
Сентябрь 1983-го года. Мировое сообщество гонит волну протеста против СССР, сбившего якобы мирный южнокорейский «Боинг» над Сахалином, но Джерри Бартман, ведущей одного из телеканалов в захолустье американского штата Миссури, на эти новости, оглашаемые тревожными голосами её коллег, глубоко плевать. Джерри всё глубже опускается на дно бутылки, или, проще говоря, бухает. В этом разрушительном деле есть эксперты, способные напиваться до отключки, при этом оставаясь тихими, незаметными и не мешающими окружающим людьми, которым, разумеется, нужна помощь. Но Джерри не из этой категории, каждый её контакт со спиртным приводит к косякам и фэйлам. Жизнь Бартман состоит из обид (как всегда, тянущихся из детства), похмелья, случайных связей и неоплаченных счетов, перед нами явно ведущий специалист по саморазрушению и спусканию своей жизни в унитаз. После скандала в прямом эфире заканчивается её карьера репортёра, но, поскольку директором телеканала является её брат, искренне переживающий за сестру, совсем с работы Джерри не выгоняют. Но понижение оказывается едва ли не более позорным: поскольку Рич Барнс, ведущий «Шоу графа Кроули», куда-то пропал, Джерри позвали на его место, представлять посредственные ужастики в образе, очень актуальном в эпоху популярности группы «Kiss». Дама, конечно, в первом же эфире ясно дала понять, что всю эту муть в гробу видала и вообще, любители подобного – неудачники, но неожиданно выяснилось, что трэш-ток отлично заходил публике и в начале восьмидесятых, поэтому выходка Бартман бьёт рейтинги. Но порадоваться этому времени у дамочки нет, надо срочно разобраться, почему за ней бегает самый настоящий оборотень, отчаянно ищущий Ричи Барнса. Или это не оборотень, а «белочка»?

Вот и ещё один актёр подался в авторы комиксов. На этот раз за перо взялся Дэвид Дастмалчян, известный по роли «Человека-в-горошек» во втором «Отряде самоубийц», а также один из фаворитов Дени Вильнёва, снявшийся уже в трёх картинах канадского режиссёра. Его «Графиня Кроули» — это ретро-комикс в квадрате. Тут совершенно чётко прослеживаются отсылки к классическим палповым журналам и антологиям страшных историй типа «Creepy», «Eerie», «The Vault of Horror», «The Crypt of Terror», «The Haunt of Fear», также сложно не заметить оммажей на старые фильмы ужасов с их стандартным набором воплощений зла типа вампиров в чёрных плащах с кровавым подбоем, оборотней и монстров, оживлённых безумными учёными. Интересно, что в упомянутых журналах каждую историю представлял какой-нибудь рассказчик от потустороннего мира, как правило, находящийся в той или иной стадии разложения, у Дастмалчяна и художника Лукаса Кетнера подобные персонажи тоже презентуют каждую из четырех глав данного сборника. Также не менее чётко выделяются и отсылки к саспенс-фильмам восьмидесятых, когда мода на мистику и подросший потенциал Голливуда в плане спецэффектов позволили заполонить кинотеатры отборными ужастиками. Можно привести в качестве явного источника вдохновения «Зловещих мертвецов» (когда страшно, но местами смешно от чёрного юмора), но, как мне кажется, самый близкий «Графине Кроули» по атмосфере и настроению фильм той эпохи – это «Эльвира, Повелительница тьмы». И дело не только в женском персонаже (обе героини, если что, сильно разные), дело в аналогичном подходе к ужасам, которые определённо стоит бояться, но не грех и обстебать. Хоррор здесь не то, чтобы очень серьезен. И уж точно пасует перед основными проблемами Джерри, которая планомерно гробит свою жизнь.

Проблемы алкоголизма наслаиваются на особенности жизни в маленьком городке, где все знакомы и у всех есть устоявшаяся репутация – даже если на тебя напал оборотень, даже если в старом доме ты столкнулась с агрессивным зомби (закономерно похожим на Франкенштейна в исполнении Бориса Карлоффа), местные полицейские всё равно покрутят пальцем у виска, посоветуют не пить и отправят к брату. Поэтому Джерри берётся за расследование сама, по ходу действия обзаведясь рыжим котом. Поиски ответа на вопросы «Что происходит?» и «Кто такой Барнс?», приводят её в дом престарелых, к Винсенту Фрайтсу, ворчливому старикашке с шуточками, за которые его бы в наше время «отменили» в мгновение ока. Помимо того, что этот персонаж напоминает о ещё одной легенде хорроров, актёре Винсенте Прайсе, сыгравшем толпу всякой нечисти, он ещё и отыгрывает роль наставника Джерри и хранителя знаний. Благодаря ему сюжет расширяется, в нём появляются обязательные манускрипты (наверняка обтянутые человеческой кожей), тайные общества, пророчества и мировая угроза. Приходится главной героине, так и не успевшей смыть грим, стать той самой охотницей на монстров поневоле. Так у неё появляется цель и желание стать полезной, а с этими вещами алкоголь малосовместим, поэтому Джерри отправляется туда, куда в таких случаях приходят все любители горячительного и прочего, если судить по американским фильмам, сериалам и книгам – на собрания Анонимных Алкоголиков. Дастмалчян по молодости сидел на тяжелых «веществах», потом проходил через долгую реабилитацию, можно предположить, что в комиксе он трансформировал свой опыт, показав, насколько серьезна зависимость, как она травмирует человека, как меняется мнение общества об этом человеке, который постепенно выдавливается из круга «нормальных».

Вы не найдете на данном комиксе никаких цифровых обозначений, кажется даже, что это законченная история. Но нет, серия продолжает выходить, а это первый сборник, в который вошли четыре выпуска. В «Графине Кроули» интересный рисунок Кетнера, детальный, динамичный, ближе к «альтернативе», при этом также не лишенный ностальгических ноток. В кадрах также хватает отсылок, рассмотрите хотя бы внимательно комнату Фрайтса. За ироничностью сюжета совсем не скрываются серьезные вещи, но комикс всё равно в итоге воспринимается как «прикольный». Главная героиня отлично подходит на роль надирателя зомби-задниц. Комикс неплохо играет на модной сейчас ностальгии и напоминает, что в истории хоррора есть куча интересных фильмов и комиксов, о которых молодое поколение никогда и не слышало. Да, они могут быть чёрно-белыми, даже немыми (если речь о кино), но стоит в них покопаться, там точно находится целая россыпь семян, из которых выросла вся современная культура страха. Ну, и Кроули – это в честь Алистера Кроули, оккультиста, мага, эзотерика и просто культовой поп-фигуры двадцатого века. Издание на русском языке от «Alpaca» можно найти и мягкой обложке, и в твёрдом переплёте, да ещё и с варианткой. В разделе бонусов авторские послесловия и эскизы из скетч-бука Кетнера с комментариями самого художника. 104 страницы.