Мнение: Сквозь снег

cover-1

Несущийся без остановок поезд отлично подошел в качестве аллегории на современное общество, в связи с чем часто появлялся во многих художественных произведениях громыхающей метафорой. Можно навскидку вспомнить и «Туннель» Фридриха Дюрренматта, задающего вопрос «Господи, куда мы все несемся в бесконечной темноте?», и «Желтую стрелу» Виктора Пелевина. Вписался этот образ и в стандарты кино, неуправляемую мощь потерявшего управление состава переносили на экран слишком часто, да и социальный подтекст в клаустрофобическое пространство вагонов, как оказалось, можно вплести с убедительным и устрашающим результатом. Что в 2013-м году сделал южнокорейский режиссер Пон Чжун Хо, выпустив фильм «Сквозь снег». Нельзя сказать, что за пределами Южной Кореи и круга особых ценителей азиатских фильмов картина (очень хорошая, кстати) вызвала фурор, но у режиссера оказался туз в рукаве, называющийся «Паразиты». Именно за них Хо отхватил кучу «Оскаров» и именно благодаря им у прокатчиков возник интерес к его более ранним работам. Как раз «Сквозь снег» на волне «паразитического» хайпа вдохновил «Netflix» на создание одноименного сериала по мотивам. Разумеется, при таком широком освящении темы было бы логично попытаться показать людям, с чего все начиналось, что было первоосновой этого сюжета, и тут оказалось, что вначале было не просто слово, а, как это бывает все чаще в нашем мире, слово с картинками. Иначе говоря, комикс. Точнее, европейский графический роман 1982-го года «Сквозь снег» сценариста Жака Лоба и художника Жана-Марка Рошетта.

снег1

Поезд здесь огромная махина, состоящая из тысячи и одного вагона (на этом, впрочем, все намеки на сказки кончаются, далее только суровая реальность) и носящая название «Рассекающий снег», служит прямолинейной моделью общества, только привычная по схемам на уроках экономики и социологии форма пирамиды заменена для простоты на горизонтальную «линию» состава. Вообще это упрощение привычных моделей стало хорошей тенденцией в современном кино, достаточно вспомнить переход на ужасающе-реалистичную вертикаль в недавней «Платформе» того же «Netflix», на которую, кстати, данный графроман очень похож. Зачин истории простой: произошла некая катастрофа (вроде как испытание погодного оружия, но это слухи) и на всей планете мигом наступил новый ледниковый период. Как мы выясним позднее, средняя температура на улице теперь около 80 градусов ниже нуля. Немногочисленные счастливчики смогли прорваться сквозь Великую Давку/Резню в люксовый туристический поезд, к которому нацепляли кучу вагонов и пустили в бесконечную кругосветку сквозь белую пустоту. Как вы понимаете, все это очень условно: первые же строки комикса скажут вам, что «Рассекающий снег» «мчится по белому свету, без конца огибая планету», но, пока вы будете размышлять на тему «Кто же в авральном порядке проложил тысячи километров рельсов по поверхности замерзших океанов?», авторы раскроют нам основную идею своего произведения, древнюю, как мир – даже в замкнутом пространстве, в экстремальных условиях, равноправие невозможно, и шансов на Утопию нет никаких, люди всегда остаются людьми. В первых вагонах (вершина пирамиды) живут богачи и у них все отлично, есть икра, шампанское, теплый мех и отдельные купе, личная охрана и неограниченная власть, как и положено, подкрепленная истиной «у кого в руках оружие, тот и прав». Чем ближе к хвосту, тем ситуация хуже, в центре еще можно найти что-то вроде «среднего класса», но в последних вагонах в жуткой тесноте и в холоде копошатся голодные бедняки, на которых всем плевать. И это социальное устройство не меняется долгие годы, пока один из «низов», человек по фамилии Пролофф, не оказывается там, где ему, согласно поездной иерархии, быть не следует. Скоро к нему присоединяется типичная активистка Аделина и они, в сопровождении конвоя, отправляются в головной вагон, где власть имущие хотят использовать их в своих интересах, планируя отцепить последние вагоны. Этот трип по вагонам – отличный повод показать, как живут люди, как они обустраиваются согласно заданной ситуации, как в них пробуждается все самое мерзкое и страшное. Все как в жизни, только более гипертрофированно: те же «богачи» едут в СВ, и те же «нищеброды» мучаются на плацкартной боковушке возле туалета под присмотром поездной бригады. Пока нищие умирают, а охранники (обращающиеся друг к другу «товарищ» и вообще похожие на солдат советской армии, какими их видят в клюквенном цвете на Западе, есть тут даже лейтенант, усами напоминающий Сталина, что как бы намекает на тоталитарную суть системы), слуги любого режима, которым дали почувствовать вкус власти, дополненной казенным оружием, разгоняют протестующих, богачи предаются разврату, а политики принимают нелегкие решения, выбирая между жизнями большинства и меньшинства, разумеется, с явным количественным перекосом голосов в сторону последних.  На этом фоне отблеском последней надежды зарождается религиозный культ Священного Двигателя, прибежище для агрессивных фанатиков.

снег2

Пролофф, стоит заметить, далеко не «последний герой», не персонаж американских комиксов. Он обычный человек, живущий в экстремальных условиях, что сказывается на его характере и поступках, на его вымученной озлобленности. Он жаждет мифической справедливости, им управляет гнев по отношению к высшему сословию, но, как человеку не без слабостей, ему предстоит пройти и испытание «личным комфортом», и «медными трубами», чтобы прийти в итоге к неожиданно иносказательному и даже метафизическому финалу, окончательно доказывающему, что вся история с поездом – аллегория, которую не во всем стоит принимать буквально. Графическая часть комикса выполнена в безрадостной черно-белой манере, визуально рисунок Рошетта отсылает к французским экзистенциальным кинодрамам второй половины прошлого века, в которых мужественные герои с суровыми лицами и в длинных плащах искали свое место в сложном мире, как правило, приходя к концепции жертвенности. В общем, это достаточно тяжелое в эмоциональном плане чтиво, расставляющее правильные, на мой взгляд, социальные акценты, но не спешащее давать единственно верные ответы на поднятые вопросы.

В 1999-2000 годах вышли два связанные с собой общими персонажами и сквозным сюжетом продолжения «Сквозь снег», графроманы «Странник» и «Переправа», написанные уже Бенжамином Леграном. Здесь читатели перенесутся на другой, аналогичный поезд под названием «Ледокол», на котором выжившие тоже попытались построить аналог привычного общества, но несколько в другом ключе. Здесь усилия правящей верхушки на первый взгляд направлены на пусть и иллюзорное, но поддержание надежды во всех пассажирах. Вел, дочь высокопоставленного начальника, разрабатывает виртуальную реальность, в которую счастливчики, выигравшие в ежедневной лотерее, могут погрузиться, перенесясь в реалистичные фильмы из прошлой жизни. Сам «Ледокол» все меньше похож на поезд, теперь он напоминает космический корабль, бороздящий просторы холодного и мертвого космоса, и эта тема доминирует среди адептов местной, крайне фанатичной секты. А роль космонавтов, выходящих в открытое пространство во время редких запланированных торможений, выполняют т.н. Странники, почти что камикадзе, герои-самоубийцы в скафандрах. Одному из них выпала неоднозначная (как и Пролоффу) роль главного героя, проходящего путь от шестеренки до человека, который вынужден решать проблемы выживания и развития в условиях, когда вокруг цветут заговоры, льется кровь и поднимаются извечные вопросы «стоит ли призрачная надежда человеческих жертв?». Легран несколько сменил вектор повествования предшественника и рассказывает уже свою историю, не забывая, кстати, объяснить, как поезд может ехать там, где нет рельс.

снег3

Несмотря на то, что все три части рисует один Рошетт, визуальный стиль первоисточника и продолжений очень разнится. В «Страннике» и «Переправе» Жан-Марк менее детален и даже откровенно скуп, больше склонен к жирным черным теням и очень часто оставляет фигуры персонажей и, особенно, элементы механизмов в форме эскиза, не сильно заботясь о пропорциях. «Сквозь снег» куда четче, детальнее и выразительнее, на мой взгляд. Посмотреть на цветные наброски Рошетта можно в конце книги, где представлены арты, подготовленные для экранизации Пон Чжун Хо. На их фоне Жан-Пьер Дионне (основатель культового журнала «Metal Hurlant») рассказывает о Лобе, о своем с ним знакомстве, о том, как он был свидетелем создания «Сквозь снег» и о прочих занятых вещах, позволяющих получше узнать мир творцов французских комиксов. Интересно.

Выпуском «Сквозь снег» отметилось издательство «Питер» при поддержке московского комикс-шопа «Книжки с картинками». Издание отличное: твердый переплет, увеличенный формат 270х195мм, очень плотная, белая бумага (сам комикс отпечатан на мелованной, приложения же на глянцевой), из-за которой книга при объеме в 248 страниц кажется существенно толще. Небольшой тираж, всего 1500 экземпляров.

www.piter.com

www.vk.com/comocbooks_msk

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s