Мнение: Сестра

На обложке – отсылка к «Американской готике» Гранта Вуда, под обложкой – комикс по мотивам песни группы «Каста». Сложив все это (вместе с другими визуальными отсылками в начале каждой из глав, например, к творчеству Рене Магритта, что должно привнести ощущение легкого сюра), можно сделать вывод не только о том, что российский комикс в принципе не может пока выбраться из стадии бесконечных оммажей на узнаваемые вещи и образы, но и о том, что рассказанная здесь история универсальна. Она затрагивает темы, которые будут понятны и в ростовских спальных районах, и на американском юге, и вообще где бы то ни было. Ведь через стадии взросления, потери, переоценки ценностей и выбора нам всем приходится пробираться по жизни, пусть это и не всегда приобретает те формы, которые проявляются в данной истории. Вот почему комикс «Сестра» обходится вообще без слов, если не считать строчек из хита классиков русского рэпа, использованных в качестве эпиграфов.

Если коротко: открытый финал истории как раз и воспет «Кастой», а предыдущие несколько глав подводят к нему, повествуя о жизни персонажей, которых здесь всего три. Это властный отец (нам регулярно намекают на его прошлое в рядах советских «органов», чтобы подчеркнуть жесткость и аскетизм характера) и его сын и дочь примерно одного возраста. Они живут в доме на отшибе, вдали от города, до которого можно добраться на лодке. Замкнутый образ жизни обязывает к тому, чтобы они полагались только на самих себя, полностью завися друг от друга и выстраивая с детства особый тип отношений, в котором любовь и привязанность очень часто рискует перейти допустимые грани, перетекая в тайные и темные формы. Как и положено в патриархальном обществе, отец воспитывает сына по подобию себя, готовя из него хозяина дома, того, кто продолжит его дело, да и сам парень воспринимает образ отца как пример для подражания. При этом у отца сложные отношения с дочерью, весь свой горький опыт измены (на стене висит семейный портрет, на котором фигура матери многократно перечеркнута, а так обычно с образами умерших не поступают, можно сделать вполне определенный вывод) он переносит и на нее, чем подталкивает к нарастающему сопротивлению и нежеланию жить по установленным правилам. Это не показано, но вполне логично домыслить, что большой мир, «укравший» мать, наверняка в сознании девушки выглядит привлекательнее и ярче (раз мама выбрала все же его, а не своих детей), чем замкнутый мир скупого на чувства отца, так оно всегда и бывает, прорываясь извечным подростковым бунтом. Итак, родной дом воспринимается братом как личное пространство, где всегда хорошо и уютно, а реальность за его отлитыми рекою границами кажется шумной, опасной, полной ненужных соблазнов и проблем. Но у девочек и у мальчиков в данном вопросе психика работает немного по-разному, и однажды выясняется, что сестра не намерена сидеть взаперти всю жизнь. Цепочка тех чувств и отношений, связывающая родных людей с рождения, начинает, как это и положено, медленно растягиваться и рваться, но брат не готов мириться с тем, что их теплой близости больше не будет и вместо этого его сестра вырвется и достанется кому-то другому. У парня включается инстинкт «защитника», но в реальности трудно понять, насколько это отличается от инстинкта «собственника».

На самом деле, «Сестра» действительно легко обходится без слов благодаря хорошо выстроенной драматургии кадра, так что все вышесказанное нужно было для того, чтобы просто заполнить место текстом. «Каста» реально справилась с этим гораздо лучше, ее участники, сами того не зная, создали саундтрек не для американской, а для русской готики, которая в визуальном и эмоциональном плане выходит даже более мрачной, чем во многом ироничный «оригинал». Рисует «Сестру» по сценарию Дмитрия Чинова художница Илона Почхуа, не жалеющая черной краски для отображения российской провинции, какой она видится (и зачастую, увы, справедливо) многим нашим творцам. Даже дом на отшибе лишен колорита и красоты обступающей его природы, он также сер, наполнен символами аскетичной жизни. Город – набор однотипных панелек, где основной движ происходит вокруг памятника Ленина, что демонстрирует такое же застывшее течение жизни горожан (с преобладанием среди них разбитных баб и гопников), что и у главных героев. Очень хорошо в комиксе показано взаимодействие фантомов прошлого и образов настоящего, «внутреннего» и «внешнего», когда воспоминания о детстве бегают беззаботными фигурками по дому или переплетенные тени медленно тают на пустой кровати, символизируя уход и распад отношений, которые главный герой хочет вернуть, вырывая свою сестру из большого мира. Возможно ли после этого счастье? Побойтесь бога, когда в историях c такой серой цветовой гаммой наблюдалось счастье?

Рисунок прост, его пространство заполнено широкими резкими мазками, иногда здесь не соблюдаются пропорции тел, да и в целом его можно назвать «любительским». Но есть похожие комиксы, которые нарисованы тоже не сказать, чтобы круто (обычно используется вежливое слово «альтернативно»), но при этом они цепляют, запросто переходя в разряд культовых. Ну вот, к примеру, «Графство Эссекс» Джеффа Лемира, который не очень умеет рисовать (мое личное мнение), но отлично разбирается в том, как показывать жизнь простых людей, вытаскивая из-за ширмы их повседневного и скучного с точки зрения стороннего наблюдателя бытия широкий спектр эмоций и событий, находящих отклик у читателей. Создатели «Сестры» говорят, что их комикс вдохновлен ранними фильмами Звягинцева (очевидно, речь про «Возвращение» и «Изгнание»), но мне их работа как раз и видится попыткой зайти на территорию упомянутого Графства. Почему бы и нет. Выпуском «Сестры» занялось издательство «Alpaca», это первый проект в его линейке российских комиксов. Издание в мягкой глянцевой обложке, блок клееный, 64 страницы. Есть предисловие сценариста и биографии обоих создателей комикса. Тираж небольшой, 1000 штук.

https://vk.com/alpaka_comics

Мнение: Сестра: Один комментарий

  1. Уведомление: Мнение: Дело Принципа — wicomix

Оставьте комментарий