Мнение: Спасение Николая Романова

Вообще спасительные миссии реальных исторических персонажей в рамках комиксов — это на данный момент прерогатива издательства «Дилетант», продолжающего выпускать свою криптоисторическую серию в жанре «А что, если?». Но у этой идеи обнаруживаются свои истоки, восходящие к началу 2000-х и вновь затрагивающие издательскую деятельность Евгения Нитусова, в руки которого в 2004-м попал комикс Дмитрия Кузнецова и Антона Антонова «Спасение Николая Романова». Комикс должен был примерно тогда же увидеть свет на бумаге, но по каким-то причинам так и не был издан. Жаль, можно было бы записать его в предтечи историко-альтернативного комикса в России, но… Хотя в 2024-м комикс всё же стал доступен для читателей благодаря издательству «Alpaca», может быть, не в том формате, который планировался изначально, но это уже мелочи, главное, историю российского комикса продолжают писать, закрывают в ней белые пятна и знакомят нас с работами, которые, безусловно, достойны внимания. Итак, переносимся в заснеженную Москву 1918-го, на урок «истории, которой не было». Или?…

В 2004-м интерес к судьбе последнего российского императора и его семьи был колоссален. Только в 1998-м в Питере захоронили останки Романовых, и поднятая этим событием волна блуждала по стране, порождая слухи и споры. Особенно подливал масла в огонь тот факт, что Православная Церковь не признала результаты ДНК-анализа (он доказал идентичность останков на 99,9%), и то, что культивируемое многими её адептами, но не признаваемое официально, царебожие набирало обороты, порождая разнообразие мифов о Николае Романове. В общем, комикс тогда мог бы стать крайне актуальным. Отдельно стоит поговорить о том, чему он, собственно, посвящен. Слухи о том, что Николая и его семью сначала из Тобольска, а потом из Екатеринбурга планировали спасти верные монархисты и сторонники белого движения, ходили всегда. Особенно интересно было за этими слухами наблюдать на фоне того, что отношение у этих самых сторонников к бывшему императору было ну таким себе, стоит вспомнить пренебрежительную фразу генерала Дубенского «Отрёкся – как эскадрон сдал», лучше всего описавшую мнение высшего командования, всё больше затягиваемого в пучину революции и гражданской войны, о царе. Тут уже речь идёт о презрении, граничащим с равнодушием. К тому же бывший «верховный» был в намечающейся смуте не очень интересным и влиятельным персонажем, известно, что и в Тобольске, и в Екатеринбурге все прекрасно знали, где содержится царская семья.

Хотя история всё же сохранила наиболее известные попытки «организоваться и спасти». Дочь Распутина Матрёна вместе со своим мужем готовила «миссию», но там дальше сбора донатов, позволивших паре неплохо существовать и без царя, дело не двинулось. Монархисты очень любят историю про военную монархическую организацию под руководством «некоторых генералов», благословлённых патриархом Тихоном. Координаторами всех планов были военные Соколов и Лопухин, а деньги на операцию (в том числе и с помощью французского посольства) собирал Полянский. Там вообще планировался голливудский боевик с летучим отрядом гардемаринов в количестве 100 человек, но дальше планов, и, опять же, сбора донатов, затея не двинулась. Доподлинно известно, что европейские дипломаты неоднократно предлагали Николаю бежать в Европу, но тот раз за разом отказывался, мечтая об уединении в Крыму. Всё это были какие-то сомнительные планы, которым не суждено было сбыться. Но в своем графическом романе Кузнецов и Антонов предлагают куда как более жизнеспособный вариант: действовать малой группой, добраться до Тобольска и через местный актив освободить царскую семью, вывезя её к оренбургским казакам.

Основных героев тут трое: поручик Таубе, ротмистр Поливанов и вольноопределяющийся (т.е. доброволец царской армии) Спешнев. Однажды они собираются на конспирологической квартире в Москве, разрабатывают план вместе с другими подпольщиками и оправляются в путь на деньги ювелира Карла Фаберже, который попросил передать царю свой последний, трогательный подарок. Собственно, с этого и начинается классическое «дорожное приключение» в духе авантюрных романов. Но тут необходимо учесть, что в стране революционная разруха, поэтому поездка в Тобольск – сам по себе увлекательный, но крайне опасный квест, который может окончиться у ближайшей стенки. События комикса показаны глазами убежденных монархистов, поэтому готовьтесь в тому, что революционные массы будут «облиты» презрением, замешанном на страхе и идеологической, социальной неприязни. Страшная матросня гремит прикладами, хватает людей на улицах, устраивает беспредел… это конкретные враги, которых герои могут либо лихо обвести вокруг пальца (как в сцене с хлебом), либо просто убить. Мне лично очень понравилось, как в комиксе описано вот это шаткое, почти что сюрреалистическое равновесие зимы 1918-го года, когда рядом ходят «большевики» и «белые офицеры», одни проверяют документы у других, вместе сиживают в одних и тех же заведениях. И всё зависит от того, какая власть установилась в том или ином городе и регионе, только успевай догадываться, белые здесь верховодят или «наши». Кто-то неприкрыто предвещает возвращение монархии и собирает деньги на «реформацию», кто-то внимательно смотрит на него через прицел, ожидая своей очереди на экспроприацию.

В этой истории очень много от приключенческой классики типа романов Дюма: погони (крайне драйвово смотрится гонка на санях от стаи волков), заговоры, предательства, честь и верность, перестрелки и прочий экшен, благородные герои, наконец. Можно найти пересечения с «Доктором Живаго» (когда дело доходит до любовной линии, куда уж без нее в приключенческом романе), определённо витает тревожная атмосфера «Тихого Дона», особенно когда авторы показывают хаотичное перемещение ничего не понимающих в происходящем людских масс, все эти заполненные вокзалы, полустанки и привокзальные рынки, напротив которых несутся куда-то паровозы, гудящие символы необратимых перемен, готовых вмести всё на своём пути. Читается всё это легко и с интересом, кажется даже, что кадры порой оживают и ты смотришь какой-то старый, наверное, даже советский фильм (снимали же в СССР про «Адъютантов его Превосходительства», нисколько не демонизируя «белое движение»). Возможно, это эффект сепии, выбранного оттенка для цветовой гаммы комикса, приглушенной, землянистой, как будто это старая фотография или открытка. Или «лубочные картинки», рисовавшиеся ещё до революции, после которой их авторы сбежали в Югославию и создавали уже там свои комиксы, в которых выражали тоску по Родине. Но это уже другая история, кстати, тоже представленная на русском языке.

Стилистика «винтаж» «Спасению» очень подходит, но мне кажется, что комикс изначально был «заточен» под альбомный, увеличенный формат нитусовских изданий, поэтому – чисто субъективно, — рисунок кажется немного «мелковатым». В этой истории нет никаких дилетантских «А что, если?», здесь отражена историческая правда (какой её видят авторы), на которую благородные герои прямиком из «белогвардейских романсов» пытаются повлиять. В конце концов, это вечная сверхзадача героя, пусть и далеко не всегда их усилия оборачиваются результатом. Как историческая авантюра и портрет тревожной эпохи комикс однозначно хорош и заслуживает внимания, прочитайте – не пожалеете. «Alpaca» выпустили его в формате сингла, здесь 48 страниц на скрепке, тираж не указан.

https://vk.com/alpaka_comics

Оставьте комментарий