Мнение: Марья Моревна. Том второй

Второй том вебтуновой «Марьи Моревны» фактически поделён на две части в полном соответствии с заветами классика: часть комикса отдана бескомпромиссной войне, а часть описывает пришедший на смену лязгу мечей и зареву пожаров мир. И все это в сеттинге Древней Руси. Марья Моревна, или, как её зовут приближённые, Марья-Поляница (что вполне объясняет татаро-монгольскую внешность героини, сказочные поляницы приходили «со степи» и, согласно приданиям, частенько сражались с былинными русскими богатырями не плечом к плечу, а как противники, такое вот эхо Ига) как никогда близка к своей великой цели. Месть за убитого отца всё ещё застилает девушке глаза, но даже сквозь эту пелену ей виден окруженный осадой некогда родной город, находящийся под правлением предателя. И ей остаётся лишь отдать приказ на штурм. Воеводы и бояре Марьи пытаются вразумить её, их опыт говорит, что атака может быть не самым логичным решением, но разговоры бесполезны: ближайшая ночь должна стать решающей или роковой.

В ход идут не только разведданные, чёткий расчёт, снабжение войска и его правильная мотивация. Для успешного начала штурма нужно применить типичные женские хитрости, способные открыть любые ворота. Рыжеволосая «воровка и блудница» готова за звонкую монету помочь во время атаки. Верная подруга-воительница Радомира оттачивает мастерство лучников, принимая «зачёты» у стрелков, в том числе и у Ивана-Царевича. Служанки Моревны обряжают деву в боевое платье, а подданые ждут, когда их повелительница скажет мотивационную речь и скомандует «Вперёд!». Над военным лагерем повисает нервное напряжение, максимально заряженное адреналином. Не хватает только эпичной музыки, но с этим каждый читатель может справиться самостоятельно. И вот эта нервозность перед боем отлично воплощена в атмосфере комикса, которую так и тянет назвать аутентичной. Художники серии прекрасно понимают, что электричества в те годы не было, Солнце тоже не светило круглосуточно, а деревянные постройки освящались дрожащим пламенем факелов весьма условно, получая, скорее всего, больше копоти, нежели света. Поэтому рисунок здесь тёмен и тускл, но это не вызывает желания обозвать создателей халтурщиками, скрывающими огрехи графики в густых наслоениях краски и теней. Наоборот, создаётся эффект погружения, когда принимаешь и эту темноту, и эти дрожащие тени за доскональное следование реалиям тех лет. Ничего не стоило раскрасить ночные шатры и минималистические пейзажи в яркие цвета – но тогда бы тревожность, напряжение сцен было бы утеряно. А так… в «Марье Моревне» есть и зомби, и видения с говорящими лошадьми, и Кощей, но ощущение сказки не возникает. Это всё кажется былью. Помните, как «Игру престолов» все хватили за реализм? Есть ощущение, что авторы этого комикса действовали не без оглядки на культовый сериал.

Сцены боя, впрочем, вышли ещё более зрелищными и драматичными: ночь расцвечена пожарищем, а земля становится чернее от крови. Тут правит, в общем, минимализм, но крайне удачно срежиссированный, много весьма кинематографичных кадров. Марья в меховой татарской шапке и с лицом настоящей девы войны зовёт своего врага на смертный бой у ворот осажденного города совсем как Ахиллес Гектора. Мечи и плоть, соприкасаясь, издают залихватский и страшный звук «Хрясь!». На холодной русской земле в очередной раз смешиваются люди и кони, по сути, уже просто плоть, которой не суждено подняться и ожить. Впрочем, в мире, где есть зомби, возможно всё. Так что в плане экшена тут всё отлично, тема «войны» раскрыта сполна. Но ей на смену приходит тема мира, а какой мир без любви? Тут сюжет перешагивает с территории «для мальчиков» на более светлую территорию для девочек… написал бы я в любом другом случае, но, пожалуй, не в случае данного творения студии «Myra». Дело в том, что как раз привычные гендерные роли в комиксе поменялись местами. И теперь Марья, при всей своей красоте и женственности, предстаёт персонажем с ярко выраженными мужскими качествами, а её суженный Иван является воплощением качеств женских. Марья горда, воинственна, прямолинейна, одержима местью, в рукопашной схватке с врагом её не приходит в голову слово «пощада». Она грамотно распоряжается своей властью, подчинённые верны ей. Радомира тоже отрабатывает вполне маскулинный образ, да и служанки – несмотря на то, что все они девушки-красавицы, — говорят и ведут себя так, что сложно заподозрить их в том, что они – молчаливое приложение к мужчинам. Иван, конечно, наделён всеми качествами воина и в нужной ситуации готов их продемонстрировать (а это невозможно сделать без характера, которым данный персонаж, безусловно, не обделён), но он всё же более мягкий человек, рассудительный, взывающий к голосу разума. Вроде как более интуитивный. Иван выполняет все ритуалы, которые от него требует общество, видя в нём жениха для Марьи, но сложно отделаться от ощущения, что это не он взял Моревну в жены – скорее, это она взяла его в мужья. Эта гендерная перестановка вполне в духе современных веяний (хорошо это или плохо – решать вам), но это не грубая попытка сделать из титульной героини очередную Мери Сью. Категорически нет (пока, во всяком случае), Марья более живой и сложный персонаж, на поступки которого активно влияют её прошлое и настоящее, а не просто желание автора вылепить очередную крутую девчонку.

Да, мир в комиксе завязан на любви. А, значит, рисунок становится более светлым и даже страстным. Война ещё ходит вокруг, то намекая на важность укрепления границ, то напоминая, что самого Кощея так и не нашли, но первый сезон вебтуна (ибо они делятся на сезоны как «настоящие сериалы») кончается на позитивной ноте. Но пристально следящие за молодыми героями глаза воевод, не довольных этим союзом, плюс повисшая в воздухе тема мести обещают, что этот позитив ненадолго. Опытный историк обязательно найдет массу способов придраться («Одежда не такая!», «Обрядовые действа проходили не так!», «Что у Ивана за хипстерская прическа???»), на как славянское фэнтези, в котором пока реализма больше, чем сказочных моментов, «Марья Моревна» выглядит убедительно и интересно. Война есть, с детства знакомые имена былинных персонажей присутствуют, романтика в наличии, плюс рисунок, заметно выделяющийся на фоне массы вебтуновой диджитальной упрощённости – чем не почти что идеальный young adult? Второй том комикса вышел в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Книга в твёрдом переплёте с тиснением фольгой, в ней 240 страниц. Тираж 4000 экземпляров.

www.mann-ivanov-ferber.ru

Оставьте комментарий