Мнение: Время ждать

Один год снаружи. Один год внутри. Новая книга Юлии Никитиной («Дневник штормов», «Полуночная земля») представляет собой графический дневник, охватывающий период в двенадцать месяцев, с марта 2021-го по февраль 2022-го. И это очень интровертный, если так можно выразиться, дневник, на страницах которого находится место не нуждающимся в словах образам, через которые художница исследует окружающий мир и свое место в нём, собственное восприятие природы и ритмов жизненного круговорота.

Вообще книги Юлии почти всегда посвящены путешествиям и почти всегда, куда бы не лежали тропы, путешествия эти проходят в двух направлениях, во внешнем и внутреннем мире. Мир внешний чаще всего (с заездами в Тюмень, Питер и другие места) представлен далёким севером, родным для Юлии Салехардом, который для многих остаётся такой же экзотической территорией, как и лунные кратеры. Поверхностные знания читателей об этих местах (холодно, красиво, сурово, добывают нефть, единственный город России, расположенный за Полярным кругом) художница расширяет картинами местной природы, выбираясь из серых дворов с невысокими домами в сторону бесконечных пространств, навстречу ледяным водам Оби, заснеженным или раскрашенным коротким летним буйством красок полям, сопкам, лесам. Заодно примеряя на себя роль древних шаманов, визионеров, собирателей и созерцателей… в общем, тех, кто умел разглядеть в хаосе природных явлений чёткую последовательность знаков и символов, переносившихся потом в узоры, сформировавшие знаменитые северные орнаменты, следы которых мы находим и здесь, но уже в авторской интерпретации. Травинки, ветви, дорожки камней, силуэты волн, россыпи красных ягод, мозаика птичьего оперения, рыжий всполох бегущей лесы, облака, корни, снежинки… всё это вписано в грамматику очень древнего языка, память о котором существует на каком-то генетическом уровне.

Всему этому сопутствуют короткие бытовые сценки и предметы повседневной жизни (качели, работа, блистеры от таблеток, кухонная утварь, стаканы с чаем, дребезжащие в ритме поезда в подстаканнике), прокладывающие путь во второй мир, во внутреннее пространство. Здесь мы постоянно наблюдаем образы слияния с природой, возникающие либо в состоянии медитации, либо приходящие во сне, в фантазиях. Девочка, созерцающая полярной ночью старый корабль, мечтает о том, как согревает в своих руках старые, нуждающиеся в тепле морские суда, убаюкивая их. Вышиваемый нитями узор из осенней листвы действительно оживает. Тень от нефтяной вышки превращается в огромную птицу, а жёлтое солнце ныряет за горизонт золотой рыбой, наглядно демонстрируя, как из подобных фантазий рождались легенды и сказки. Уходящие в землю корни заставляют задуматься, с чего все начинается и куда всё уходит в непознанном «после». Это какая-то очень личная философия погружения, наблюдения и последующей трансформации увиденного в художественные образы, в скетчи, из которых и сложился в итоге этот книжный год Юлии. Которая также исследует тему одиночества (очень актуальную, приобретающую нередко депрессивную форму или перерождающуюся в душевные проблемы в условиях кажущейся бесконечной зимы, тьмы и невообразимых безлюдных пространств русского севера) и тему взаимоотношений между людьми, когда для сближения достаточно сущей малости – северного сияния, например.

Истории Юлии всегда очень простые по своей сути, но, что называются, «пробивают» на размышления и эмоции. В результате чего начинаешь видеть в них что-то свое, то, о чём художница, может быть, и не думала. Тут есть кадры, которые совершенно точно погружают в воспоминания о детстве. И есть кадры, которые аккуратно и нежно подталкивают к размышлениям о вечности. И о том, в каком большом и красивом мире мы живём, как бы банально это не звучало. Да, возможно это мало похоже на отзыв о комиксе. Ну так и «Время ждать», в отличии от предыдущих работ Юлии (которая использует описание для своего творения термин «поэтические комиксы»), на него тоже не совсем похож. Это, скорее, структурированный по временам года скетчбук, хотя многие страницы и разбиты по кадрам. Или артбук. В любом случае, получилось красиво и душевно, хотя для полного погружения нужно побыть немного мечтательным меланхоликом-интровертом. Людям деятельным, с кипучим характером может показаться, что тут всё скучно и наоборот, вырвано из жизненного ритма, ощущать который лучше в больших мегаполисах, а не залипать на веточки и снежинки. Рисунок Никитиной стал еще более детальным, проработанным, ему очень идут тёплые, приглушенные цвета, появилась в нём ещё большая плавность. Природа выглядит очень реалистично. Прекрасная обложка и арты на форзацах очень точно, на мой взгляд, транслируют настроение этой книги. Которая была выпущена издательством «Alpaca» в твёрдом переплёте, тиражом в 1500 экземпляров. 96 страниц красоты и северной эстетики.

https://vk.com/alpaka_comics

https://t.me/wicomix

Мнение: Время ждать: 2 комментария

  1. Уведомление: Мнение: Мир за забором психбольницы — wicomix

  2. Уведомление: Мнение: Призрачный берег — wicomix

Оставьте комментарий