
В аннотации этот комикс заявлен как «очередной блокбастер» Донни Кейтса, и это, пожалуй, самое точное определение для «Стражей Галактики». Звёздный сценарист Marvel продолжает свой крестовый поход, выдавая в очередной раз образцовое развлечение в стиле «большая космическая заварушка». И, определённо, делает он это с оглядкой на канонические комиксы, сформировавшие марвеловский космос в том виде, в какой мы можем исследовать его сейчас: тут и «Пришествие Галактуса» Стэна Ли, и невероятный эпик Джима Старлина, подарившего нам «Перчатку Бесконечности» и множество могущественных космосущностей, и цикл «Аннигиляция», и те же «Стражи Галактики» Дэна Абнетта и Энди Лэннинга, и много чего ещё. Но Кейтс делает упор именно на «блокбастерность» — ему не подходит мрачность а-ля «Warhammer 40000» Абнеттовских приключений, он уважает, но не хочет нырять с головой в мультивселенскую сложность Старлина. Нет, Донни явно спланировал, чтобы его комикс был простым, но захватывающим, позволяющим раскрывать известных персонажей с неожиданных сторон. Персонажей, в лице которых можно было бы продемонстрировать дань уважения классическим кроссоверам (тем самым, в которых толпа героев сначала готова друг друга поубивать, а потом объединяется в мегакоманду и становится чуть ли не семьей) и не менее классическим боевикам восьмидесятых-девяностых (в которых главный герой-коп переживал гибель напарника, бухал и шёл на дно, матерясь и демонстрируя чёрный сарказм уровня «гуру», чтобы потом встать на ноги и всё исправить).

Как и у любого марвеловского (и не только) большого сюжета, у этого есть длинная предыстория. Должны же вы скупать все комиксы и до, и после. К счастью, к этому обязательному условию, как показывают финальные страницы «Стражей», сам Кейтс относится с иронией. Он просто выдает пару-тройку разворотов с убойным эпиком, а потом намекает, что «ничего особенного» не произошло, можно забить. К тому же на первых страницах истории он накидывает краткую, но подробную экспозицию, из которой становится понятно, что Вселенная опять в большой опасности. Недавно Гамора убила Таноса, на оглашении завещания которого представители разных цивилизаций узнают неприятную новость: сознание любителя щёлкать пальцами и делить всё на два пребывает в каком-то живом существе. Возможно, в ближайшей родственнице. Учитывая перспективу оживления Таноса, собравшиеся решают не скорбеть над слезинкой ребёнка и не мучать себя угрызениями совести, а начать уничтожать близких титана, начав с Гаморы, местоположение которой неизвестно. Тем временем Чёрный Орден под предводительством Хелы, Богини Смерти, строит планы физического воскрешения Таноса, для чего им нужны его голова и тело. И как только Стражи Галактики, которые хотели переждать сложные времена, прибывают к «Святилищу», они тут же оказываются в эпицентре событий. К слову, к этому моменту от каноничных (ну, которые джеймсганновские) Стражей осталось только название. Дракс мёртв, Гамора в бегах, Ракета без объяснений покинул команду. Остались только Питер Квилл и Грут. Квилл напивается и общается в стиле «через два-три слова бляхи» (вся ругань тут цензурирована, но всё равно понятно, кто, кого и куда), а Грут научился говорить. И, честно, начинаешь скучать по «Я есть Грут» уже с первой сцены появления персонажа, ведущего себя как пубертатный подросток. Вот в таком состоянии герои попадают в лютый замес, грозящий перерасти в войну космических империй и очередной конец света. Сил у Квилла и Грута маловато, поэтому самое время супергероям разных вселенных собраться в новую команду. Бета Рей Билл, Нова, Каратель (в образе безбашенного беспредельщика с вечно горящим черепом на плечах), две отвечающие за повестку дамы и ещё несколько персонажей разной степени важности для сюжета волей или неволей оказываются новыми Стражами Галактики. Кто-то предаст, кто-то погибнет, кому-то придется страдать. Квилл и Ко оправляются на поиски Гаморы, на борьбу с Чёрным Орденом, желая лишь одного – не допустить воскрешения Таноса.

Стражи – они как «Форсаж». Все куда-то гонят, нарушая законы физики и мироздания, но всегда найдут время, чтобы предаться сантиментам в семейном кругу, прощая старые обиды и закрывая гештальты в виде любовных линий и проблем отцов и детей. Кейтс освоил эти приёмы мастерски. Во второй сюжетной арке из далёкого будущего прибывает корабль «Кафедрал» Вселенской Церкви Истины, нынешний предводитель которой оказывается тесно связан с Квиллом. Сектанты, некогда поклонявшиеся Магусу, теперь заставляют всех вокруг уверовать – истово, без возражений голоса разума – в то, что компромисс с совестью и создание целой армии клонов помогут избежать гибели Вселенной через миллионы лет. Сила этой веры так велика, что новоиспеченные Стражи оказываются в её власти. Вся надежда только на возвращение старой гвардии, например, Ракеты, у которого в силу негативного опыта особые отношения с верой в хорошее. Но дряхлому еноту нужно сначала объясниться с бывшими друзьями и поведать, почему он покинул их без предупреждения. И элементарно дожить до начала битвы, в чём ему поможет… доспех боевого робота на подобии мобильного воина Гандама. История всеобщего любимца вызовет у вас слезу, картины пейзажей будущего, заваленных трупами супергероев – оторопь, а финальная сцена – умиротворяющую сентиментальность и радость от того, что Семья Стражей… ладно, обойдемся всё же без спойлеров.

Отличная космоопера, доказывающая, что Кейтс не зря считается звездой. Зрелищная (спасибо художникам Джеффу Шоу и Кори Смиту, а также колористам), дерзкая, местами даже нарочито грубая. При этом ещё и намекающая, что в данном космо-сегменте супергеройских комиксов таится куча увлекательных сюжетов и достойных внимания персонажей. Короче, просто космос, во всех смыслах. В ожидании третьей части киношного воплощения от Джеймса Ганна, обещавшего добавить драмы, комикс и вовсе заходит на ура. Полное издание от «Комильфо» включает в себя все двенадцать выпусков рана Кейтса, плюс ежегодник за 2019-й год, предваряющий арку Вселенской Церкви Истины. Есть галерея альтернативных обложек (Скотти Янг, Майк Деодато, Эсад Рибич, Деклан Шелви и т.д.). Твёрдый переплёт, 328 страниц, тираж 3500 экземпляров. Небольшая часть тиража выходила с обложками для «Двадцать восьмого» и других комикс-шопов.