
Фантомный Голландец занят тем, что создаёт очередных уродцев для Джеймса Ганна (как он сам думает), и в этом можно разглядеть признаки профессионального выгорания, вызванного постоянными поисками на дне морском «бесхозных сокровищ девятого искусства». Но нет, дорогой Голландец, выгорать и расслабляться рано, впереди ещё много работы, серия «Древние комиксы» только набирает обороты. На очереди очередной артефакт, не абы что, а сиквел «Франкенштейна» Мэри Шелли, действие которого начинается аккурат в тот момент, на котором заканчивался классический роман, инспирированный опиумными вечеринками на вилле Байрона у Женевского озера. Автором продолжения выступил в 1971-м году Том Саттон, легендарный художник и сценарист, чья имя прочно ассоциируется с хоррор-комиксами.

Как известно, Виктор Франкенштейн, создавший с помощью электричества монстра из фрагментов мёртвых тел, встретил финал своей жизни на пути к Северному Полюсу, куда он отправился вслед за своим созданием. Существо, также отзывавшееся на фамилию «Франкенштейн», должно было сгинуть в бескрайних снегах, но не тут-то было. Монстр решает отомстить своему творцу, «осчастливив» его даром новой жизни, для чего похищает тело и возвращается в лабораторию. Где всё идёт не сценарию, а в планы вмешивается доктор Преториус, называющий себя учителем Виктора. Для комикса, созданного в начале семидесятых, когда вовсю лютовал Комикс Код, здесь часто и показательно машут топором, демонстрируют ужасы плоти и громко кричат «Убей!»; в общем, творится бодрый трэш, но это только разминка. Уже во второй главе Саттон определяет для Франкенштейна новую роль — теперь он антигерой, монстр, но берущий на себя защиту слабых и угнетаемых, не сильно заморачивающийся с законностью и моральными аспектами своих поступков, которые именно по этой причине оказываются эффективными. На пути во Францию Фрэнк присоединяется к «Цирку уродов» мистера Фреона, мерзкого угнетателя. В цирке также живёт слепая красавица Лилит, способная телепатически заглядывать в прошлое и будущее – и, благодаря этой внешне типичной «героине в опасности», главгерой надеется узнать, кем он был в своей «прошлой» жизни.

А далее Том устраивает череду занятных кроссоверов: сначала Фрэнки косплеит Кинг Конга (когда того привезли в город и выставили на потеху публике), затем под сводами Нотр-Дам-де-Пари судьба сводит его с горбуном Квазимодо, которому срочно нужна очередная красавица на замену Эсмеральде. После чего в парижских катакомбах Франкенштейн обнаруживает Ле Саабба, «ктулхуобразного» Властелина Тьмы, и вступает с ним в схватку. А потом к бодрым разборкам присоединяется Призрак Оперы, у которого получилось изобрести машину времени, работающую на звуке. Прибавьте к этому идущего по пятам Франкенштейна Преториуса, устраивающего адские опыты по оживлению мертвецов, и постоянное «кидалово» со стороны бывшего слуги Виктора – и ваше представление о творящемся здесь будет почти полным. Кстати, горбатого слугу, впервые появившегося в фильме «Франкенштейн» 1931-года, всегда звали Игорь или Игор, но, видимо, переводчик решил прикольнуться и сделал из него Егора. Что выглядит по-своему забавно и доказывает, что идея «Древних комиксов» не лишена иронии. Потому, что воспринимать это с максимальной серьезностью в наши дни всё-таки сложновато.

Этот комикс изначально планировался как хоррор, и с этой ролью он справляется хорошо: саспенс нагнетается, сменяясь в нужные моменты нагнетающимся драматизмом, злодеи шаблонно злодейничают, главный герой страдает, чудовища лезут изо всей щелей, вот только не всегда они оказываются чудовищами, в отличии от людей. Сцены насилия для своего времени откровенны, а сами идея с кроссоверами занятна. В финале сборника от «Alpaca» и «Vicious Membrane» есть фраза «продолжение следует», но не стоит требовать следующих приключений Франкенштейна от наших издателей – на этом всё, по каким-то причинам Саттон больше не обращался к данной серии. Чёрно-белый комикс с плотной, самобытной графикой уместился в сингле на 44 страницы. При предзаказе было доступно энное количество «варианток», общий тираж не указан.
Уведомление: Мнение: Древние комиксы. Кошмар — wicomix