Мнение: Бэтмен. Белый рыцарь

1 (2).jpg

Джокер и Бэтмен. Заклятые враги, которые на самом деле не могут жить друг без друга. Они как инь-ян вселенной DC или как две стороны одной старой, потёртой, но всё также случайным образом решающей судьбы людей монетки. Двуликому такой бы образ определённо понравился и он бы даже его прокомментировал, не достанься ему в этой истории бессловесная и эпизодическая роль. Но что будет, если однажды это мрачное равновесие чёрного и белого цветов нарушится? Что произойдёт, если безумец и одержимый вдруг поменяются ролями? Об этом взялся порассуждать в своём сольном комиксе Шон Мёрфи. Вообще это имя всегда служило гарантом того, что под обложкой нас ждёт отличный и узнаваемый рисунок, на счету этого художника такие работы, как «Токийский призрак», «Пробуждение», «Хрононавты», «Hellblazer» и т.д., все сплошь результат успешного сотрудничества с отличными сценаристами вроде Марка Миллара, Рика Ремендера и Скотта Снайдера. Есть у него и авторский комикс, единолично придуманный и нарисованный, который в силу понятных причин вряд ли когда-либо в обозримом будущем будет издан на русском – это «Панк-Рокер Иисус». А теперь ещё и супергероский блокбастер «Белый рыцарь», ставший одним из хитов «DC Black Label», вызвавший споры, удивление и восторг графический роман о том, как Джокер вдруг стал хорошим. А Бэтмен, соответственно, плохим. Как минимум в глазах общественности.

2 (1)

Роман начинается с типичной сцены догонялок, которыми заполнены уже сотни, если не тысячи страниц различных комиксов: Джокер творит беспредел и убегает, Бэтмен творит беспредел и догоняет. Но в этот раз в ситуации, которую можно иронично описать поговоркой «милые бранятся – только тешатся», всё пошло не по плану. Бэтмен потерял над собой контроль, а Джокер – обрёл, убедительно доказав преимущества медикаментозного лечения над психотерапевтическими практиками. Точнее, не Джокер, а его альтер эго, Джек Напьер. И вдруг оказывается, что это не артист-неудачник из «Человека, который смеётся» Эда Брубейкера, и не социопат взрывающего сейчас бокс-офис фильма. Это симпатичный и импозантный мужчина, благодаря своему красноречию и обаянию быстро превратившийся в видного политического деятеля, решившего сделать жизнь граждан Готэма чуть более безопасной. А для этого надо приструнить маньяка в чёрном костюме, рыскающего по ночам и сеющего хаос, дающего волю своим амбициям и пускающего в дело высокотехнологические игрушки, которые были бы более уместными и полезными на службе у полиции. И этот Джек настолько убедителен, что ему начинаешь верить. И даже радуешься за него, как радуешься и за его возлюбленную – теперь действительно возлюбленную, а не куклу, с которой можно вести себя по-скотски, ни во что не ставя – Харли Квинн, ставшую его верной соратницей в деле борьбы за интересы жителей Готэма. Правда, мир Мерфи – это альтернативный мир, здесь всё возможно, поэтому очень быстро появляется одна большая проблема в лице разгневанной, не желающей побороть своё безумие дамы, крайне нуждающейся в прежнем Джокере, иногда настойчиво рвущимся из Напьера наружу сквозь химическую блокаду.

Комикс затрагивает разные темы. Одна из важнейших – социальное неравенство. Как дальновидный политик, Напьер начинает свою работу с агитации в бедняцких гетто, на обитателей которых правительство уже не обращает внимание. Всё верно, революции начинаются с недовольных низов. Понятно, что «Азбука» подгадала с выпуском «Белого рыцаря» к премьере «Джокера», но по событиям одной из глав становится понятно, что издательство совершило убойное комбо, издав эту историю на ещё не успокоившейся волне недовольства. Тут показана в общем-то знакомая ситуация: несанкционированные митинги, право народа на мирный протест, противостояние с полицией, которая по версии большинства защищает интересы богачей, борьба с коррупцией, заполонившей все уровни власти. Не хочу проводить никаких параллелей, но Напьер напоминает одного известного активиста… хотя они везде одинаковы, так что всё же не стоит так уж рьяно сравнивать. Поднимает «Белый рыцарь» и давний вопрос о «случайных жертвах справедливости»: может ли герой ради поимки злодея ставить под угрозу жизнь других и крушить имущество города? На картинке и на экране кинотеатра это выглядит очень эффектно, но кто бы хотел оказаться на месте бедолаг, которых покалечил бэтмобиль или завалило обломками взорванных зданий? Ну а вопрос о том, безумен ли Бэтмен и стоит ли его ограничивать, передав все полномочия специальным госструктурам, актуален уже очень давно, Шон просто подводит читателей к нему вплотную, показав персонажа, безусловно, нездорового и даже сломленного, но упорно, до самого финала, следующего своим убеждениям с настойчивостью маньяка, как бы не пытались его переубедить члены бэт-семьи, среди которых тоже нет единогласного мнения о происходящем, что закономерно приводит к конфликту. Вот только Бэтмен – всё же супергерой, поэтому под занавес мы видим, как он буквально ломает себя и принимает важнейшее решение в своей «мышиной» жизни. А вот удастся ли сделать то же самое Напьеру…

3 (1)

Этот комикс построен на двойственности, не зря я упомянул монетку и инь-ян. Здесь очень много парных персонажей и моментов. С главными героями всё понятно, но, к примеру, здесь есть две Харли, и они тоже делятся на хорошую и плохую. Здесь есть два Джокера, и один из них, определённо, хуже. Печальная двойственность преследует Брюса Уэйна, который в момент происходящих событий находится под гнётом двух потерь – той, давней, когда убили его родителей, и той, что происходит прямо на наших глазах. Два помощника Бэтмена представляют полярные точки зрения на дальнейшее будущее Тёмного Рыцаря. И все эти «пары» составлены очень умело, они все на своём месте и грамотно влияют на сюжет. Да, и шизофрения – это тоже двойственность, и она как раз тесным образом связывает двух главных героев.

Как и ни странно, это ещё и очень душевный комикс…  о любви. Взбалмошным отношениям Джокера и Харли посвящено несчетное множество страниц в других историях, но здесь всё оставлено так «по-человечески», что ли, что искренне желаешь им счастья. Ну, как минимум, Харли, играющей одну из главных, сюжетообразующих ролей. Мы видим, как любовь исцеляет, с кое-кого она смывает клоунский грим, а кого-то буквально вытаскивает из трико клоунессы. Но любовь тоже бывает двойственной, представлена здесь и её тёмная сторона. Но вот прямо хочется, чтобы всё было как у людей, чтобы семья, простое человеческое счастье и всё такое… жаль, что у DC какие-то моратории на свадебные церемонии. Так, а теперь пройдёмся по краешку очень неоднозначной темы, для поддержания которой Мерфи не жалеет намёков. Джокер и Бэтмен: между ними есть чувства? Нет-нет, никто не собирается строить посреди Готэма Горбатую гору, просто как-то много двусмысленности во всех этих признаниях, описывающих всё подноготную долгих и рисковых отношений. А вдруг да? Вдруг Джокер совершал все эти безумные поступки для того, чтобы привлечь внимание Бэтмена, символизировавшего для него целый город, признания которого клоун-убийца так активно добивался? Тогда становятся понятными причины убийства Робина, о котором здесь тоже часто говорят, обрушивая на Бэтмена еще один посттравматический синдром.

4 (1)

Мерфи проявил себя отличным рассказчиком: с выдумкой подошёл к сюжету, закрутив парочку ударных сюжетных твистов (один из которых уводит вас в далекое прошлое и связан с мистером Фризом), наполнил происходящее смыслом, заставляя читателей размышлять на темы, которые, как ни крути, касаются большинства из нас, при этом обеспечив тех, кто возьмёт комикс в руки чисто для развлечения, ярким и увлекательным зрелищем, достойным того, чтобы однажды его перенесли на большой экран. В «говорящих головах» из теленовостей, комментирующих происходящие события и формирующих у населения мнение о них, легко разглядеть отсылки к «Возвращению Тёмного Рыцаря» Миллера. Рисунок Шона узнаваем сразу же, кто его видел один раз – уже не забудет. И здесь во всю ширь раскрывается его талант создавать сцены гонок. Это было заметно ещё в «Хрононавтах», но теперь художник выдает какой-то безбашенный «Форсаж», наполняя улицы Готэма визгом шин, рёвом моторов, грохотов выстрелов и скрежетом уничтожаемого железа. Всё мчится, взрывается, разлетается в стороны, грамотное расположение кадров создаёт «эффект кино», дополненный лезущими в глаза «Бабахами!» «Шмяками!». Очень драйвово. А местами комикс вызывает улыбку. Вроде как серьезный сюжет, а куда без юмора, одна сцена с истерящим Брюсом Уэйном в розовом халатике стоит того, чтобы вы прочитали «Белого рыцаря». Совсем не зря на обложку (показывающую, что у Джокера тоже есть своя бэт-пещерка с памятными сердцу сувенирами) вынесено имя Мэтта Холлингворта, знаменитый колорист и постоянный коллаборатор Мерфи слегка приглушает цветовую гамму, подчеркивая серую, урбанистическую атмосферу.

Раньше заглядывать в душу Джокера было чревато безумием, заразным и ядовитым. Теперь же экскурс во внутренние империи Напьера не столь опасен, но ничего хорошего так всё равно не светит. Но это тот редкий случай, когда за простыми человеческими переживаниями наблюдать интереснее, чем за извращенным нутром неконтролируемого маньяка. Напьер – это огромная удача Шона, впечатляющее альтер эго Джокера. Вместе с рисунком всё это предлагает вам историю, от которой будет очень сложно оторваться. Да и не стоит этого делать, она невероятно крута. Графроман издан в твёрдом переплёте с выборочной лакировкой, в книге 232 страницы, некоторые из них отданы под примечания, позволяющие распознать все отсылки к старым бэт-историям и фильмам Бертона и Шумахера. Есть альтернативные обложки выпусков от Мерфи, эскизы и зарисовки персонажей и техники. Тираж 5000 экземпляров.

www.azbooka.ru

Оставьте комментарий