки Энниса о «Призрачном гонщике», созданной совместно с художником Клейтоном Крейном. Чуть позже, в 2007-м, Гарт и Клейтон вернулись к «Гонщику» с «приквелом» (условным) «Дорога слёз». В 2024-м обе эти истории можно прочитать в сборнике от «Комильфо». Только, пожалуйста, уберите этот сборник подальше от детей.

Отношение Энниса к религии и к тем, кому она призывает безоговорочно поклоняться, хорошо вам известно, если вы читали «Проповедника» и «Константина». В «Призрачном гонщике» это отношение, густо замешанное на мизантропии и нигилизме, не изменилось ни на йоту. Что в Аду, что в Раю – ничего хорошего, везде свои подковерные интриги, ярмарка тщеславия и борьба за власть. А люди… ну так, расходный материал, ничего важного, грязь под ногами. Возможно, подобная трактовка образов ангелов и святых покажется вам кощунственной. Что ж, бывает, никто даже не будет переубеждать вас в том, что Эннис прав, надо только оглянуться по сторонам, чтобы понять это. Вернёмся к сюжету. Джонни получает шанс покинуть Ад, но взамен он должен «поспособствовать» поимке сбежавшего из Преисподней могущественного существа, Казанна. Демон, Князь Тьмы, создание без физического обличия, которое он сможет заполучить на Земле – и тогда адские полчища хлынут на неё. Местом очередного Апокалипсиса намечен Техас, где располагается штаб-квартира корпорации «Густав Петролиум», глава которой прикован к инвалидной коляске. Заметно, что Эннис не только с охотой выкидывает средний палец в сторону традиционных догматов, он ещё и знатный антиглобалист, создавший здесь мерзкую карикатуру на того, у кого есть все, но чьи грехи привели его к беспомощному состоянию. Уже на первых страницах начинаешь надеяться, что к финалу истории этого Эрла Густава разорвут ко всем чертям. Именно Густав должен помочь воссозданию Казанна, за что ему обещано здоровье, в связи с чем в офисах корпорации чертятся пентаграммы и звучат сатанинские заклинания на совещаниях.

Побег демона такого уровня одинаково неприятен и Раю, и Аду, поэтому в Техас, помимо Блейза, отправляется «спецназ». Толстяк, жирный ковбой в шляпе, любящий кантри и беспредел на пыльных хайвеях. Руфь, не говорящая ни слова женщина в белом офисном костюме, которой абсолютно плевать на последствия своих действий и на то, сколько будет «сопутствующих потерь». Смотришь на её безэмоциональное лицо – и тут же начинаешь безудержно хотеть оказаться от этой дамы как можно дальше, где-нибудь в другой галактике. Поскольку ставки очень высоки, а возможный гешефт, как и перспективные потери для всех сторон конфликта чрезмерно велики, в раскладе находится место для чернокожего священника-вероотступника, который смотрит на развитие ситуации через оптический прицел снайперской винтовки. В общем, этот служитель культа в чём-то перекликается с образом «Проповедника», Эннис решил, что без подобного героя вселенная «Marvel» будет скучной. Если говорить о сюжете комикса, то он довольно стандартный в рамках жанра «инфернальный боевик последних дней»: есть угроза, действующие лица мчат к ней навстречу, влипая в дорожные неприятности и заключая временные союзы друг с другом, есть те, кто всем этим манипулирует издалека, и есть вполне себе ощутимый Армагеддон. Всё линейно. Другое дело, что Гарт умело выдает мерзейших, но не лишенных харизмы персонажей, жестит с кривой ухмылкой, старательно вызывая у читателей шок, разрушает традиционные устои и образы, и погружает действие в бурлящий котел горящей, скользкой и просто отвратительной плоти, намешанной в кучи из кишок, черепов и конечностей. Ад и его обитатели выглядят именно так, и сложно поспорить с этим. Есть в комиксе и сюжетные твисты, восходящие к ангельским преданиям. Есть и несколько роскошных сцен: в одной из них ангелы тусуются на Луне, оседлав лунные модули в тени американского флага, в другой Господь Сияющий шлёт мечтавшего о Рае человека в Ад с криком «Тупорылый Святоша!». Если коротко: Комикс – огонь! Да, а что там с Джонни? Призрачный Гонщик не выходит из образа брутального байкера, новызывает сочувствие и из-за описанного ужаса, который он вынужден переживать вечно, и из-за того, что его вовсю используют и обманывают. Он тут не супергерой, скорее, обычный человек – пусть даже с горящим черепом на месте головы, — попавший в жернова разборок высших сил.

Во второй истории сборника авторы переносят нас в годы Гражданской Войны в США. Трэвис Парэм, южанин, солдат Конфедерации, должен был умереть в одном из боёв, как его товарищи, но был спасён Калебом, чернокожим, который смог выкупить себя, свою семью и теперь занимается фермерством. Война, кстати, показана реалистично: грязь, свист пуль и грохот взрывов, разрывающиеся тела, трупы однополчан, медленно остывающие в окопах, глядящие на мир живых последний раз открытыми глазами, полными ужаса. Парэм остаётся у Калеба залечивать раны, затем отправляется покорять фронтир. Вернувшись же обратно спустя пару лет, он узнает, что с семьей его друга жестоко расправились местные бандиты под руководством Джорджа Рейгана, садиста и расиста, члена Ку-Клукс-Клана. Парэм решает мстить и отправляется по следам убийц. Казалось бы, перед нами классический вестерн на тему мести, демонстрирующий США, оплот демократии и мира, без прикрас и благоговения: захудалые, нищие городки, шерифы, искренне удивляющиеся, с чего это они должны арестовывать людей за убийство нигера или шлюхи, алкоголь, салуны, безнадёга. Слово «мрачнейший» этому вестерну очень подходит. Но выясняется, что Парэм – не единственный мститель, идущий по пятам банды Рейгана, за ними следует некто на лошади, очень похожий на Смерть. Черный плащ, череп, железные цепи вместо косы в костлявых руках, идеальное оружие для разрывания грешников (а других тут просто не водится) на части. Возможно, в появлении этой мистической фигуры замешано древнее африканское проклятие, но, если так, оно может работать в обе стороны, и вот уже по прерии скачут не грязные мужики в майках-алкаголичках, а бессмертные воины тьмы. Месть тоже может быть «отзеркалена». А основная мысль этой тяжелой в эмоциональном плане истории гласит, что возмездие не принесёт облегчения, не стоит даже надеяться на это. Наоборот, оно обречёт на вечное проклятие. Эннис и Крейн наглядно показывают, что Призрачный Гонщик (тут всё же всадник, хотя, по факту, это совсем другой персонаж комиксов) – постоянная константа человеческой истории и не важно, как зовут того, кто примерил на себя этот страшный и трагический образ на определённом отрезке времени.

Напомню, комиксы эти появились в середине «нулевых», когда вовсю внедрялись инновационные технологии и многим казалось, что скоро всё будут рисовать исключительно на компьютере. Крейн, скорее всего, именно так их и создавал, активно экспериментируя с 3D-моделированием. Для своего времени обе части сборника выглядят дерзким прорывом, но, спустя почти два десятилетия, воспринимаются как нечто крайне специфическое. Особенно специфичной вышла «Дорога к проклятию», в «Дороге слёз» или Крейн технику другую использовал, или руку набил. В общем, визуал требует привыкания, принятия и осмысления. Сюжетно же перед нами Эннис в лучшем виде, вечный странник по границе лютого трэша, низвергатель основ, нигилист и магистр очень чёрного юмора. Человек, знающий про Ад чуточку больше. Взрослый, жестокий комикс… искать искорки надежды в нём определённо не стоит, но брутальный сюжет, обдав жаром адского пламени, захватит вас и заставит проглотить себя в один присест. Полное издание от «Комильфо» вышло в твёрдом переплёте, формат 253х167мм. Из бонусов – пара обложек и их наброски. 284 страницы, тираж 2000 экземпляров.

https://vk.com/komilfobook

Оставьте комментарий