Третий том постапокалиптической антологии в стиле пельмени-вестерн от Кирилла Кутузова и Евгения Францева «Фронтир», в котором зима не просто близко, а уже полностью вступила в права, своим холодом и белым безмолвием обнажившая самые ужасные и, одновременно, самые светлые стороны человеческой натуры. Начинается всё с ностальгических посиделок местной «бутылочной интеллигенции» в каком-то кабаке, и тут комикс создаёт обманчивое ощущение, что авторы решили прибегнуть к классическому сюжету о группе незнакомцев, волею стихии оказавшихся запертыми в замкнутом пространстве. Но нет, эта сцена нужна для того, чтобы обозначить присутствие «главзлодея», у которого, вместе с его безмолвными пособниками, напоминающими толпу зомби, застрявших в дверях, весьма специфические кулинарные пристрастия.
На самом деле история здесь рассказывает о семье – папе, маме и маленькой дочке, которые некоторое время сравнительно неплохо переживали наступивший конец света и его последствия, но, вынужденно снявшись с насиженного места, с полным правом претендующее на название «дом, милый дом», отправились в долгий и опасный путь. Где-то на бескрайних белых просторах их могли убить. И даже съесть. Но встречаются им и хорошие люди, готовые оказать помощь, хотя на первый взгляд «хорошими» назвать их крайне трудно. То в ломбарде подсобит мужчина по имени Наиль с импозантной внешностью идальго, то в местечке под названием Новый Быт (сюда приходят сделать ставку на драки без правил и свалить богатым или нищим, так что по описанию это аккурат та самая «игровая зона», обещанная когда-то нашим родным правительством) Зуля, боевая дама в маске, выносящая противников с ринга и промышляющая «заказными боями», как минимум подкинет шубу, что в условиях зимы и нищенского существования более чем спасительный поступок. Эта Зуля, кстати, чем-то напоминает Кэрол Дэнверс, Капитана Марвел – или причёской и маской, или просто память любезно напомнила, что и комикс про эту героиню, и «Фронтир» выпускает одно издательство, «Jellyfish Jam».
Наверняка вы заметили, что я ни разу не упомянул Баффало (a.k.a. еврейский шаман), главного, в общем-то, героя предыдущих выпусков «Фронтира». Разумеется, он присутствует в сюжете, но больше в роли легенды, мифа, супергероя, о котором в эпоху тотального дефицита бумаги рассказывают байки. В которых он председательствует на суде мертвецов, получает от врачей-убийц золотое сердце, способное продлить его жизнь, или же вообще героически умирает. Также он предстает в образе прагматика-альтруиста, строящего некий Город Мечты, куда свозит спасённых ими людей, и это сильно контрастирует с уже сложившимся образом данного персонажа, который раньше за пару банок консервов брался за поиски очередного преступника, судьба которого теперь зависела исключительно от того, стоил ли он в «живом виде» дороже, или можно было не заморачиваться и доставить заказчику хладную тушку.
Что из этих баек правда – не разберешь, но это и не важно; важно, какие люди делают благодаря им выводы и на какие поступки они толкают. Потому что в мире, где катается настоящий танк, собирающий несчастных людей на убой, и где по всем канонам жанра «снежного апокалипсиса» легко нарваться на одичалых животных-убийц, очень легко жить по схеме «человек человеку волк», а вот для схемы «человек человеку друг» нужны могучие мотиваторы. Коим и выступает Баффало. Художниками этой истории стали Джамиля Зульпикарова и Евгений Францев. Джамиля, успевшая поработать над серией «Экслибриум» и сейчас рисующая «Игоря Грома» для издательства «Bubble», выдаёт очень простой рисунок: местами больше похоже на эскизы, очень примерные детали и фоны, много белого цвета, что, впрочем, хорошо вписывается в условия сюжета. Но эта простота условная, и ощущение того, что перед тобой просто странички из скетчбука, по которым нужно ещё пройтись тушью, исчезает после нескольких кадров, демонстрирующих, что художница может рисовать лица и предметы в более стандартной, комиксовой стилистике, неплохо передавая эмоции персонажей. Евгений Францев немного сгущает атмосферу, перенося финал истории в карандашные сумерки, мрачные и грозные. При этом не обходясь без отсылок – так, одна из героинь ушанкой и маской ну очень напоминает Бэтмена из комикса «Красный сын».
Финал у основной части комикса получился смазанным. Можно сказать, и открытым. Сразу за ним следует короткая история, издававшаяся в прошлом году как эксклюзив для Московского КомикКона. Она называется «Эхо мундиаля» и создана вдогонку сами понимаете какого события национального масштаба. По этой же причине авторы иронично спешат заранее извиниться перед всеми «национальными лидерами», которым в наше время нужно извиняться. Баффало (а здесь он уже во всей красе и главгерой) заносит в Питер, где ему нужно разобраться с бандой блоггеров-каннибалов/фанатов шавермы. Я в этой братии, честно говоря, не разбираюсь, но если вы зависаете на ЮТубах, то тех, кого Баффало называет здесь «отвратительными рожами» и нещадно карает, вы наверняка узнаете без труда. Надевав в этих ребятах дополнительных отверстий, мало совместимых с жизнью, герой сталкивается с инновационными разработками из прошлого, Колобком из 2018-года, разработанным специально для футбольного праздника в нашей стране. Если коротко, то это стёб, и весьма забавный. Остроты придаёт ему и то, что здесь мелькают вполне реальные (иногда хочется сказать «к сожалению») и очень известные люди, будь то тренер нашей сборной по футболу или питерский рыжебородый борец с геями, которого в будущем канонизируют попы с руками как у терминатора модели Т-800. Жирный плюс «Эхо» получает за рисунок Дмитрия Феоктистова, который неимоверно крут, богат на детали и разного рода отсылки. Если предыдущая часть комикса проседает в визуальном плане на фоне двух других томов, то этот мини-комикс наверстывает всё с лихвой.
«Фронтир» разрастается до объемной антологии, становится сериалом, стильным, мрачным, уже избавляющимся от легкой иронии в адрес советской киноклассики; можно сказать, комика проделал путь от тёмной версии «Белого солнца пустыни» до, как в данном случае, «Ходячих мертвецов». С обязательными остановками в районе «Безумного Макса». Хорошая это идея, отдельный эксперимент в рамках серии или задел на будущее – покажет время. Пока же вот вам новые истории в мягкой обложке с небольшим набором эскизов. 96 страниц, блок клееный, тираж небольшой, 1000 штук.