Мнение: Классика в комиксах

Комиксы были довольно частым гостем в отечественной периодике. Появлялись они в детских журналах типа «Весёлых картинок», в журналах для детей постарше, вроде «Юного техника», да и в серьезных изданиях для взрослой публики их можно было обнаружить, стоило только полистать подшивку, например, журнала «Наука и жизнь». И это самые известные примеры, которые сразу приходят в голову, так-то вариантов было гораздо больше. В основном эти комиксы выполняли развлекательную функцию, поэтому частенько съезжали на последние страницы, поближе к обязательному кроссворду – читатель ознакомился с важной и нужной информацией, так сказать, развился и обогатил свой интеллектуальный багаж, теперь можно и расслабиться, почитать что-то увлекательно-необременительное, какой-нибудь детективчик, или разгадать шараду. Или просто посмеяться. Подобная роль была отведена комиксам, кстати, и в дореволюционной прессе. С 2016-го года в России выходит журнал «Военный», который «нацелен на повышение мотивации у защитников отечества». Серьезная концепция, казалось бы, не располагающая к такому виду развлечений, как комиксы, но именно они стали неотъемлемой частью журнала, ясно основываясь на знаменитом поучении Горация «Развлекая — поучай». Неплохой отдых для мозгов, позволяющий занять читателей уроками истории, интересными и не самыми раскрученными произведениями литературы, дать им возможность блеснуть дедукцией, разгадывая детективную шараду. Теперь же некая часть этих графических работ издана в сборнике от издательства «Alpaca», получившем название «Классика в комиксах».

Поскольку журнал «Военный» был создан при активном участии режиссера Станислава Говорухина, комиксы в данной подборке вполне вписываются в концепцию «России, которую мы потеряли». Но смачного хруста французской булки не ждите, потому что речь пойдёт о мошенничествах и убийствах – о всём, с чем каждый день имел дело начальник Московской сыскной полиции Аркадий Францевич Кошко. В эмиграции Кошко публиковал в парижской газете «Иллюстрированная Россия» короткие рассказы из своей практики, «pulp fiction» на манер историй про Пинкертона. Для «Военного» часть из них адаптировал и нарисовал Руслан Сулейманов. Надо сказать, что рассказы по-своему интересны, любителям детективов будет интересно окунуться в криминальный быт Российской Империи, да и срез общества – от полицейских до мещан, над которыми автор явно потешается – получился колоритный. Но тут всё же важнее не «что рассказано», а как это нарисовано, Сулейманов в этом плане категорически-великолепен. Рисует детально, с максимальным погружением в историческую атмосферу, при этом не без иронии. Истории о авантюристах, подыскивающих себе двойников «на убой», шантажистах, использующих для «развода клиента» тёмные суеверия, и импозантных кавалерах, облапошивающих степенных тётушек, получают новые краски и образы, буквально оживают. Это детективы, в которых частенько проскакивает что-то то ли об Чехова, то ли от Зощенко, и в них доминирует одна важная мысль – наказание за преступление неизбежно.

В «Ужасном преступлении» (по рассказу Павла Крушевана) слишком ретивый полисмен Гапанюк на ночном зимнем дежурстве, под мистической кровавой луной, находит «проклятый старый дом», через щель в заколоченном окне которого ему открываются истинные ужасы… с логическим объяснением, превращающим эту историю в байку, которую коллеги Гапанюка будут со смехом пересказывать друг другу. В «Самурае» Куприна в тревожные дни русско-японской войны, когда ситуация на поле боя складывалась не в нашу пользу, в Петербурге появляется штабс-капитан Рыбников, доставший всех «бестолковыми жалобами и претензиями, унизительным попрошайничеством, армейской глупостью и крикливым патриотизмом». В общем, эта история про поиск японского шпиона, который бы и дальше продолжил вредить, если бы не женщина лёгкого поведения, разбирающаяся в японском языке. Данный комикс содержит фривольные сцены и, если он печатался в журнале для военных, то вполне мог иметь тот же эффект, который производила программа «Ритмическая гимнастика» на солдат срочной службы в СССР.

6 января 1919-го года банда Яшки Кошелькова, легендарного в криминальных кругах отморозка, совершила нападение на автомобиль, в котором ехал Владимир Ильич Ленин. Звучит как байка, но это факт. Причем Кошельков, самопровозглашенный «Ночной хозяин города», не сразу понял, кто перед ним, а когда понял, горько сожалел – не потому, что был пролетарием, а из-за того, что упустил из рук заложника, за которого можно было потребовать выкуп. Итог закономерен: Яшку грохнули при задержании 26 июля, Ленин издал приказ «Принять срочные меры по борьбе с бандитизмом!», что и было сделано. Не широко известный исторический факт, но было это на самом деле. Следующий комикс Руслана Сулейманова «Один в поле воин» посвящен подвигу старшего сержанта Николая Сиротина. Именно этот подвиг отразился строчками в дневнике немецкого полковника Оберста, написавшего «Если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир». Идеальная история для военного журнала и для военно-патриотического воспитания в стране в частности… многие ли школьники на «Разговорах о важном» узнают о Сиротине и тысячах других героев? Может быть, реально стоит подключать для этого модный формат комиксов, пришло его время послужить отечеству?

Любителям «герметических детективов» точно понравится «Дом тьмы». Кстати, это единственная адаптация произведения зарубежного автора… точнее, двух авторов, писавших под псевдонимом Эллери Квин и создавших персонажа с таким же именем, ещё и претендента на роль «выдающегося детектива» вроде Шерлока Холмса. Однажды мистер Квин вместе с племянником решил посетить аттракцион – а там вдруг совершилось убийство и все его участники теперь под подозрением. В моём детстве в разных журналах были очень популярны детективные задачки, когда описывалась некая криминальная ситуация и нужно было догадаться, кто преступник. Тут примерно также. Нарисовал комикс уже Илья Воронин, создатель «Фронт 14-17» и других работ, поддернутый налётом ретро рисунок тут не менее прекрасен. Завершает сборник работа Константина Комардина по мотивам рассказа Владимира Гиляровского. Дядя Гиляй как всегда рассказывает о Хитровке, точнее, о людях, её населяющих, в данном случае в центре внимания жандарм Рудников, легенда этих мест. Человек, что называется, точно на своём месте, знает всё и всех и в поисках украденного пальто перевернёт всю Хитровку, явив читателю калейдоскоп местных обитателей, к каждому из которых у Рудникова свой подход.

Данный сборник увидел свет при содействии Евгения Нитусова, издателя отечественных и европейских комиксов в начале «нулевых». Журнал «Военный» продолжает выходить и в наши дни, думаю, комиксов там накопилось гораздо больше. Так что определённо ждём продолжения, а эти странички российской комикс-истории… нет, не переворачиваем и не закрываем, они достойны того, чтобы их просмотрели ещё много раз. Рисунок – отличный, фактически, перед нами русские bande dessinee, истории занимательны как минимум. Сборник издан в формате сингла 245х163мм, 36 страниц на скрепке, тираж не указан.

https://vk.com/alpaka_comics

Оставьте комментарий