Мнение: Новые Люди Икс. Полное собрание. Том первый

«Времена изменились. Всё изменилось». Эта фраза Джины Грей очень точно описывает то, что случилось с Людьми Икс, когда в 2001-м году за их серию комиксов взялся Грант Моррисон, погрузив мутантов в эпицентр событий: странных, страшных, непредсказуемых. Серия получила приставку «Новые» в названии и уже по первым выпускам стало понятно, что «новинок» и «новшеств» будет много. Мутанты обзавелись стильными чёрно-жёлтыми костюмами, на смену «Церебро» в качестве инструмента для поиска мутантов пришла «Церебра», окружающий мир оказался потрясённым чудовищным геноцидом и угрозой его продолжения в лице представителей могущественной инопланетной цивилизации. Но даже это не главное. Люди Икс «получили» абсолютно нового антагониста, Кассандру Нову, которая изначально кажется радикалкой-мутантофобкой, но превращается в особое, пусть местами и роковое, украшение истории, когда выясняется её связь с Чарльзом Ксавье.

Те, кто читал комиксы Моррисона, знают, что этот автор славится не самыми простыми сюжетами и идеями, он не из тех рассказчиков, которые услужливо выкладывают читателям всё на блюдечке. Но в начале «Новых Людей Икс» Грант как будто пошёл по более простым сюжетным тропам, максимально сконцентрировав историю вокруг небольшой группы главных героев, отношения между которыми превращают их в эффективную, но склонную к постоянной рефлексии команду. Даже уничтожение шестнадцати миллионов мутантов на Геноше Моррисон фактически вынес за кадр, избавив читателей от жестокости и драмы, ставших только лишь информационным шумом. Да и основных тем, вокруг которых накручивается нить повествования, свитая из экшена, фантастики, этики, чёрного, порой циничного юмора и частенько лезущей в кадр низменной телесности (готовьтесь к обилию рвоты разного цвета), тоже вроде как две: эволюция и технология. Другое дело, что из этого материала получается в итоге… Люди Икс провозглашаются новой ступенью эволюции, хотя обычные люди продолжают видеть в них опасных уродов, исцеление которых до уровня «нормальности» обыватели доверяют либо Господу, либо науке. Но на смену мутантам может прийти новый вид, способный сменить заодно и всех людей в целом. Не брезгующие ничем бизнесмены-визионеры готовы пересаживать себе и подопытным органы мутантов. А где их взять? Правильно, на чёрном рынке, желательно, на китайском. Тут у Моррисона типичные американо-демократические замашки: врагов лучше поискать в недружественных странах, а ксенофобами и нетолерантной биомассой лучше выставить республиканцев, о чём в комиксе прямо и говорится. И разбираться во всём этом предстоит «всего лишь» пятёрке ключевых персонажей, у каждого из которых полно своих проблем. Гэнри Маккой переживает из-за того, что, пока все вокруг стремительно эволюционируют, он спускается по лестнице эволюции вниз, всё больше превращаясь в Зверя с синим мехом. Скотт (недавно избавившийся от «подселенца», но это уже другая история) и Джина (вызывающая у окружающих ужас, стоит только ей слегка «полыхнуть» как Феникс) пытаются разобраться в своих отношениях. Эмма Фрост, вернувшаяся в команду, получает откровенный костюм и алмазную кожу. На её противостоянии с Джиной, на их разном отношении к морали, построены многие сюжетные линии и твисты: Джина хочет решать всё миром и убеждениями, Эмма хочет «жахнуть» и спалить пару-десятков чужих мозгов. Иногда нужно использовать оба варианта, чтобы выжить, и понимание этого, кстати, тоже хорошо вписывается в развитие этих персонажей. Чарльз Ксавье столкнулся с частью самого себя, и это отбрасывает профессора к тем временам, когда он был в утробе матери. Единственный, у кого всё стабильно, это Росомаха. Хотя Логан тут занимается йогой и медитацией. Потом, правда, идёт махать лезвиями и хамить, но он старался достигнуть внутреннего спокойствия, не придерёшься.

Эволюция по Моррисону невозможна без пред- и пост- перинатальных переживаний, без развития сферы подсознательного. Вот почему сюжетные твисты заводят героев то в телесные сферы, наполненные амниотической жидкостью, то во внутренние лабиринты Ксавье. Кстати, именно в выпуске «Тишина» (являющего частью тихого месяца Marvel, когда выпуски основных серий выходили без слов) становится окончательно ясно, что Фрэнк Куайтли – тот художник, который понимает и воплощает идеи Гранта на сто процентов. Готовьтесь к трипу, как будто вас пригласили в свои головы Дали и Гигер. Технологиям же Моррисон закономерно предсказывает постоянную минимизацию. Нет смысла в огромных Стражах старого образца, новые Дикие Стражи уменьшены и заточены на тотальное уничтожение гораздо лучше. Опасность технологий проникает в кровь миллиардами наноботов, медленно убивающих вас гриппом (Моррисон что, и теории заговоров про ковид предсказал?). В отличии от механизмов, социум эволюционирует гораздо медленнее. Комикс вышел во времена, когда вопросы толерантности, нетерпимости и равноправия волновали общественность очень сильно. Поэтому люди, атакующие школу Ксавье с рукописными плакатами «Нет мутантам!» выглядят здесь неприятным атавизмом, не понимающими, что за воротами здания их ждёт Дивный, Новый Мир. Опять же, Чарльз Ксавье, признавшийся в том, что он мутант – это вот прям икона и предтеча каминг-аутов. Понятно, какие мысли продвигал Моррисон тогда, вроде бы и не поспоришь, но с позиции нашего времени, когда борьба за равноправие перерастает в массовые беспорядки и грабежи, а вчерашние угнетаемые расписывают радужные квоты для угнетателей, многие аспекты истории кажутся не такими однозначными. Также хорошо показано, как корпорации, построенные на «тёмных делишках» и очень серой морали, обрастают своими собственными армиями, способными проводить операции по всему миру. Реальность кусается.

На русском языке весь ран «Новых Людей Икс» Гранта должен выйти в трёх томах. Первый том включает в себя несколько арок: появление Кассандры Нова, геноцид Геноши, появление Людей У, признание Ксавье, конфликт с инопланетной империей, правительница которой послала своих бойцов уничтожить всех мутантов, потому, что… впрочем, без спойлеров. Комикс, как уже сказано выше, стартует с маленькой группы персонажей, постепенно круг действующих лиц расширяется, в него входят новички (растерянные, напуганные подростки, которых ненавидят их родители-реднеки) и хорошо знакомые любителям КосмоМарвела действующие лица. Важную роль сыграет, к примеру, такой мутант, как Ксорн. Когда действие переносится в школу Ксавье, визуальный ряд буквально взрывается от обилия удивительных созданий. Тут, опять же, спасибо Куайтли (хотя, признаю, красивую внешность героям он рисует не часто, в основном почему-то наоборот), хотя и Итан ван Скивер, и Лейнил Френсис Ю с поставленными задачами справляются отлично. Отлично справились и русские издатели комикса. Во-первых, в наше сложное время «сваливших правообладателей» комикс всё же увидел свет, уже замечательно. Во-вторых, в-третьих, и так далее: твёрдый переплёт, мелованная бумага, формат 250х170мм, 376 страниц чистого кайфа и аргументов в пользу того, что комиксы – это не только «бах!» и «бум!» для детишек. Плюс небольшая галерея с альтернативными обложками и дизайнами персонажей. Очень Крутой Комикс, с затейливыми причудами сценариста, фантастическими образами и своеобразным юмором. Тираж 3000 экземпляров.

https://vk.com/komilfobook

Мнение: Новые Люди Икс. Полное собрание. Том первый: 2 комментария

  1. Уведомление: Мнение: Новые Мстители. Полное собрание. Том первый — wicomix

  2. Уведомление: Мнение: Новые Люди Икс. Полное собрание. Том второй — wicomix

Оставьте комментарий