Джеф Лоэб и Тим Сэйл черпают вдохновение для своих историй о Бэтмене в голливудской классике с участием роковых женщин и мужчин с широкими плечами и волевыми подбородками, в старых комиксах, в эстетике нуара, позволяющей играть со множеством теней и оттенков чёрного цвета, в детективных палповых романах про мафию и полицейских, в известных сюжетах мировой литературы. И в атмосфере Дня Всех Святых, конечно же, создав знаменитую серию «Долгий Хеллоуин», объединившую всё вышеперечисленное, её продолжение «Тёмная победа» и замыкающий получившуюся трилогию сборник ранних своих историй «Одержимый рыцарь», о котором и пойдёт речь. В одном из синглов от совсем других авторов нам показывали, что Бэтмен, в общем-то, не прочь провести праздник «нечисти» как все: дома, у камина, раздавая конфетки в ответ на требовательные стишки стучащихся в дверь детишек в масках (см. «Как-то в полночь, в час угрюмый»). Но Джеф и Тим точно не предоставят Тёмному Рыцарю такой возможности. Для него канун Дня Всех Святых ежегодно оборачивается испытаниями, неприятностями и настоящими (?) чудесами, связанными с этой тревожной и загадочной ночью.
В первой половине сборника читателей ждут три рассказа о том, как Бэтмен проводит Хеллоуин, то есть, перед нами хроника как минимум трёх лет (если приплюсовать сюда и сам «Долгий Хеллоуин», то четырех) из жизни готэмского защитника. В «Страхах» праздничное обострение накрывает Пугало, лепечущего всякий бред и распыляющего газ, пробуждающий потаённые ужасы, засевшие в голове человека. Помимо беготни за опасным психом, погонь на винтажном бэтмобиле, словно приехавшем из древних синглов DC, блужданий в городском лабиринте, символизирующем запутанность героев в своих чувствах, мыслях и воспоминаниях, Брюса Уэйна ждёт настоящее романтическое приключение. Именно Брюса, который вновь задаётся вопросами «Ради чего всё это?» и «Не пора ли завязывать?». Развитие отношений богача и знойной красавицы с внешностью звезды большого экрана показано создателями в чёрно-белых тонах: тут и отсылки к киноклассике, выраженные во всем – во внешности героев, в дизайне автомобилей и в фасоне одежды, во фразах и поступках, — и грустный намёк на то, что без пещеры, костюма и ночных приключений жизнь Уэйна станет серой и скучной. Есть ли у него выбор, когда в небе зажигается прожектор и нужно снова рисковать собой? Извечный вопрос персонажа, на который Лоэб и Сэйл постарались ответить, кидая Бэтмена из одной болезненной передряги в другую, фактически своими руками раня, царапая его, впрыскивая сценарными финтами дозы яда в его вены и погружая в галлюцинации.
Вторая история называется «Безумие», она вдохновлена книгой Льюиса Кэрролла, которую, как мы узнаем, Брюс любил слушать в детстве, ему перед сном читала её мать. Так что когда ещё один несущий околесицу сумасшедший крадёт на улицах детей, чтобы устроить костюмированное чаепитие, этот факт не только наводит на его след Бэтмена, но и пробуждает у последнего грустные, но всё же светлые воспоминания. Правда, если слишком глубоко погружаться в эти, опять же, чёрно-белые флэшбэки, можно вновь оказаться в «том самом» переулке, поставив под удар не только случайных граждан, но и очень близкого человека комиссара Гордона. Наконец, «Призраки» обращаются к классическому сюжету Диккенса, и, значит, Брюсу предстоит разгадать, отчего в его дом повадились гремящие цепями привидения (обычно они должны являться в сочельник, но здесь этой «поспешности» дано свое объяснение) и извечные враги, вроде Джокера и Ядовитого Плюща, кого он должен внимательно выслушать и кому необходимо помочь. На тему «Бэтмэн и Диккенс» уже высказывался Ли Бермехо в графическом романе «Ноэль», но здесь представлена более оригинальная трактовка.
Что связывает эти три рассказа между собой помимо центральной темы праздника? В каждом из них главный герой находится в «ненормальном» состоянии. Он либо под воздействием химии, либо ранен, либо отравлен, либо переживает болезненные эмоции. Из-за всего этого восприятие реальности у Брюса немножко «плывёт», теряется связь между событиями и на волю лезут монстры подсознания. В общем, ничто не мешает сделать (давно уже и так сделанный многими авторами) вывод, что у Бэтмена и у его «подопечных» много общего, и если для последних Хеллоуин с его чертовщинкой выступает в роли катализатора безумия, а психами они всё равно остаются 365 дней в году, то зачем исключать возможность подобного «воздействия» праздника и на Тёмного Рыцаря? Есть одна симпатичная дама, которая наверняка помогла бы ответить Брюсу на этот вопрос, но, увы или нет, она находится в Европе, устроив себе нечто вроде римских каникул. Вторая половина «Одержимого» — это долгожданный сольный выход Селины Кайл, Женщины-Кошки, и это очень классный выход.
Всё, за что вы любите комиксы Лоэба и Сэйла про Бэтмена – всё это здесь. Правда, без Бэтмена. Он, конечно, присутствует на страницах «Однажды в Риме», но только в качестве видений героини, чей разум обращается к его тёмному образу защитника и потенциального любовника в момент повышенной опасности, боясь его и, одновременно, желая. Зато широко представлены мафиозные кланы и их войны, неожиданные альянсы, тайны происхождения в духе авантюрных романов про старые фотографии и хранящих их секрет монашек, романтика на яхте при свете луны, хитроумные кражи (в том числе в стиле бестселлеров Дэна Брауна) и самые нежданные камео. Завязка сюжета такова – Селина пребывает в вечный город с презираемым ею, но очень нужным Загадочником, чтобы найти ответ на один вопрос из своего прошлого, но её настигает месть, обвинение в убийстве, а также готэмские преступники или их хитроумные девайсы. Кто-то играет с Селиной и не факт, что у последней хватит девяти жизней, чтобы разгадать все загадки. Художник хорошо понимает, что рисует комикс про красивую и соблазнительную женщину, поэтому не отказывает себе в удовольствии изобразить её во всевозможных, в том числе и откровенных ракурсах. А сценарист пишет не перестающий удивлять детектив, напрямую отсылающий к «Долгому Хеллоуину», но вполне самостоятельный. Грустная концовка опять же, вызывает или желание пустить скупую слезу или ощущение «хм, в каком-то фильме этот момент с не пришедшим на рейс возлюбленным я уже видел… вот только в каком?». Много говорят на итальянском, но в конце книги есть перевод всех фраз.
На русском хорошо принятая читателями и критиками трилогия теперь издана полностью. Более того, на книжных полках все три тома будут иметь одинаковый размер: дело в том, что «Одержимый рыцарь» в оригинале выходил в виде абсолюта, но «Азбука» издала его в делюксовом формате. Издание включает ежегодные синглы 1993-1995 годов из серии «Legends of the Dark Knight», выпускавшиеся аккурат сами понимаете к какой дате. Книга содержит эскизы страниц с комментариям, черновые наброски персонажей, варианты обложек и много интересных артов. Пять страниц с примечаниями плюс биография создателей и вступительное слово Арчи Гудвина и Марка Чиарелло. Размер издания 170х260 мм, 368 страниц, тираж 5000 экземпляров. Твёрдая обложка с выборочной лакировкой. Отданная сполна дань уважения «старому» Бэтмену и его заклятым врагам, посвящение в нуар, не обошедшееся без юмора, и безупречное сочетание сюжета и стиля. Что ещё нужно одержимым этим рыцарем?