Мнение: Самая Темная Ночь (абсолютное издание)

Смерть в комиксах никогда не была полноправной хозяйкой: многие супергерои обладали такой фантастической тягой к жизни и поддержкой боготворящих их фанатов, что регулярно вырывались из плена небытия практически без последствий. Хотя в большинстве случаев вселенский порядок вещей все же оставался непоколебимым и даже суперы «помельче» уже не могли избежать скорбной участи. Для осознания этого достаточно взять билет до Метрополиса и заглянуть на кладбище «Валгалла», где покоятся погибшие герои. Которых, к сожалению, значительно прибавилось после Финального Кризиса, уложившего в сырую землю многих знаковых персонажей DC. Но это было только начало конца, еще на заре времен предсказанного в книге пророчеств Стражей Вселенной с планеты Оа, создателей Корпуса Зеленых Фонарей. Пророчество гласило: «Самая черная ночь накроет нас. Безжалостная, равнодушная, безразличная. Семь корпусов падут. И с ними вселенная. В ней вновь не окажется света, эмоций, жизни».

Первые упоминания о грядущем конце появились еще в «Войне корпуса Синестро», а затем Джефф Джонс на протяжении многих выпусков «Зеленого Фонаря» аккуратно подводил вверенных ему персонажей к неотвратимости этого события, показывая, как на разных планетах словно грибы после дождя появляются те самые семь Корпусов Фонарей, сияющие различными эмоциями, позитивными и негативными: кем-то движет Любовь и Надежда, кем-то Жадность и Гнев, отчего носители разноцветных колец друг с другом ладят не очень. Но если сложить эти цветовые эмоции, они образуют радугу. Красивую, гармоничную и яркую. Всем известно, что в радуге нет черного цвета… но именно сейчас, в преддверии Самой Темной Ночи, пришло время его туда добавить щедрой черной рукой.

Любителей супергероики не удивишь словом «эпичный», но тут все не просто эпично, а ЭПИЧНО. То есть, тот случай, когда происходящее коснется всех уголков Мультивселенной, в событиях будут задействованы почти все значимые персонажи, и мир, если прибегнуть к избитому шаблону, никогда уже не станет прежним. Последнее, кстати, заметно уже по самому началу, где нас знакомят с Уильямом Хэндом, первым Черным Фонарем, докатившимся до этого благодаря своему увлечению смертью. Этот выпуск получился мрачным и жестоким, демонстрирующим смерть действующих лиц с непривычной откровенностью. И вот уже по планетам и галактикам разлетаются Черные Кольца, вербуя призывом «Восстань!» не живых, но мертвых. Которых чисто по статистике во Вселенной должно быть гораздо больше. В ряды нового Корпуса принудительно вступают погибшие супергерои, при этом кольца пробуждают в них самое темное, скрытое в глубинах душ за фразами про ответственность и служение людям. Темного накопилось многовато, учитывая долгую совместную историю этих героев, когда кто-то кого обманул, кому-то изменил, занял чье-то место… и вроде бы все это случалось не со зла, но попробуй это объяснить черному зомби с оскаленной пастью, который еще недавно был твоим мертвым и оплакиваемым другом или любимым. Да, Джефф Джонс в первой части «Самой Темной Ночи» устраивает хоррор в стиле «зомби-апокалипсис вселенского масштаба». В центре события оказываются два лидера сопротивления – Зеленый Фонарь Хэл Джордан и Флэш Барри Аллен, оба они тоже умудрились вернуться с «того света», так что на обоих у Смерти есть свои виды. Флэш должен возглавить битву за Землю, которая закономерно оказывается важнейшей планетой среди миллионов других обитаемых миров, так как на ней может решиться исход вселенской битвы, а Хэл должен отправиться в космос и поучаствовать в создании нового Корпуса, способного остановить Тьму. Наверное. Если его участники разберутся в клубке сложных взаимоотношений, который Джонс профессионально запутывал на протяжении всей своей Саги, оставляя разноцветные ниточки снаружи стремительно развивающегося сюжета, чтобы дернуть их в нужный момент. Например, в Новом Корпусе появляется Синестро (как и все живые участники этой космодрамы, преследуемый персональными восставшими мертвецами в виде учителя и любимой), чье неугасимые амбиции по спасению Вселенной могут привести к необратимым последствия. А могут сделать из него величайшего героя.

Да, когда дело касается таких масштабных событий, сложно предположить, что авторы изменят канонам и в определенных момент не заставят ключевых персонажей объединиться в очередную команду по спасению всего. Джефф против правил не идет, более того, создание такой команды, Нового Корпуса, является главным элементом сложнозакрученного сюжета, в котором есть место не только толпам зомби, но и предательствам, неожиданным открытиям, тайнам с пропавшими черепами и другим событиям, щедро раскиданным по сотням страниц клиффхэнгерами, за которыми то и дело цепляется читатель. Команда собрана по всем правилам драматургии и зрелищности, из категорически-непохожих созданий, которые, по тем же правилам, должны между собой значительную часть времени откровенно собачится, поясняя за старые обиды и давая волю не самым положительным проявлениям эмоционального спектра. Для понимания происходящего крайне важно ознакомление с предыдущим, сдвоенным сборником серии («Гнев Красных Фонарей/Агент Оранж»), тогда и мотивы Атроцитуса будут понятнее, и поведение Ларфлиза. Кстати, эта парочка инопланетных существ выполняет в новой группе стандартные роли, Атроцитус – зараженный гневом неуправляемый здоровяк, Ларфлиз, если коротко – шут; неудивительно, что они всегда рядышком, такое соседство еще стародавними баснями возведено в канон. Итак, отношения внутри коллектива сложные, но, чтобы стало еще интереснее, Джонс щедрой авторской рукой раздает новые кольца еще нескольким персонажам, и тут выбор кажется местами совсем неоднозначным, но крайне положительно сказывающимся на внезапных поворотах сюжета и чувстве тревожного непонимания того, куда это все может завести. Ведь кого-то же тоже волновало, а что будет, если залетное колечко постучит в окошко клиники Аркхем или достанется человеку, испытывающему к Супермену двоякие чувства?

Кстати, о Человеке из Стали. Он тут категорически не главный герой. Что, на мой взгляд, делает комикс интереснее. И Бэтмен, в силу упомянутого Финального Кризиса, тоже участвует в повествовании… ну, так, частями. Зато представлено множество менее популярных героев, которые могут и по оптиковолокну путешествовать, и творить другие замысловатые вещи. Опять же, для понимания поведения и логики некоторых их них желательно быть знакомым со всей «Фонарной» серией Джонса, благо на русском все важные тома уже вышли. В чем же вся крутота «Самой Темной Ночи»? В гигантомании сценарного замысла? В обилии персонажей, каждый из которых может показать себя с неожиданной стороны? В глобальных переменах, изменяющих статус кво Вселенной DC? Да, определенно, во всем этом. Но, на мой взгляд, одна из важнейших особенностей кроссовера, делающая его реально интересным и захватывающим – это обращение к важным, «взрослым» темам бытия безо всяких скидок на «подростковую аудиторию» и «мы же комиксы делаем!». К тем темам, с которыми сталкивается каждый, проходя на протяжении жизни обязательные стадии, которые героям «Самой Темной Ночи» приходится преодолевать буквально за несколько дней или даже часов. Смерть до этого в комиксах была словно бы под запретом и ее могли запросто отринуть чудесным воскресением – сейчас же это эмоционально гнетущий повод для откровенного разговора и тот неприкасаемый аспект бытия, который необходимо осознать и принять. Хотя, понятное дело, в итоге она будет побеждена, Джонс вмешается в извечный философский поединок Света и Тьмы, переписав в очередной раз космологию и реальность вверенного ему мира.

Еще один повод для безудержного восхищения – работа команды художников. Здесь много огромных, масштабных артов, не умещающихся на одном листе (в книге есть страницы-постеры, которые необходимо разворачивать, есть и вертикальные развороты, заставляющие перевернуть книгу в руках), предельная детализация вкупе со стремлением не скрывать насилие и жестокость, а выставлять их на передний план ради пущего драматизма, сотни инопланетных существ и десятки фантастических миров. Есть даже моменты, спешащие порадовать любителей драк гигантских роботов и монстров-кайдзю. И, конечно, гораздо больше цветов того самого эмоционального спектра, изгоняющих со страниц комикса темноту. В плане рисунка все категорически-круто, что, безусловно, увеличит время, потраченное вами на прочтение этого черного фолианта. А он реально черный, как минимум, этого цвета твердый переплет абсолютного издания с поверхностью под искусственную кожу и с тиснением символа Корпуса Черных Фонарей. Бонусов внутри на добрую сотню страниц. Есть страницы дневника Уильяма Хэнда, комментарии создателей на полях черновиков с эскизами страниц, рассказ о символах каждого Корпуса, описание всех Черных Фонарей, сценарий первого выпуска (дающий понять, что Джонс изначально планировал создать ужастик, что у него, в принципе, отлично получилось) и много-много примечаний с рассказами о упомянутых в сюжете покойниках, о том, как и почему они ими стали. Есть короткие комиксы из линейки «Корпус Фонарей. Сказания» и 46-й выпуск «Атома и Хокмена» (Атом, кстати один из главных героев, вот вам и мелочь), являющийся тай-ином. 704 страницы, тираж 5000 экземпляров. Достойное издание одного из самых крутейших комиксов последних десятилетий, просто прочтите его уже и получите огромное удовольствие.

www.azbooka.ru

Мнение: Самая Темная Ночь (абсолютное издание): Один комментарий

  1. Уведомление: Мнение: Зелёный Фонарь. Война Зелёных Фонарей — wicomix

Оставьте комментарий