Мнение: Новые Мстители. Полное собрание. Том первый

 Если не знать, что 500-503 выпуски «Мстителей» и последовавший за ними «Финал» вышли в 1998-м году, то можно предположить, что описанные в них события являются реакцией на трагедию 11 сентября. Здесь тоже описано катастрофическое событие (точнее, комплекс взаимосвязанных событий), напрочь разрушившее устоявшийся миропорядок и уничтожившее саму идею о непобедимости «оплота справедливости». Сначала считавшийся мёртвым коллега самоуничтожается вместе с особняком Мстителей. Затем следует атака Альтронов, кульминация которой отлично описывается фразой «Вы сами набираете в команду Халков, а потом удивляетесь, когда огребаете от них». Тут же следует нападение крии, получивших предлог уничтожить Землю. В то же время, пока одни его товарищи гибнут, а другие сражаются, Тони Старк, внезапно для себя самого выпустив своего главного демона из бутылки, рушит собственную карьеру и репутацию в одночастье, опозорившись при всей Организации Объединённых Наций. Понятно, что это всё элементы чьего-то коварного плана, но сложно разобраться, чьего именно, когда со всех сторон валятся всё новые и новые угрозы. Объяснить происходящее способен доктор Стрэндж, возникающий астральным фантомом над руинами. Спойлерить не буду, но лично мне его объяснение очень бы помогло при просмотре «WandaVision» и «Доктор Стрэндж: В Мультиселенной безумия».

После катастрофы приходит время рефлексии, переосмысления. И выясняется, что случившее выбило из колеи, буквально сломало многих членов команды Мстителей. Сверхлюди, спасавшие Вселенную от космических угроз, вдруг оказались абсолютно бессильными. Но Брайан Майкл Бендис делает также акцент на одну из важнейших составляющих супергеройской активности. Совсем другой герой в совсем другой комикс-вселенной на вопрос: «В чём твоя суперсила?» совершенно правильно, и оттого цинично отвечал: «Деньги». Ведь даже если тебя укусил радиоактивный паук или облучило чем-то, без денег ты – просто чудик в ярком костюме, дружелюбный сосед, не более. Все эти сверхбыстрые трансферы в любую точку планеты и за её пределы, халкбастеры, современное орудие и особняк с вышколенной прислугой и Искусственным Интеллектом – всё это стоит миллиарды. С которыми у Тони Старка возникли проблемы. Поэтому грустные Мстители собираются в последний раз, предаются воспоминаниям, произносят эпитафии, поднимают тосты и прощаются. Глава «Финал», стоит признать, получилась крайне душевной: художники Marvel, сформировавшие для данного выпуска настоящую «команду мечты», рисуют ключевые события истории Мстителей, воссоздавая визуальную стилистику той супергеройской эпохи, когда эти приключения лучших героев Земли происходили на страницах комиксов. Да и финальная сцена с обычными гражданами и огоньками способна вышибить слезу. Умеет Бендис играть на эмоциях простыми, но эффективными способами, ничего не скажешь.

Закончилась эпоха. Безопасностью людей теперь занята «Защита» под руководством Марии Хилл, у которой – как она уверена, — всё схвачено и организовано в лучшем виде. А очень мешавший ей груз в виде неконтролируемых «суперов» свалился с плеч. Но чрезвычайная ситуация в мегасекретной тюрьме для мегазлодеев доказывает, что старую гвардию рано списывать со счетов. Сама битва в обесточенной тюрьме – явная дать уважения хоррорам типа «Чужого» и «Dead Space», когда из темноты постоянно лезут монстры с щупальцами, издавая страшные звуки и обещающие разорвать на части и съесть… но перед этим хорошенько повеселиться. Камео Карнажа тут чудовищно-бесподобно. В ситуации же, когда на воле оказывается несколько десятков типов, способных натворить массу бед, снова нужны те, кто когда-то их всех за решетку отправил. Бендис прибегает к классическому приёму, который вы не раз могли видеть в фильмах и в тех же комиксах: называется этот приём «сбор команды» и заключается в том, что самый достойный и авторитетный лидер (в данном случае это Капитан Америка, тут и думать нечего) лично отправляется в гости к своих бывшим соратникам, чтобы мотивировать их вступить в новую команду. «Потому, что времена изменились, ситуации тяжелые и без нас всё рухнет». Кто-то ждёт ребёнка, потихоньку втягиваясь в скучную мирную жизнь, кто-то втихаря геройствует, кто-то соглашается сразу, кто-то категорически отказывается… В общем, некую часть сборника вас ожидает квест Стива Роджерса, который старается найти нужные слова. Много патетики, пафоса и, опять же, простой человеческой душевности, всё, как мы любим в этих комиксах. Так или иначе, к команде присоединяются как «старики», так и «молодежь». Но Бендис и Ко специально приковывают внимание к Джессике Дрю, агенту «Защиты» и Женщине-Пауку. На фоне шуточек про то, что «сколько же вас, паучьих, развелось» и эффектных выходов в обтягивающем красном трико нам всячески дают понять, что дама это не простая и с ней будут связаны сюжетные твисты и повороты. В общем, не зря Джесс вышагивает на обложке сборника даже впереди Кэпа.

Разумеется, происшествие в тюрьме и сбор Новых Мстителей – это часть глобального замысла. Чтобы понять, кто за этим стоит, нужно срочно отправиться на Дикую Землю, в доисторический затерянный мир в Антарктиде, намекающий своим существованием на то, что комиксы – это прямые наследники классических приключенческих романов того же Конан-Дойля. Путешествие проходит под блестящие комментарии Тони Старка: с одной стороны, он всё ещё не может не хвастаться своими гениальными изобретениями, с другой – постоянно сетует на то, что с деньгами сейчас туго. «Денег нет, но вы держитесь» в исполнении гения, филантропа и плейбоя… не знаю, что ещё может быть злее и уморительнее. На Дикой Земле обитают реликтовые динозавры гораздо большего размера, чем их предки, жившие на остальной территории планеты. Сюда же заносит ещё одного дикого зверя, бессмертного с адамантиевыми когтями. Помимо того, что некоторое время Новые Мстители мелькают на страницах комикса в костюмах Адама и Евы, что выглядит чистым фансервисом, читателей в этой арке ждёт мощное рубилово с ящерами, не менее фансервисное. Вообще атмосфера Дикой Земли мне очень нравится: тревожное красное небо, душный полумрак джунглей и постоянно нагнетаемый саспенс делают свое дело на отлично. Хотя у кого-то могут вызвать вьетнамские флэшбэки про сидящих в засаде на деревьях гуках.

В тюрьме на острове Райкерс сидит взаперти Роберт Рейнольдс. Он же Часовой, самый сильный супергерой в мире, обладатель мощи миллиарда звёзд. Он же убийца собственной жены. Раскаиваясь в содеянном, он добровольно отправился в заключение. Кто-то очень хочет воспользоваться его силой. Мстители хотят, чтобы он стал одним из них. Достаточно банально? Но затрагивая тему Часового, Бендис уходит в постмодерн и в игры с метареальностью, что крайне актуально и свежо для начала нулевых (Матрица, все дела). Рейнольдс – Часовой. Но Часовой даже в мире Новых Мстителей – это герой марвеловского комикса. В качестве доказательства перед лицом Роберта размахивают первым выпуском сольной серии «Часового» (а у читателей появляется возможность ознакомиться с ней), а рядом с Кэпом находится максимально офигевший от происходящего сам автор комикса Пол Дженкинс. Без сомнения, это лучший кандидат на мем «Вот это поворот!» из всех возможных. А когда с помощью Эммы Фрост Мстители пытаются поправить душевное состояние Часового путем погружения в его голову, комикс резко проваливается в пространство подсознательного, которое так любили Грант Моррисон и Фрэнк Куайтли в своих «Новых Людях Икс». Стерильная бесконечность белизны, ничего не понимающий человек и мозаика из сотен кадров, отмеряющих эпизоды человеческой жизни. Память, которую можно подчистить, поправить и избавить от ложных воспоминаний. Бендис, демонстрирующий, что он может и в психоделию, и в психологию, пока остальные персонажи традиционно сражаются с Мраком, способным трансформироваться в чудовищ, всё более страшных и неприятных от раза к разу.

Киноманы часто хвалят фирменные «тарантировские диалоги», типа, это стильный трёп, вроде как ни о чём, но крайне занятный. В мире супергеройских комиксов аналогом этого можно считать «бендисовские диалоги», они тоже очень самобытны, узнаваемы и полны особого юмора. Больше всего, конечно, Брайану нравится выдумывать шутейки для Человека-Паука, тут у него полная гармония с персонажем, но и остальным героям тоже есть, о чём поговорить друг с другом, перекидываясь остротами.  В этом Бендис мастер. Как и в экшене, и в умении придумывать захватывающие сюжеты в духе голливудских блокбастеров (тех далёких лет, когда они считались эталоном зрелищности). В работе над «Новыми Мстителями» к Бендису присоединились такие художники, как Дэвид Финч, Оливье Куапель, Стив Макнивен. А над «Финалом» вообще работало около 30 человек. Можно констатировать, что на заключительном этапе (как вся эта ситуация воспринимается на данный момент) своего сотрудничества с «Marvel» издательство «Комильфо» успело выпустить образцовый супергеройский боевик, один из лучших образцов жанра. Отличный комикс, читается влёт и на одном дыхании. На русском языке первый том вышел в твёрдом переплёте, формат издания 163х245мм, 404 страницы. Ноль бонусов, тираж 4000 экземпляров.

https://vk.com/komilfobook

Оставьте комментарий