Мнение: Плохие девочки. Дракула в юбке, ведьма из Блэр, монахиня из Монцы и книжные злодейки

На вопрос «Зачем посвящать целую книгу плохим «девочкам», преступницам и убийцам?», детская писательница Роберта Балеструччи Фанчеллу отвечает с помощью статистических данных (без ссылок на сами данные), гласящих, что в детской литературе в восемь раз больше злодеев-мужчин, чем женщин. А это совсем не по-современному. И упоминает некие исследования (опять же, без ссылок), доказывающие, что дети сами говорят о том, что им нужно больше злодеек. Таким образом, данная книга заведомо, на стадии авторского предисловия, популяризируется как детская или young adult, хотя российский издатель «Манн, Иванов и Фербер» благоразумно поставил на обложке маркировку в 16+. И это правильно, потому что Роберта решила рассказать не о знакомых с детства книжных или мультяшных злодейках типа Урсулы из «Русалочки», Круэллы де Виль или Беллатрисы из «Гарри Поттера», которые всё-таки выдуманные персонажи и оттого немного утрированные, подстроенные под определённую аудиторию. Фанчелла подготовила собрание историй о реальных злодейках, оставивших свой след в истории. Кровавый след.

Итак, настаивающие на увеличении количества плохих девочек дети (а также взрослые), смогут узнать в формате «краткая биография в стилистике страшной сказки, рассказываемой на ночь» о деяниях царствующих особ, коварством и соблазном принуждавших к усекновению головы пророков (Иродиада и Саломея), колдуньях – или тех, кого в этом обвиняли, — чьи мужья умирали стабильно при невыясненных обстоятельствах (Алиса Кителер), легендарных пиратках (Энн Бонни и Мэри Рид), авантюристках, воровках, шпионках, мошенницах, шантажистках и даже о ведьме, жившей в деревеньке Блэр и вдохновившей создателей культового хоррора. Из тех, чьи имена на слуху до сих пор, стоит упомянуть Анну Болейн, Кровавую Мэри, и, разумеется, Лукрецию Борджиа – дам, которые никак не могли бы пожаловаться на отсутствие внимания деятелей массовой культуры к их нескромным персонам, настолько их любят авторы книг, сериалов, фильмов и комиксов. Представлены и персонажи, в злодейской природе которых всё же есть повод усомниться, например, не всё так очевидно с Томоэ Годзен, женщиной-самураем, вообще-то национальной героиней Японии. Да и Кристен Килер сложно записать в совсем уж «злодейку», хоть её деятельность и привела к отставке госсекретаря США. Кого-то история по инерции записывает в жертвы несчастной любви, иных женщин могли оболгать. Но есть в этой антологии и те, чьи преступления превышают зверства самых жестоких злодеев-мужчин.

Элизабет, она же Эржебет Батори. Такая же звезда масскульта и топовая злодейка, как и перечисленные выше дамы. Детям, требующим плохих девочек, будет интересно узнать, что Батори принимала ванны из крови убитых и замученных ею девушек. Особенность кратких историй Фанчеллу в том, что она не пытается никого осудить или оправдать, повторюсь, она просто рассказывает сказку, будто бы тихим шепотом при свете свечей. Но можно было бы привести факты, говорящие в пользу Элизабет, которая вполне могла оказаться жертвой политических интриг, как и её «коллега» по садистскому хобби Жиль де Ре, ставший прототипом Синей Бороды. А ведь это придало бы интриги, показало бы неоднозначность женщины, заклеймённой «монстром». Также Роберта не упоминает о том, что Батори внесена в книгу рекордов Гиннеса как женщина, совершившая наибольшее количество убийств (хотя почти что все они имеют крайне слабую доказательную базу). «Детишек» наверняка заинтересует ещё один «зверь в человеческом обличии», мадам Попова, которая в начале двадцатого века отправила на тот свет около 300 мужчин, выполняя с помощью яда и иногда ножа заказы несчастных жен, страдавших от насилия со стороны мужей. Не акцентируя внимание на характеристике «серийный маньяк», Роберта описывает Попову как безжалостную, но мстительницу, защищавшую других женщин. Вообще складывается ощущение, что Фанчеллу своих героинь всё же больше любит, не особо осуждая или даже идеализируя их. Например, Бонни Паркер, половинка легендарного (опять же, благодаря кинематографу, превратившему преступников в самую романтичную пару в мире) дуэта Бонни и Клайда, представлена такой умницей, что вам наверняка хотелось бы познакомиться с ней поближе. На деле же дамочка была максимально отмороженной, называла убийства «игрушками» и вполне заслужила свои 60 пуль. А вот кого авторша сборника точно не оправдывает и не пытается выставить в трагично-романтичном ореоле, так это Амелия Дайер (действительно, сложно оправдать детоубийцу) и Елена Чаушеску. Последнюю есть за что записать в тиранши, список мог быть большой, но здесь ей вменяется запрет абортов и массовая вспышка СПИДа, что выдает акцент Роберты на современной феминистической повестке. Но история Чаушеску не только об этом.

Сказки, даже страшные – это хорошо, особенно если дополнить их фразой «Это случилось на самом деле». Но сказки без картинок бывают скучны. И тут мы подходим к тому, почему данная книга, собственно, попала мне в руки. Одно имя – Loputyn; итальянская художница со своим ярко выраженным стилем, создательница модных в Сети артов, комиксов («Фрэнсис», «Cotton Tales»), иллюстраций, артбуков («Эфир»), карт Таро и т.д., Loputyn посвящает каждой героине портрет + несколько артов, так или иначе описывающих её преступления. Разумеется, ни о каком портретном сходстве говорить не приходится (возьмите фото той же Поповой и сравните его лубочным артом итальянки), это, скорее, воплощение того, какими представляет себе художница этих женщин: молодыми, яркими, красивыми, опасными. Не реальными людьми, а выдуманными героинями авантюрных книг и исторических детективов, харизматичными персонажами, за приключениями которых будут с придыханием следить читатели/зрители. Несколько спорный взгляд на плохих девочек. Их истории после прочтения нужно «гуглить», читать разборы и более подробные статьи, чтобы не попасть под придуманное обаяние. Способное сработать тогда, когда на фоне этих «злодеек» ярче подсвечивается положительный персонаж. Но с этим-то и проблема, что-то я не нашел книгу Фанчеллу «Хорошие девочки». Наверное, нет такого запроса от детей…

Зато издательское правило «Хочешь узреть нежных красавиц, в глазах которых плещется тьма – зови Loputyn» срабатывает и в этом случае. Как повод вновь увидеть хрупкие и сильные образы, одновременно и невинные, и чуть провокационные, как возможность пересечься ещё раз с бездонными, колдовскими и порочными взглядами готических красоток – в этом книга «Плохие девочки» и правда, хороша, можно вполне считать её артбуком. Благодаря художнице получаются действительно сказочные образы… не забывайте только о том, что сказки это страшные. А реальность, скрытая за этими сказками, ещё страшнее. Нереальная в этом плане книга вышла в твёрдом переплёте с тиснением серебром. Формат издания 225х210мм, крупный шрифт, 112 страниц, тираж 3000 экземпляров.

https://www.mann-ivanov-ferber.ru

Оставьте комментарий