История, о которой я хотел бы рассказать, разворачивается в трёх сюжетных линиях. В первой из них девушка по имени Мари фон Ратен вместе со своей семьей прибывает в город Алаксис – и что-то в названии города, в летоисчислении, в архитектуре и внешнем виде некоторых обитателей подсказывает читателю, что находится это место явно не на «нашей» Земле. Семья Мари богата, и как и многие богатые семьи, стремительно ворвавшиеся со своими капиталами в эпоху промышленной революции, принятой ими пока ещё не до конца, больше уделяет вниманию традициям и общественному мнению, пресловутому «что люди подумают», и это категорически не вяжется с характером Мари, которую можно назвать непослушной, пытливой, сложной в общении, а также девушкой с богатой фантазией. Короче, почти по классику: «она в семье своей родной казалась девушкой чужой».
И надо же было такому случиться, что в результате загадочного происшествия планетарного масштаба Мари стала постоянно падать. Её хрупкое тело словно бросило вызов самой гравитации, и стремится самостоятельно изменить свое положение в пространстве, принимая причудливые, «наклонные» позы. Во второй сюжетной линии группа учёных из этого же мира близка к осуществлению давней мечты человечества, космическим путешествиям и экскурсиями на другие планеты. Наконец, в третьей линии, действие которой начинается осенью 1898 года уже в «нашей» Франции, известный художник бежит от иступлённых голосов критиков и кошмаров творческого кризиса в тишину горного плато Обрак, где в заброшенном доме он вновь обретает вдохновение, рисуя космические корабли, загадочные сферы и некую девочку. Кстати, эта часть книги не нарисована, а представляет собой фото-комикс, с живым человеком перед объективом фотокамеры, и этот ход будет объяснён с самом конце. Куда приведут эти сюжетные линии? В точку, где рождаются новые Вселенные, переплетаются миры и на первое место выходят не дающие человечеству покоя идеи о силе таланта, любви и воображения.
«Падающая девочка», один из томов цикла «Тайные города», просто-таки требует, чтобы читатель поближе познакомился с его создателями, Франсуа Скойтеном и Бенуа Петерсом; без этого знакомства понимание созданного ими графического романа может быть не совсем полным. Скойтен – не только создатель комиксов, но и маститый архитектор (в частности, он разрабатывал дизайн интерьеров двух станций метро в Брюсселе и в Париже) что нашло отражение в его работе над «Девочкой». Франсуа, заполучив в свое распоряжение целый дивный мир, легко смешивает целые эпохи монументального искусства – готические арки и порталы у него соседствуют со строгими, тянущимися прямиком в небо прямыми линиями Баухауса, руины классицизма соседствуют с футуристичными фантазиями, также совсем сложно не заметить купола храма «Спаса на Крови», заметенные метелью, да и конный памятник рядом чем-то напоминает скульптуру царя Николая I. Здания Скойтена наполнены воздухом, они не давят на читателя/зрителя, их сводчатые потолки уносятся вверх, оставляя много свободного места. Петерс же – историк и теоретик «девятого искусства», куратор проектов и выставок, сценарист и писатель. Очевидно, что оба создателя этой истории неравнодушны к творчеству великого фантазёра Жюля Верна, приключения Мари вполне уместились бы в один из его романов. Здесь есть побег из приюта, где «инаковость» не приветствуется (впрочем, как и в остальном мире, явившем Мари свои далеко не лучшие черты), погружение на дно городской жизни (тут скорее уместнее вспомнить Диккенса), цирковые выступления и, наконец, участие в эпохальном проекте, о котором Верн так грезил, и который перенес на первые киноэкраны эксцентрик Мельес (дизайн космолёта, устремляющегося здесь в неизвестное, ну очень похож на вид того корабля, который врезался в Луну в знаменитом фильме 1902 года). Есть и спорные моменты: нарочито-сатирические, когда кучка убеленных сединами профессоров отчаянно стремится обнажить (безрезультатно!) героиню в целях всестороннего научного исследования, и романтичные и пронзительные сцены в финале, заставляющие, однако, обратить на них внимание с той точки зрения, что Мари, пусть и совершеннолетняя по сюжету и логике её мира, всё равно именуется авторами девочкой. Помимо архитектурных и литературных отсылок, ощутимо влияние знаменитых художников-гравёров, от Густава Доре и Маурица Корнелиуса Эшера до Макса Эрнста: и если от первых гениев Скойтен берет невероятную глубину, внимание к мельчайшим деталям, строгую и сложную геометрию, подчиненную глобальным законам Вселенной, то последний из указанных творцов будто бы вдохновляет обратиться к подсознательному, внести сюрреалистические нотки.
Да, рисунок в «Падающей девочке» грандиозен и великолепен. Сюжет, изначально настроенный на волну классического фантастического и приключенческого романа девятнадцатого века, в конце способен удивить…впрочем, на поднятую здесь тему многие творцы литературных миров эпоху постмодернизма уже высказывались не раз, всегда, как и здесь, оставляя читателю возможность трактовки. «Девочку» можно понять по-разному: как фантастическую сагу о переплетении миров и судеб, как притчу о таланте, который необходимо направлять в нужное русло, версия что это «Алиса в стране чудес» наоборот (героиня путешествует из «странной» реальности в «нормальную») тоже будет вполне уместна. Я обращу внимание на то, что сны главной героини, с которых начинается история и которые нарисованы просто бесподобно, являются единственными цветными иллюстрациями в книге. Цветные иллюстрации снов. А психологи говорят, что цветные сны регулярно видят сумасшедшие, вот так-то. Выбирайте правильную версию или включайте фантазию (с такой визуальной и сюжетной поддержкой это будет не трудно) и создавайте свою.
В России этот комикс выпустило издательство «Zangavar» и всё, что вам нужно знать об этой книге, это то, что сами авторы уже подержали её в руках и единогласно признали лучшим зарубежным изданием своего творения. Твёрдый переплет увеличенного формата, плотная, превосходная бумага, сложный и кропотливый леттеринг, отличная печать – такие фолианты напоминают о том, ради чего книги покупают, ставят на полку и возвращаются к ним время от времени на протяжении десятилетий, всегда расценивая эти встречи как свидание с чудом. «Падающая девочка» — философские приключения, поданные как настоящее произведение искусства, всем любителям европейских комиксов и незаурядных, «штучных» историй строго рекомендуется.
Уведомление: Лист ожидания: Второй том «Падающих городов» — wicomix
Уведомление: Мнение: Теория песчинки (Тайные города) — wicomix