Взгляд на экран: Твин Пикс (1-2 серии)

tp.jpg

Как ни крути, а все самые мудрые мысли были сказаны давным-давно, и одна из них как никогда точно подходит к новому, столь ожидаемому, мягко говоря, сезону сериала «Твин Пикс»: нельзя войти дважды в одну и ту же реку. И чтобы там не писали рекламные постеры про то, что «это происходит снова», река, омывающая тихий американский городок на границе с Канадой, давно уже унесла свои волны, которые тихо шептали нам, кто убил Лору Палмер. Доступные для просмотра серии воскрешенной тв-легенды преданные фанаты (вот кто действительно достоин этого звания, ведь они ждали и верили целых двадцать пять лет!) называют квинтэссенцией творчества Дэвида Линча, и в целом это верно, но стоит заметить, что это квинтеэссенция творчества режиссера, который ушёл куда-то очень далеко во «Внутреннюю империю», даже не потрудившись выдать своим зрителям хотя бы примерный маршрут или подобие карты, потом долгое время ничего путного не снимал, а пиком его «доступного» для массового зрителя творчества  стал сериал, вышедший четверть века назад. И всё это, увы, сказывается на новом продукте, который должен, по идее, зацепить не только тех, кто гонялся за Бобом по лесам Твин Пикса ещё в прошлом веке, но и тех, кто привык к головоломным и хорошо снятым, интригующим и динамичным сериалам, на которые так богат век двадцать первый в своих первых годах. А этого не происходит. Начальные серии можно разделить на три неравные части: в первой из них авторы играют на ностальгии, показывая мельком несколько постаревших персонажей первоисточника, слова и действия которых по большей части не несут никакой смысловой и сюжетной нагрузки. Больше всего это похоже на встречу выпускников, когда смотришь на свою первую любовь и думаешь «Боже, а ей уже сорок!», а потом ловишь себя на мысли, что тебе, в принципе, столько же, и начинаешь грустить. Во второй видны попытки создать новую махину сюжета, которая уже не влезает в провинциальные рамки городка Твин Пикс и растягивается (вот именно, растяяяяяягивается) по всей стране, от Нью-Йорка до Лас-Вегаса, где совершенно новые люди делают испуганные лица и нагнетают ТАЙНУ, которую и не замечаешь за фирменными бредовыми диалогами, паузами в мизансценах, растягивающими хронометраж. Опять возникает тема шизофренической «двойственности» персонажей, но кто бы сомневался, что создатель «Шоссе в никуда» и «Малхолланд драйв» обойдет её стороной, какой бы избитой она бы не казалась. Одно можно сказать совершенно определенно, у Линча отменно получается показать тёмную, залапанную мистикой и липкими пятнами крови «Америку дальнобойщиков» с её бесконечными дорогами, провинциальными юродивыми, которые родились только благодаря виски и кровосмешению, и дешёвыми мотелями, где суровый двойник главного героя, тип явно с «диким сердцем», легко оставляет трупы. Это, кстати, ещё один пунктик Линча, долго мусолить персонажей, которых через пару минут драматично пустят в расход. И третья часть – сновидческий, сюрреалистический пласт «Твин Пикса». Раньше он занимал мало места и видения «с той стороны» были строго дозированы, они играли со зрителем, создавали интригу и снова вбрасывали его в реальность, которая уж точно не была такой, как раньше. Теперь же половину второй серии мусолится тема Красной комнаты, и эта галлюциногенная тягомотина лишает зрителя ощущения сопричастности чему-то невероятному, тому, что являлось в тёмные уголки твоих снов все эти двадцать пять лет. Никуда не делись визуальные приемы Линча: нарочито бюджетные спецэффекты, глядя на которые плачет выпускник кинокурсов, рваный монтаж некоторых сцен, долгие планы, где о грядущем хтоническом ужасе вопиет каждый предмет интерьера, даже всегда бездушные и молчаливые камеры и лампы. Как и прежде, хороша музыкальная часть, от вечной классики Бадаламенти до нежного дримпопа на финальных титрах, под нечто подобное плакали молодые герои «Твин Пикса», а теперь перемигиваются их повзрослевшие (но не потерявшие красоты и обаяния, взять хотя бы Мэдхен Эмик) «копии».

 

Конечно, невозможно делать выводы по нескольким первым сериям, на то это и сериал, чтобы представить в итоге цельное и законченное произведение. Но старт пока что больше удручает: это, скажем так, не совсем «Твин Пикс», мифологию которого не стоило выносить за герметичные пределы городка, это что-то новое (или просто набор старых «игрушек» мастера странного кино), но однозначно неравнозначное. Плюс захватившее все фишки современных сериалов: обнаженку, кровищу и ругань. Я, конечно, не против, но школьная наивная романтика оригинала, разбивавшаяся о тайные аспекты жизни Лоры Палмер, мне были больше по душе. Смотрим дальше в надежде, что в итоге всё получится как надо, но шансы пока что тают быстрее, чем здравый смысл в показанных событиях.

Оставьте комментарий