Мнение: Новые Люди Икс. Полное собрание. Том второй

В первом томе «Новых Людей Икс» Гранта Моррисона доминировала мысль о том, что «Времена изменились. Всё изменилось». Причем речь шла не только о том, что члены команды «Люди Икс» сменили обтягивающие костюмы из спандекса, над которыми уже в открытую потешаются ученики Института Ксавье. Страшная катастрофа, унесшая шестнадцать миллионов мутантских жизней на Геноше, всё же смогла поколебать маятник общественного мнения чуть-чуть в «правильную сторону» (знать бы ещё, какую сторону считать правильной). «Мутантский каминг-аут» Чарльза Ксавье и его провозглашённые идеалы наделали шуму. И вот уже в Париже открывается офис Международной Корпорации Икс, а у мутантов появляется свой собственный район в Нью-Йорке. Точнее, гетто. Одна часть мутантов легко перемещается между Парижем и Институтом, пользуется самими фантастическими изобретениями и ни в чём себе не отказывает. Другая часть мутантов живёт в грязных общагах, рискуя каждый день нарваться на толпу из представителей «нормального большинства» и получить от этих «уберменшей» проклятия и побои. Ситуация напряженная. И там, где изменившееся время предвещало Прекрасный Новый Мир для всех и для каждого, всё непредсказуемым образом свелось к фразе «Прогнило что-то в королевстве Ксавье. Бунты, наркотики, телепатические измены, убийство».

Собственно, эта фраза в полной мере описывает всё происходящее во втором томе моррисоновского рана. Пока Ксавье с Джиной Грей устраивают игры разума и мечтают, в туннеле под Ла-Маншем группа молодых мутантов оказывается в ловушке, подвергаясь нападению зомбированных людей. А в офисе Корпорации Икс оказывается раненый мутант Фантомекс – персонаж с очень странным «даром» и классическим негодяйским обаянием, циничный наёмник с чувством юмора, эксцентричен, но не оторван от реальности. А главное, очень любит деньги, особенно если они исчисляются миллиардами. И поверьте, ему есть, что предложить на продажу на эту сумму. Фантомекс кое-что знает об экспериментах над мутантами, в результате которых когда-то появился на свет Росомаха, а теперь их заказчики жаждут получить ещё более продвинутые модели. И это всё связано с атакой под Ла-Маншем, во время которой Ксавье и Грей предстоит в экстренном порядке решить одну моральную дилемму. Которая может вступить в убийственное противоречие со всем тем, что они так убедительно транслируют на публику.

В этом томе есть несколько глав-одиночек, которые можно назвать филлерными, но сами по себе они очень хороши. Рассуждая «О жизни и смерти», Грант погружает Ксорна (мутанта с солнцем вместо головы и – спойлер – одного из главных персонажей серии, на многие события мы будем смотреть с его точки зрения) в события в Мутанттауне, где вновь пришло время задуматься о ксенофобии и её последствиях. Есть некая угроза – с точки зрения людей, их властей и органов правопорядка, она же – нечто совершенно уникальное с точки зрения мутантов. Но мутанты не могут достучаться до людей сквозь крики «Убирайтесь прочь!», а полицейские должны защищать закон и порядок, спасая жизни. Моррисон в простейшей истории способен оставить читателя один-на-один с вопросами, на которые в обществе до сих пор нет ответа. Но трагический финал приводит к одной правильной мысли: нам просто нужно научиться общаться и слушать друг друга. Второй «филлер» рассказывает о путешествии на выжженую Геношу. Место, где одномоментно умерли миллионы живых существ, приятным не назовёшь, к тому же тут шарашит убийственная радиация. А также каким-то образом выживают последние последователи покойного Магнето и рождаются новые мифы, повествующие о призраках, населяющих это место. Или о коллективной памяти Геноши, ставшей магнитной записью. Возвышенная и трагическая история, отложенная, но необходимая панихида.

Росомаху заносит в Афганистан, где ему нужно спасти мутантку в хиджабе от злых бородачей и выслушать от Фантомекса «демо-версию» той информации, которую тот всё ещё мечтает продать. А в это время посланники иной цивилизации сообщают Ксавье, что его семейная жизнь подошла к концу и он теперь холостяк. И вообще это не важно, потому что скоро вернётся Феникс и все закончится плохо. Но эти эпизоды представляют собой задел на будущее, на арки третьего тома серии (и вообще не понятно, доберётся ли он до российских читателей), так что предлагаю просто отложить их в памяти и снова перенестись в Институт Ксавье. Учатся в нём подростки, и будь они хоть трижды мутанты не от мира сего, проблемы с ними возникают абсолютно универсальные. Бурлящие гормоны приводят к навязчивым сексуальным отношениям, которые больше похожи на абьюз и ведут к закономерным последствиям… если бы не особенности мутантской физиологии. В стены учебного заведения проникает новый наркотик «Ништяк», который превращает подростка на несколько часов в подобие Халка, помогая почувствовать собственное всемогущество. Мозги от всего этого, что закономерно, едут неслабо. Несколько учеников отправляются в Класс коррекции, потому что даже среди «изгоев» они чувствуют себя ещё большими изгоями. Учителя и наставники тоже хороши, парочка из них так вообще вот-вот предадутся виртуальному пороку, притом, что один из них женат. Я не уверен, что секс в фантазиях считается изменой, но тут кругом телепаты, у которых своё мнение на этот счёт, возьмите, к примеру Джину Грей. Если описание всего этого вызывает у вас ощущение, что речь идёт о какой-то странной версии российского сериала «Школа», может быть, в чём-то вы и правы, тут и не такие мысли приходят в голову. Моррисон, к примеру, частенько выводит на первый план психоанализ, старательно подчеркивая сексуальный аспект отношений своих персонажей. Причём в этом аспекте героини, как правило, сильнее, они доминируют и делают первые шаги (возьмите ту же Эмму Фрост, тут не только откровенные наряды идут в ход, но и фраза «я дипломированный сексолог», которую тут слышали, похоже, вообще все), в то время как мужчины мямлят и ничего не могут понять. А некоторые из этих мужчин, в полном соответствии с современной повесткой, вообще позволяют себе и окружающим делать странные признания и намёки в свой адрес. «Я не такой», «После того, как он проник в меня, все стало по-другому» и так далее. Добавьте сюда мысли Циклопа о его почти что разваливающемся браке, чтобы понять общий эмоциональный фон. Нет, конечно, вопросы самоидентификации всегда были основной темой «Людей Икс», но тут Моррисон прям держит руку на пульсе мировых трендов. Но держит аккуратно, не надавливая.

Впрочем, мямлят тут, разумеется, не все. Один из учеников Ксавье, Квентин Квайр, надышавшись «Ништяка» и жутко разозлившись от разнесённой СМИ новости о смерти от рук людей модного мутантского дизайнера, решает, что идеология Магнето была правильной и нужно уничтожить «нормальных» ради жизни Иксов. Вокруг него сколачивается группа студентов, небольшая, но когда ты сильный телепат, а у твоих обдолбанных приятелей какая-нибудь суперспособность усилилась в разы, этого достаточно, чтобы устроить хаос. Подбирающийся к Институту Ксавье, кстати, с самых разных сторон. Очень хорошо показано, как сначала у ущемляемого меньшинства появляется своя тусовка и своя культура, отличная от масскульта большинства, внутри этой культуры возникают свои «звёзды» и «заправилы», и вот уже представители меньшинства носят свою одежду, слушают свою музыку, читают свои стихи, постепенно выползая из андеграунда на просторы популярности. Убедительный экскурс по истории контркультуры, Моррисон в этом явный эксперт. Так вот, Квайр носит «говорящую» одежду, делает «правильную» прическу, распаляется веществами, вместе с друганами нападает на Людей У (честно говоря, очень жалких созданий), и уже вовсю хамит Ксавье, быстро теряющему свой статус выдающего учителя и авторитета. Бунт? Да, прямиком в день открытых дверей, когда к Институту приковано повышенное внимание. Чарльз ещё пытается внушить юнцу, что отвечать ксенофобией на ксенофобию ненужно, но какое там. И вот уже Росомаха мечется в бесконечных залах своей памяти, а усмирить восстание способна только чья-то жертвенная смерть. Вот только не стоило Эмме Фрост выбирать на роль жертвы человека с большим количеством родственников…

У Класса коррекции, которым руководит Ксорн, одна задача – внушить проблемным подросткам мысль о том, что они одна команда и всегда важна взаимопомощь. До того, как осознание этого поселится в разных по объему и форме головах, Ксорну как педагогу предстоит выслушать кучу шуток и подколок. А уж с невидимой девочкой его просто изведут. Подростки бывают странными, порой жестокими и у них свое чувство юмора. «У меня на глазах ещё никогда не умирал разумный пук» и прочее, выдающее гормональную озабоченность. Вообще, с юмором у Моррисона всё отлично, смешных моментов и хлестких фраз тут хватает. Как и игр с жанрами. Финальная арка второго тома так вообще следует канонам классического детектива: сыщик-мутант и его напарница, то ли человек, то ли робот, расследуют убийство, совершенное в Институте. Не скажу кто и кого, но это будет ещё одна смерть на пути к развалу всего того, о чём так грезил Ксавье.

«Новые Люди Икс» — не только не устаревающий комикс, он ещё и очень актуальный, при этом вектор его восприятия запросто может поменяться в связи с переменчивыми настроениями в социуме. Когда-то история о гонимых мутантах была гимном толерантности и равноправия, её вдохновляли реальные примеры о расах-изгоях, людях с иным мнением или ориентацией. Хотя уже тогда возникали робкие вопросы о том, почему вместо ассимиляции эти «изгои» предпочитают замкнутое существование, считают других людей «плохими», раз они их не понимают, и начинают провозглашать свою исключительность. У Моррисона это отражено в сюжете, заметно, что он хотел проехаться по этой теме, которая из года в год становится всё более неоднозначной, показать её со всех сторон. Ещё, наверное, не зная, что всякие Джамбо Гвоздички будут определять квоты на «представительство» в фильмах и сериалах, а жители гетто будут утверждать, что их жизни важнее и это превосходство даёт им автоматическое право на мародерство. Как видите, в комиксе перемешано много разного. Влияет ли всё это на экшен и визуальный стиль, может спросить меня хардкорный фанат Икс-комиксов? Нет, с экшеном, с фантастическими идеями и визуалом тут всё отлично. Как всегда, вовсю старается Фрэнк Куайтли, верный соратник Гранта по изображению странностей и «внутренних пространств». А вот ракурсы, лица и позы в арке про Фантомекса, нарисованные Игорем Кордеем, выглядят всё же странновато и провокационно. Отличный комикс и «эволюционная веха» в истории Иксов. Хотя второй том всё же не такой психоделический и крышесносный, как первый, тут упор делается больше на социальный аспект. В разделе с допами можно посмотреть оригиналы обложек, их черновики и неиспользованные эскизы. Полное собрание от «Комильфо» вышло в твёрдом переплёте, формат 175х255мм, 360 страниц. На стадии предзаказа были доступны издания в вариантных обложках для различных комикс-шопов.

https://vk.com/komilfobook

Оставьте комментарий