Судья Дредд вероятно стал последним героем боевиков эпохи VHS в нашей стране: перекошенное лицо Сильвестра Сталлоне, орущего «Закон это я!» вспоминается первым делом, когда речь заходит об этом фильме 1995 года, показавшего, помимо этого, пережившее катастрофу общество, которое пытается добиться порядка с помощью жестких мер, традиционные постапокалиптические пустоши, населенные выродками-каннибалами, футуристический урбанизм и больших роботов (тогда это было в диковинку). И пусть отзывы далеких критиков и еще более далеких зрителей кинотеатров (у нас тогда этих самых кинотеатров не было) о «Дредде» было так себе, это была та чудесная эпоха, когда перед просмотром фильма никто не лез в Интернет на сайты «Гнилых томатов», чтобы заранее сформировать свое мнение, а просто обходил своих школьных и дворовых приятелей в надежде заполучить на пару часов заветную кассету с «боевиком», о котором все пацаны во дворе говорили «Круто, в натуре!». Да, и ещё мы откуда-то знали, что «Судья Дредд» — это экранизация комиксов, но в то время комиксы были или «Микки Маус», или их вообще не было, так что мечты «вот бы полистать…» оставались совершенно несбыточными, но откладывались в памяти «на будущее». И вот, по крайней мере, в этом вопросе, будущее уже наступило: благодаря XL Media в России вышел комикс Мэтта Смита и Саймона Колби «Судья Дредд. Год первый», ставший, кстати, первым сборником в мягкой обложке в активе питерского издательства.
Как понятно из названия, главный герой – не матерый профи с многолетним стажем, а почти что новичок (если так можно назвать человека, отучившегося в тех жестких условиях, о которых здесь по ходу действия не раз вспомнит главный герой), судья-первогодка. Находящийся на хорошем счету у начальства, потому что соответствует всем параметрам идеального судьи: гора мускул, эпичный квадратный (даже, наверное, трапециевидный, если верить обложке сборника) подбородок, тотальная вера с силу Закона, отличная физподготовка и стойкое желание навести порядок быстро и грамотно, переключая свою пушку с беглого огня на одиночные выстрелы и обратно. Но всё-таки кое чему Дредду нужно подучится – контролировать свою самоуверенность, работать в команде и более глубоко анализировать события. Повод для обучения всему этому и многому другому вскоре появиться: в одном из районов Мегасити-1 у подростков и совсем детей появляются экстраординарные способности типа телекинеза, левитации, сверхсилы и умения поджигать предметы и людей на расстоянии. Поскольку район относитьсяк в числу неблагоприятных, молодежь не валит дружно в какую-нибудь школу имени Джины Грей, а начинает бунтовать, оказывать сопротивление властям с летальными исходами для представителей последних и готовиться к настоящей революции. Дредду нужно выяснить причины возникновения этой аномалии, для чего молодому судье предстоит объединить усилия с представителем Пси-Корпуса, в чём главный герой до поры до времени не видит никакого смысла, относясь к деятельности этой организации крайне скептично. После ряда опасных уличных разборок Дредд и его новый напарник Риордан узнают, что истоки проблемы кроются… в соседнем измерении, где точно же такой «бунт детей», подогретый религиозным культом, привел в краху местный Мегасити. Так что Дредда ждёт командировка.
Тут хочется сделать паузу и сказать «Чего? Какое параллельное измерение?». Но это во мне говорит человек, знакомый с данной комикс-Вселенной только по фильмам, которые, несмотря на апокалипсис и разного рода фантастические допущения, были вполне реалистичными, по крайней мере, сквозь измерения с помощью порталов там никто не скакал. Второй киношный «Дредд» так и вовсе был бодрым шутером, по-максимуму избавленным от фантастических элементов. Но по ходу чтения с этой мыслью быстро примеряешься, потому что соседнее измерение становится для Дредда тренировочной площадкой, попав на которую, он получает важные уроки и учится исправлять некоторые свои личные недочеты. Главный герой встречает в «соседнем» Мегасити выживших судей, поднимает их в бой, и быстро разбирается во всем происходящем, сумев увидеть за религиозной истерией… впрочем, не будем об этом.
Есть такая формула хорошей истории – «Достоверность в мелочах». Авторы бегло выдают важную информацию о прошлом этого мира, в котором десять лет назад отгрохотала ядерная война, и показывают его настоящее, для главного героя выраженное в жизни трущоб и населяющих их людей, говорящих на своем жаргоне и молящихся своих богам. Из воспоминаний Дредда мы узнаем кое-что о его детстве и молодости, в частности, имя брата Рико будет упомянуто не единожды. В комиксе много сокращений, прозвищ, жаргонизмов (юны – это молодые люди, престы – это преступники, троги – это троглодиты, жертвы радиации и местные зомби, вместо «слава Богу!» здесь принято говорить «слава Брогу!», судей здесь зовут «Дрокковыми тварями» из-за того, что Дрокк – это местный дьявол или типа того) и их умелое использование идёт на пользу комиксу, заставляя поверить в реалистичность и продуманность сеттинга. Рисунок очень детальный, динамичный, брутальный, не склонный скрывать от читателей кровавые подробности пси-разборок и суровый быт озлобленных обитателей дна Мегасити; выбранные цвета и оттенки, тщательно подобранные тени и ракурсы наглядно демонстрируют царящую здесь безнадегу и пока ещё подавляемую властями ярость. Также здесь неплохо расписан механизм зарождения бунтов, и социальные причины играют в этом роль не менее важную, чем паранормальные. Сюжет комикса одновременно и закончен, и, в то же время, нет: восстание подавлено и его причины объяснены, но, раскрыв главную причину происходящих событий, Дредд узнает о существовании некоего преступника, знакомство с которым и для главного героя, и для читателей пока еще будет только заочным, что наверняка обещает продолжение.
Комикс не большой, 104 страницы (из них девять отведены под допы, рисунки главного героя от разных художников), но каждая их них забита действием под завязку, так что жаловаться в стиле «маловато будет» не приходится. И история, и её атмосфера, и сюжетные ходы – всё это на высоком уровне и нет причин не порекомендовать этот сборник всем, кто любит «взрослые» и «драйвовые» комиксы со смыслом.
В том же стиле: Токийский призрак