
Трубкозуб, он же земляная свинья, и он же «отец когтей», считается одним из древнейших обитателей нашей планеты. Единственный представитель одноимённого отряда, обитает в Африке, неплохо плавает, довольно медлителен, долгое время считался родственником муравьедов. Но прославилась животинка не всем этим, а своим внешним видом, заставляющим подумать о том, что в момент творения господь решил пошутить над своим детищем. Погуглите, создание забавное и, по-своему, симпатичное. В общем, трубкозуб – самый неочевидный вариант для антропоморфного персонажа, претендующего на главную роль в рамках жанра «меч и магия». Однако, именно этот зверёк по имени Цереб (имя появилось в результате опечатки в слове «Цербер») стал культовой персоной мира фэнтези. Придумал Цереба в семидесятых годах Дэйв Сим, с 1977-го года комиксы о приключениях свиноподобного персонажа стали выходить в виде фэнзина, всего было выпущено 300 номеров (сам Сим ещё в 1979-м решил остановиться на этой цифре, правда, находясь под действием ЛСД), и на данный момент серия на 6000 страниц считается «самым длинным непрерывным повествованием в человеческой истории». По мнению самого Дэйва, но он не сильно отдаляется от истины. А пока на русском в издательстве «Alpaca» вышел первый том этой культовой серии, о нём и поговорим.

Действие происходит в Эстарсионе, наитипичнейшем фэнтезийном мире, где обитают многочисленные племена (дикие и воинственные), возвышаются великие империи, живут маги, чародеи, могущественные правители и авантюристы. И постоянно кто-то с кем-то воюет, либо за территорию и власть, либо за магические артефакты, без которых не обходится обязательное для этого мира Чёрное Колдунство. И, если абстрагироваться от того, что перед нами тот самый несуразный трубкозуб, Цереб, по сути, тоже является наитипичнейшим героем фэнтези. Дэйв Сим никогда и не скрывал, что придумал этого персонажа в качестве пародии на комиксы о Конане-Варваре, созданных Барри Виндзором-Смитом, который на пару со сценаристом Роем Томасом адаптировал классические рассказы Роберта Говарда о воинственном киммерийце. Черты характера которого полностью отразились – и даже преумножились, хотя, казалось бы, дальше некуда, — в образе Цереба, который даром что мелкий и несуразный (и попахивает так себе, вокруг данного физиологического факта тут выстроена целая глава), но на самом деле отлично вписывается в архетип воина-наёмника, хватающегося за меч по поводу и без, и способного на всё за лишнюю пригоршню золота. При этом у трубкозуба есть харизма, обеспечивающая ему успех у женщин и, пусть и специфическое, но представление о справедливости и чести.
Статус наёмника обеспечивает Цереба регулярными приключениями: то его нанимают, чтобы разыскать (обычно так завуалированно просят украсть) ценную вещь, связанную с магией, то он влипает в противостояние племён, то должен отомстить за поруганную честь красавицы и всё такое. В городских кабаках вино льётся рекой, за ней текут ручьи крови, в воздухе висит лязг оружия и шёпот заклинаний. Не знаю насчёт остальных 5700 страниц этой саги, но в первом томе Сим посмеивается над шаблонами жанра. Надо заметить, что юмор у Сима всё-таки своеобразный. Все мы знаем, к примеру, Терри Пратчетта, мастера юмористического фэнтези, чьи произведения можно читать людям, которые от этого жанра далеки даже на астрономические расстояния, потому что английский писатель подшучивал не только над жанровыми канонами, но и высмеивал разные социальные, политические, культурные темы, понятные самой широкой аудитории. «Цереб» в этом плане более андеграундный, нацелен на определённую тусовку, в нём много шуточек «для своих», которые массовый читатель может и не выкупить. Это (пока что, далее посмотрим) чисто гиковская вещь, легко представить себе её создателя на каком-нибудь КомикКоне, сидящего за столом на аллее авторов и продающего свой комикс, общающегося с такими же гиками, как он сам. Но не надо переживать, более понятных юморных моментов тут тоже хватает, иногда они заходят на территорию сарказма и стёба, обыгрывая фэнтезийные штампы уже более универсальным образом. Например, Дэйв проходится по нелегким будням воительниц в бронелифчиках, размышляя над тем, какой урон своим роскошным телам они наносят этим железным одеянием и так далее.

Кстати, открывает сборник история, сюжетная линия которой вчистую списана с классического рассказа Говарда. В этом как раз и ощущается «гиковость» задумки, воплощающая, по сути, одну простую идею: «Что будет, если заменить Конана на трубкозуба, а всё остальное оставить без изменений?». Но в дальнейшем мир вокруг варвара-свина начинает расширяться, в окружающей реальности проступают свои, специфические законы, появляются персонажи, претендующие на статус постоянных. Например, Рыжая София – изначально, опять же, чистый стёб над Рыжей Соней, точнее, над её комикс-воплощением с хорошо узнаваемым мимималистичным одеянием в виде кольчуги, не доставляющей даме дискомфорта даже в условиях зимы. Но к следующему своему появлению персонаж трансформируется, станет чуточку иным. Или вот Элрод Альбинос – самодовольный, болтливый любитель дурацких колпаков, являющийся «отсылкой» к самому знаменитому герою Майкла Муркока, но к финалу первого тома в его характере тоже заметны значительные подвижки. Также в комиксе проступает глобальная магия, объединяющая тёмных богов и магов, типа Некросса Безумного. И важную роль играют древние культы (описывая которые, Сим явно высмеивает многочисленные секты), поклоняющиеся великому божеству, Трубкозубу. А ещё тут мелькает сама (сам?) Смерть, и мне кажется, это неспроста, подобные второстепенные герои сулят огромные перспективы.
Помимо особого юмора, у Сима частенько прослеживаются специфические отношения с логикой повествования. А ещё некоторые рассказы в этом сборнике дают понять, что финальные развязки – не самая сильная сторона Дэйва. Но даже при всех мелких огрехах «Цереб» является одним из лучших вариантов, если вам очень хочется перенестись в мир каноничного героического фэнтези, где мужчины мускулисты, брутальны и усаты как рестлеры или актеры старых фильмов для взрослых, дамы вовсю отыгрывают роль героинь эксплуатационного кино, а в атмосфере колдовства чувствуется сильное влияние Лавкрафта с его архаичной хтонью. Сим также выступил художником комикса, в его рисунке чувствуется влияние того же Барри-Виндзора Смита и мастеров вроде Фрэнка Фразетты, хотя сам Цереб больше похож на персонажа из мультиков Тэкса Эвери. Впрочем, достаётся не только фэнтези. Как многие «андеграундные деятели», Дэйв не очень благосклонен к комиксам про супергероев и высмеивает их, вводя в действие в парня в маске и плаще, творящего в основном всякую дичь.

Кстати, к герою-трубкозубу быстро привыкают не только остальные действующие лица (в начальных главах всех прям мучил вопрос, что это за разумная свинья такая), но и сам читатель, перестающий видеть в агрессивном варваре обидную, если подумать, пародию на Конана. Говорят, что дальше сюжет будет становится глобальнее и драматичнее, что ж, надеюсь, продолжение не заставит себя долго ждать. «Alpaca» выпустила «Цереба» в нескольких вариантах, доступны мягкий и твёрдый переплёт, часть тиража можно было приобрести по предзаказу с альтернативными обложками. Что касается мягкого переплёта: тут клееный блок, тем не менее, книжка не разваливается. Это важно, учитывая, что у «Церебе» полно текста и, чтобы добраться до его некоторой части, приходится книгу сильно раскрывать. Графических бонусов тут маловато (разве что обязательная карта, изображающая мир действия), зато есть подробные рассказы-воспоминания самого автора о каждой из тринадцати глав, представленных в первом томе, и большая статья Шона Майкла Робински, хорошо отражающая ту эпоху, в которую создавался «Цереб». 312 страниц, тираж не указан.