Мнение: Рыцари «Сидонии». 6-10 тома

В космосе никто не услышит твой крик. В космосе вообще никто ничего не услышит, потому что звук в вакууме не распространяется. Но данный научный факт не смущает Цутому Нихэя, который озвучивает все боевые действия в условиях открытого космоса звуками типа «Вжух», «Хрясь» и «Грохот». Потому что ещё в «Звёздных войнах» доказали, что так динамичнее и, как ни парадоксально, правдоподобнее. Также в манге Нихэя по вакууму регулярно разносятся «Пуф», «Бульк», «Хрусть» и другие звуки, которые можно охарактеризовать как «органические». Принадлежат они Гауна, таинственным инопланетянам, о природе которых ничего нельзя сказать конкретно, непонятно даже, как они выглядят на самом деле. Главное, что о них известно: Гауна – смертельные враги, на уничтожение которых нужно бросить все силы.

К шестому тому манги последний ковчег человечества «Сидония» добрался до звездной системы Лема, где на одной из планет можно попробовать начать новую жизнь. Группа колонистов пошла наперекор командованию (т.н. Комитету Бессмертных) и самолично отправилась заселять новые земли… с предсказуемым результатом. Потому что возле седьмой планеты Лема находится огромный корабль-кластер Гауна, откуда идут постоянные атаки на «Сидонию». Почему Гауна, уничтожившие Землю, так настойчиво стремятся добить остатки землян, мешая им попасть на экзопланету? Это самая большая и волнующая загадка. Пока же «Сидония» готовится к полномасштабной войне. Инженеры и техники допиливают «Стражей», боевых роботов, выпуская вместо восемнадцатой модели девятнадцатую, более мощную, быструю и безопасную. Пилоты получают новые скафандры (старые часто достаются по наследству и сам Нихэй делает особый акцент на том, что пахнут они, мягко говоря, не очень; волнение пилотов, специальный защитный слой бактерий, катетеры и прочие радости боевого облачения благоуханию не способствуют, суровая правда космической войны передана в полной мере), осваивают новое вооружение, пришедшее на смену копьям Кабидзаси.

Но этого мало, и в ход идут последствия экспериментов, почти погубивших «Сидонию» сотню лет назад. Учёный Отиай, чье сознание хранилось на «внешнем накопителе данных», в теле наследника крупнейшей корпорации создаёт первый гибрид человека и Гауна. За основу пришельца была взята эна, оболочка ядра инопланетян, способная трансформироваться в разные формы. Человеческая «половинка» гибрида – Сидзука Хосидзиро, погибшая в бою подруга главного героя манги Нагатэ Таникадзэ… точнее, это эна приняла форму Сидзуки и скопировала её сознание… в общем, всё сложно, но захватывающе, в лучших традициях биопанка и киберпанка. Гибрид зовут Цумуги Сирауи, и она сразу же даёт понять, что рисковый эксперимент прошёл удачно: «девочка» демонстрирует дружелюбный настрой, любопытство, детскую тягу к познанию окружающего мира. А в бою выносит полчища Гауна на раз-два, справляясь даже с Бэнисудзумэ, тоже гибридом, но созданным уже самими пришельцами.

В общем, милейшее создание, к которому все быстро привыкают. Нагатэ и Идзана Синатосэ ещё и становятся её лучшими друзьями. А уютное жилище в одном из живописных уголков «Сидонии», заставляющее на время забыть, что кругом война, перебои с электричеством и экстренные гравитационные манёвры, уносящие жизни не успевших пристегнуться бедолаг, становится тем местом, где зарождается любовь. Робкая, стеснительная, подростковая. А вместе с ней возникает и любовный треугольник, крайне необычный хотя бы потому, что в него – даже не подозревая об этом – входят парень, гермафродит (по ходу действия начавший переход в женскую фазу) и гибрид. Причём Цумуги в своей бытовой форме, позволяющей ей покидать лабораторию и перемещаться по «Сидонии» по вентиляционным трубам, выглядит крайне своеобразно. Меня не покидает ощущение, что нечто подобное я видел в каком-то фантастическом фильме, но не могу вспомнить в каком. Зато точно могу сказать, на что именно это похоже, есть брать человеческую физиологию. Могу, но не буду, а то уже за углом притаился дедушка Фрейд со своей сигарой. Скажу лишь, что это действительно один из самых необычных любовных треугольников в истории. Позволяет вновь сделать вывод, что любовь и привязанность – универсальные вселенские чувства, не зависящие от внешнего вида, пола и расы.

По-прежнему экшен-основа «Рыцарей» – частные космические бои людей и пришельцев, в среднем по два сражения на один том. Должно было, по идее, поднадоесть, но нет, тут каждый бой уникален. Люди меняют тактику. Гауна меняют тактику, принимая новые формы и устраивая неприятные сюрпризы. Трансформации Гауна по-прежнему впечатляют и потрясают, эти огромные создания, издающие в космосе физиологические звуки, бульканья и хлюпанье, то копируют человека, то мимикрируют под насекомых, то становятся роботами… а в иных ситуациях вообще не похожи ни на что. Они – Гауна, ничего больше сказать нельзя, это надо видеть. На поверхности девятой планеты Лема, к примеру, они встречают разведчиков-землян, приняв форму жутких великанов. То ли это мутировавшие чудовища из «Атаки на Титанов», то ли порождения ночных кошмаров мангаки и его ассистентов. Я очень люблю фантастические истории про колонизации других миров, поэтому арка с высадкой на планету Лема и последующей боевой миссией по спасению впечатлила меня больше всего. Нагатэ – выдающийся пилот, но что он будет делать, когда в разгар боя в его кабине окажется обнажённая девушка, в чьей смерти он себя всё ещё винит? Как это скажется на его психике и как повлияет на исход боя?

Другая важнейшая часть этой трети истории – генетические эксперименты, «удачно» совпавшие с борьбой за власть среди Бессмертных. Однажды Отиай уже поставил «Сидонию» на грань уничтожения, почему бы не повторить? Ведь после появления дружелюбной Цумуги все расслабились, давайте сделаем ещё одного гибрида и вообще, поставим их производство на поток. Что может пойти не так? Ну, например, у нового образца может поехать крыша, и тогда спятивший Гауна окажется прямо в центре «Сидонии». В десятом томе Нихэй отлично соединяет эту катастрофу и редкие минуты умиротворения, когда герои могут забыть на день-другой о том, что они пилоты «Стражей», и просто наслаждаются моментом и возможностью побыть друг с другом наедине. Можно, например, достать из шкафа бабушкино платье и походить по улицам как «звезда косплея». Можно отправиться в уютное место вдали от суеты. Нельзя только игнорировать сигнал тревоги и приказ немедленно прибыть на базу. Выдерживают это напряжение и эмоциональные качели не все, в одном из эпизодов Нагатэ мельком бросает фразу, что кто-то из пилотов отказался лететь, дезертировал и его арестовали. Таковы реалии войны.

При этом Цутому регулярно переводит «Рыцарей «Сидонии»» на уровень школьной комедии с гаремом и неловкими, двусмысленными ситуациями. Тому же Нагатэ регулярно прилетает за то, что он якобы подглядывает за девушками (и нельзя сказать, что он этого не делает, подросток же). Пара сцен тут откровенно пародируют штампованные ситуации. Эпизод в душе обыгрывает намёки на голую даму и тентакли. И без совместных купаний манга не обходится. Короче, тут есть фансервис. Нихэя ещё в процессе выхода его первой манги «Blame!» хвалили за умение детально рисовать мегалитические структуры зданий и механизмы, погружаясь куда-то на уровень винтиков и прочих мелких деталей. В данном манге это тоже прослеживается, но при всей сложности и детализации интерьеров нет ощущения, что перед тобой трехмерный чертеж или 3D проекция. В контурах заметна прерывистость линий, словно художник спешил или хотел сделать рисунок более условным. Кстати, в такой технике работал и Мёбиус, так что это не упрёк, а констатация особенностей графики. Словно всё вокруг старое, чуть поломанное, осыпающее, но при этом движущееся, фактурное и, можно сказать, живое. Живая архитектура, вот, наверное, правильное слово. Живая, со всеми своими огрехами, ошибками и неточностями.

Манга всё ещё вызывает стандартные вопросы для жанра «меха про подростков, управляющих боевыми роботами»; вопросы риторические, потому что никто до Нихэя (и никто после) не дал на них ответа. Вопрос первый: ограниченность ресурсов. Нихэй сам делает на нём акцент, когда один из техников говорит главному герои что-то типа «Не бери в голову, мы этих «Стражей» ещё наделаем, сколько надо!». Откуда у вас столько материалов и оборудования, если учесть, что буквально в предыдущем томе только за один бой потери эскадрильи оценивались в девяносто с лишним роботов и, увы, пилотов? Вопрос второй: общая безалаберность службы безопасности. Пилоты, в том числе ценнейший главный герой, предоставлены сами себе, ходят где хотят, регулярно попадая в опасные ситуации из-за гравитационных маневров. Ладно, по канону школьной комедии девочки-клоны постоянно лупят Нагатэ, это помогает разрядить обстановку. Но в реальности с ним обязаны ходить телохранители и сдувать с него пылинки. Что уж говорить о «всепроникаемости» Цумуги, которая, без преувеличения, реально последняя надежда человечества. Так нет же, она путешествует по станции, ночует где и с кем хочет, демонстрируя полное отсутствие контроля. Понятно, что без этого невозможно двигать сюжет, но вопросы всё равно никуда не деваются. Хотя гораздо больше интересует вопрос «Что будет дальше?» и «Чем всё закончится»? Совсем скоро узнаем. Пока же, на пересечении сюжетного экватора и дальше, манга продолжает радовать фантастической графикой и не менее фантастической историей. Как и прежде, каждый том начинается с пары цветных страниц, причем в десятой книге они выглядят больше как «компьютерный арт», чуть размытый на фонах. К бонусам стоит отнести рассказ мангаки о его визите на аниме-фестиваль в Вену; да, не по теме, но интересен «взгляд изнутри» и реакция на то, когда люди фанатеют от созданной тобой истории. Издание от «XL Media» в мягком переплёте с глянцевой суперобложкой. Обратил внимание, что в разных томах использована бумага разной плотности. 174-190 страниц, тиражи не указаны.

www.xlm.ru

Оставьте комментарий