
Манхва (или корейский вебтун, раз уж сейчас это более хайповое название), начинающая с того, что огромные твари, похожие на освежёванных горилл, сжигают людей, которым недавно или, наоборот, много лет назад ангел напророчил день и час смерти, по итогу оказывается не столько мистическим, сколько психологическим триллером, затрагивающим проблемы общества, философии и веры. Триллером, в котором эти самые твари внезапно оказываются не особенно и нужны, выступая в роли эффектного инструмента неумолимого фатума. Так что если вы очень хотите знать, кто они и откуда берутся, то вот вам спойлер прямо в начале обзора – а бог (или дьявол) их знает. По крайней мере, в первом томе «Зова ада» это не раскрывается. Но не стоит переживать, остальными элементами остросюжетной истории с потусторонним огоньком авторы манхвы своё детище снабдили щедро. И, уверен, в конце истории вы будете размышлять совсем не о том, откуда и зачем взялись здесь эти «гориллы».

«Зов ада» — комикс южнокорейского сценариста и режиссера Ён Санхо, создавшего зомби-блокбастер «Поезд в Пусан». Во время рекламной компании снятая им же шестисерийная экранизация «Зова» позиционировалась Netflix’ом чуть ли не как «убийца «Игры в Кальмара»», но, хотя просмотры и правда были рекордными, феноменом этот сериал не стал. Как минимум, никто в масках демонов по улице не ходит (как это было с «кальмарной» атрибутикой) и не нашпиговывает всюду тонны отсылок. Прямо сейчас можно ознакомиться с первоисточником. Вебтун Ён Санхо начинается крайне интригующе: некоторым людям является огромное женское лицо, произносит их имя и называет дату смерти. В назначенное время за жертвой приходит троица монстров, круша всё на своём пути и сжигая бедолагу до головешек. На земле ежедневно умирает в среднем 150000 человек, но монстры исполняют приговор избранным. Чем же эти несчастные провинились? Лидер новообразованной секты «Новая Истина» Чон Чинсу уверен, что этой участи «достойны» только грешники, и таким оригинальным способом бог даёт понять, что пора бы начать каяться и строить новый мир без убийств, обмана, воровства и прочих прегрешений. Харизмы Чона, молодого, красивого, уверенного мужчины, хватило бы не только на стремительно разрастающуюся секту, но и на пару-тройку аналогичных вебтунов и дорам. Однако в «Зове Ада» в сюжете важны ещё несколько человек, на сей раз вполне себе обычных. Детектив Кёнхун, занятый в расследовании, пережил в прошлом трагедию и в одиночку воспитывает сына-подростка, которому в силу обстоятельств идеи «Новой Истины» заходят на ура. Адвокатесса Мин Хечжин берётся помочь женщине, которой ангел напророчил смерть через несколько дней. Заботящаяся об умирающей от онкологии матери юрист должна проследить за законностью контракта между сектой и обречённой, чья гибель в назначенное время, транслируемая на весь мир, должна стать подтверждением всего того, о чём пророчествует Чинсу.

Есть две крайне важные вещи, на которые делается особый акцент в манхве. И которые, если честно, добавляют гораздо больше саспенса, чем какие-то там ангелы и демоны. Первая вещь – общественное мнение, в наши дни раздуваемое со скоростью лесного пожара с помощью второй вещи – Интернета. Авторы намеренно делают акцент на соцсетях, где новости разлетаются молниеносно и тут же отравляют людей вирусом паники и ненависти. Ваше имя только-только появилось в новостях в связи с какой-нибудь сомнительной ситуацией, а за вами уже мчатся фанатики и простые граждане, испытавшие на себе эффект толпы. Впрочем, фанатики здесь – это отдельная категория фриков с промытыми мозгами. В Сети истерит разукрашенный под индейца лидер экстремисткой организации «Острие», члены которой воспринимают любое событие как призыв к действию. И у них есть биты и ножи, они реально опасны. Возможно, как это принято у людей, они даже опаснее, чем эфемерные адские твари, кое-кому из перечисленных персонажей придётся убедиться в этом на своём опыте.

На самом деле это манга о людях. И все основные герои прописаны хорошо, мы понимаем их мотивы, их поступки. Хотя, конечно, иногда авторы всё же уходят в явную мелодраму, впрочем, сочетая это с драматическим напряжением. В полной мере затрагивается тема отношений «отцов и детей», даже скорее, преемственности поколений. Но гораздо больше тут рассуждают о грехах и о человеческой природе. Ну, как рассуждают… не ждёте же вы от манхвы того, что её авторы ответят на вопросы, мучающие людей на протяжении веков? Вопросы тут так и останутся вопросами, всё теми же «Кто мы?», «В чём смысл жизни?», «Если ли божья воля или мы сами по себе?». И, разумеется, сокровенное «Тварь я дрожащая или право имею?» не будет обделено вниманием. Этот багаж философских тем превращает «Зов Ада» всё-таки в притчу, благодаря чему авторы могут не сильно заморачиваться над соблюдением законов реальности. Подозреваю, что если бы людей сжигали на глазах у всех жуткие твари, расследованием этого занимались бы не два копа, один из которых вдохновенно глядит в рот лидеру секты, а другой прячет душевную травму под маской пофигиста, тут бы уже вооруженные силы Южной Кореи улицы патрулировали, заодно и пресекая попытки сектантов устроить беспредел. Также вызывает вопрос территориальная изоляция процесса, создаётся впечатление, что это чисто корейская фишка, в остальном мире высшие силы себя не проявляют. Так что остановимся на том, что это – притча. Которая и кончается так, как и положено притче. Правда, до этого момента сюжет успеет проделать кучу твистов, что, безусловно, хорошо и увлекательно. Местами будет неожиданно, держитесь. Да, и несмотря на открытый финал, том под номером «1» вполне можно рассматривать как законченное произведение, моральные дилеммы и дуги характеров здесь раскрыты сполна.

Есть у меня пока предубеждение к визуальной составляющей популярных вебтунов, но «Зов Ада» действительно нарисован реалистично, а оттенки серого, вписанные в монохромную гамму, добавляют гнетущей атмосферности, тревожности. В этом заслуга художника Чхве Кюсока, известного у себя на родине по работе над хитовыми комиксами. В дуэте с Санхо он умело выстраивает композицию кадров и панелей, добиваясь отличной динамики и драматизма. Авторы, безусловно, предлагают по-новому взглянуть на наш самый главный страх – страх смерти. Но, когда обреченный фатализм начнёт скрестись в ваши души, где-то вдалеке обязательно забрезжит надежда. Не факт, правда, что в виде веры. Но посмотрим, как эта история продолжится во втором томе. Первый выпущен на русском в «АСТ», у издания формата 217х170мм твёрдый переплёт, суперобложка с выборочной лакировкой. 312 страниц, тираж 4000 экземпляров.