Мнение: Каратель MAX. Полное собрание. Том второй

Фрэнк Касл, каким его видит Гарт Эннис – вероятно, самый бескомпромиссный персонаж комиксов. Бывшему морпеху абсолютно по фиг, что творится в нестабильном мире, где все лгут, предают, пытаются как-то устроиться или просто выжить. Лучше всего закосплеить Фрэнка мог бы каток для укладки асфальта, машина тяжелая, непоколебимая и прямолинейная, безразличная к тем, кто попал под неё и остался позади мокрым пятном. Мир Фрэнка монохромен, хотя больше всего в нём именно красной краски. Есть только Касл и преступники, последних нужно уничтожать, без юридических проволочек и шансов на договорняки. Ещё мелькают на фоне какие-то фигурки мирных граждан, но им либо уготована участь зрителей (которые являются при этом рупором общества и высказывают поддержку методам Карателя назло властям и поборникам демократии), либо, если совсем не попрёт, они становятся «допустимыми потерями». Иногда, правда, Фрэнк всё же обращает внимание на какое-то живое пятно из этого фона, напомнившее ему семейное прошлое и то, как всё жутко и одномоментно оборвалось, и тогда лучше вообще не пытаться переходить дорогу Каслу, потому что шансы на выживание у «плохишей» отсутствуют. Итак, бескомпромиссность этого (анти)героя – константа понятная и доказанная. Но, когда вы доберётесь до середины этого тома, вы, скорее всего, поймёте, что это ещё и крайне несчастный персонаж, вызывающий жалость и сочувствие, приходящие на смену страху.

Второй том полного собрания «Карателя Макс» от Энниса включает три сюжетные арки. Первая из них, видимо, писалась в те далёкие времена, когда у сценаристов комиксов ещё не было Интернета и брать информацию о России-Матушки они могли из клюквенных боевиков восьмидесятых-девяностых. Иначе откуда тут такие русские фамилии и отчества, как Растович, Стенков, Формиченко и т.д.? Также все русские либо Сталины на минималках, либо тупые, готовые умирать по приказу машины в беспросветной стране без будущего. Из стандартов клюквенного муви: на российскую военную базу, где хранятся межконтинентальные ядерные ракеты, можно пробраться без проблем, просто показав на КПП «ксиву» отоваренных в местном баре охранников, а запустить сами ракеты может вообще любой, просто нажав одну кнопку. Бред, но без этого не получилось бы сюжета о бактериологическом оружии, осаде подземелья и Третьей Мировой, чуть не случившейся из-за того, что Фрэнку, переместившемуся в Россию, попал в глаз Достоевский и Касл безапелляционно воспринял фразу о слезинке ребенка. Да, и основным персонажем этого лютого трэша, представленного художником Дэгом Брейтуэйтом и колористом Раулем Тревино в депрессивных тонах хаки, является Ник Фьюри, проворачивающий с помощью Карателя очередную «специальную операцию». Кстати, не надо думать, что только русские выписаны здесь плохими. Не, Гарт Эннис мизантроп планетарного масштаба и сволочи у него все, патриотично замечу, что особенно от него прилетает американцам, точнее, высшему руководству США. Теория заговора про специально сбитые гражданские самолёты выходит на новый уровень, тайные мероприятия с участием подкормленных террористов в арафатках расписаны в подробностях, штабные генералы готовы «жахнуть», чтоб весь мир в труху, и всем – абсолютно всем – до одного места, сколько погибнет простых людей в подземных коридорах недалеко от моря Лаптевых. Довольно депрессивная история, чего уж там, но у неё будет свое продолжение.

Каратель мочит мафию, а та ничего не может противопоставить ему в ответ? Всё меняется, когда в сюжет возвращается Никки Кавелла, наследник мафиозного клана и новый дон, держащий подчиненных в страхе за счёт своей маниакальности, непредсказуемости, жестокости, всего того, что сформировано целым набором перверсий и жизненных коллизий, которые Эннис, конечно же, демонстрирует без купюр и с фирменным чёрным юмором. Никки ещё старается быть похожим на классического мафиози – он носит дорогой костюм, следит за внешностью, и говорит со всеми вежливо до определённого момента – но сразу становится понятно, насколько он отбит и склонен к беспределу. Конечно же, такой персонаж нащупает ту ментальную чеку, которую стоит выдернуть – и Каратель рванёт. На самом деле, план такой себе: это как, живя возле железной дороги, разобрать пару рельс и наблюдать, как груженный товарняк срывается и сносит не только твой дом, но и вообще всё вокруг. Простите очередное упоминание кинолент девяностых, но в некоторых эпизодах сюжет «Верх – это низ, чёрное – это белое» крайне похож на вторую часть «Горячих голов», где с помощью счётчика ведётся отсчёт поверженных статистов-плохишей.

А пока Фрэнк валит полгорода, а Эннис пересказывает жизненный путь Кавеллы, делая из него второго главного персонажа этой арки и накидывая ему дьявольской харизмы, в сюжет проникает старые приятели из первого тома, парень, которому отрезали яйца (слишком глобальная тема, чтобы Гарт распрощался с ней и не продолжил «фонтанировать» тем, что вполне может сойти за издевательские шуточки) и агентесса О’Брайен, которой удалось рвануть из тюряги и оказаться в самом эпицентре городской войны. Быстро перерастающей в уравнение со многими неизвестными: кто-то стремится закрыть старые счёты и гештальты, пока Фрэнк мочит всех, кто-то не может простить Каслу заварушку в России, а кто-то готов поплатиться с бывшими мужьями. Я говорил, что где-то здесь приходит осознание того, что Каратель – глубоко несчастный персонаж, вызывающий жалость. Да, и это можно понять при взгляде всего на одну страницу, на которой О’Брайен, зашивая Фрэнка (в то время, как её коллега в соседнем помещении ведёт допрос с пристрастием опасного «пассажира»), буднично предлагает: «Как залатаем тебя, может, потрахаемся?». И Касл также буднично и без эмоций соглашается. Тут понимаешь, что этот человек живёт без чувств, механически, он лишен удовольствий, в его жизни есть только что-то грубое, нутряное, животное. Любовь выжжена, страсть умерла… есть только физиология, пустота между гулкими ударами сердца. И, может быть, Никки Кавелла совершил поступок, который, как ни крути, встряхнул Фрэнка, сорвал с рельс унылой физиологии и вновь заставил его почувствовать целый букет чувств, пусть, мягко говоря, не самых радостных? Но, если не копаться в ментальных просторах персонажей, перед нами нон-стоп бойня с участием довольно фрикованных и жутких людей (вроде телохранительницы Никки).

Сложно отыскать существ омерзительнее, чем те, которых Эннис показал нам в этих двух арках. Сложно, но, увы, можно. Это – работорговцы, везущие в Америку «белое мясо» из неблагополучных стран. Страны эти расположены в Восточной Европе, и если вы хотите знать, какая из них подходит под определение «Ад на Земле», то у Гарта готов ответ и на этот вопрос – Молдавия. А румыны – опять же, в видении сценариста, — конченные отморозки, перед которыми пасуют бруклинские чёрные братки и полиция. Одной в меру кровавой ночью (для кого-то – последней, а для Карателя олицетворяющую собой мем про «типичный вторник») Фрэнк встречает женщину, сбежавшую из тайного дома, где её продавали клиентам для сексуальных утех. И в её истории был один аргумент, заставивший Касла взяться за это дело. Параллельно с поисками дома и жуткими флэшбэками югославской войны раскручивается история двух патрульных, Расса и Марси, которых начальство и купленный детектив используют в новом витке войны властей против Карателя. Также читатель, переворачивая неумеренно красные страницы сборника, узнаёт, что в системе социальной помощи США всё очень непросто, никаких гарантий от добровольцев и неравнодушных людей не существует, всё может стать ещё хуже. Очень реалистичная, оттого слишком мрачная история, после прочтения которой хочется принять душ. И прямо тянет щелкнуть зажигалкой вместо Касла, когда для этого появляется повод. Является ли это чувство, вкупе с постоянно внедряемой в сознание идеей о бессилии полиции, инструментом воздействия на сознание читателя, призванным сформировать мысль о том, что самосуд – это единственно верный выход и что методы Карателя допустимы и приемлемы? Не знаю, но мыслышки шевелятся, шевелятся…

Где-то в десятой страницы перестаёшь воспринимать «Карателя» как комикс. Сам формат кажется слишком уж несерьезным для подобных историй и описывающих их сцен. Это ультрабрутальный боевик 18+, наглядно демонстрирующий, в каком страшном мире мы живём. И «супергеройские» лучики надежды тут никто не обещал. Все персонажи разговаривают исключительно не цензурированным, многоэтажным матом, переводчик, такое чувство, посещал курсы «правильного перевода» от Дмитрия «Гоблина» Пучкова. Но так аутентичнее. Эталонную жесть о борьбе с криминалом продолжает издавать «Комильфо», второй том собрания в твёрдом переплёте, формат издания 163х245мм, 440 страниц, тираж 3150 экземпляров (часть тиража очень недолгое время была доступна в вариантных обложках). Есть небольшая галерея черновых эскизов страниц от Дага Брейтуэйта.

https://vk.com/komilfobook

Мнение: Каратель MAX. Полное собрание. Том второй: Один комментарий

  1. Уведомление: Мнение: Каратель MAX. Полное собрание. Том четвёртый — wicomix

Оставьте комментарий