Мнение: Бэтмен и сын

К 2006-му году (именно тогда Грант Моррисон начал свой ран на «Бэтмене», предварительно побывав в подсознании Тёмного Рыцаря в истории «Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле») в Готэме практически не осталось известных злодеев. Последним пал Джокер (как нас попытаются убедить), остальные известные фрики сдались раньше. Правда, успешный результат стоил Брюсу Уэйну очень дорого: предыдущие авторы комиксов охотно накидывали ему проблем, потерь и бед, отчего в определённый момент он не выдержал и сломался. И пока оставшиеся преступники рангом поменьше осторожно высовывали носы из укрытий, проверяя, стало ли хоть чуть-чуть безопаснее (за этим делом их, впрочем, тут же застигали Робин или Найтвинг), Брюс сначала оказался в пустыне, где его настигли мистические встречи, а потом перенёсся на Тибет, где монахи Нанда-Парбата (видимо, имеется в виду Нангапарбат, гора, занимающая девятое место в мире среди вершин-восьмитысячников) практикуют ритуал тогал. Испытуемый должен просидеть в пещере, в полной темноте и сенсорной депривации, семь суток для того, чтобы «умереть и воскреснуть заново», обновиться. Образно говоря. Вообще практика тогал предполагает, что человек проходит сквозь т.н. четыре видения, совершая прыжок через уровни и достигая относительно лёгким способом растворения кармического видения. Чтобы это не значило. Относительно же комикса просто держите в голове информацию о «видениях», это может многое объяснить в истории Моррисона. Или запутать ещё больше.

Итак, классические противники усмирены, душевное равновесие приведено в норму. Что дальше? Альфред советует пожить жизнью молодого повесы и миллиардера Брюса Уэйна. Это поможет расслабиться и завести приятные знакомства, например, с Джезабель Джет, экзотической супермоделью и главой африканской страны. Знакомство обещает перерасти в нечто большее, но тут в Готэме объявляется армия мэн-бетов, людей, которым вкололи сыворотку, превращающую их в огромных и агрессивных летучих мышей. Раньше Мэн-Бэт был всего один, в него по заветам доктора Джекила и мистера Хайда обращался учёный Кирк Лэнгстром, теперь же их толпа и они обладают навыками ниндзя. После схватки с ними в жизни Брюса снова появляется «бывшая», Талия, дочь Ра’с аль Гула, и ошарашивает его новостью о том, что у Уэйна есть взрослый сын Дэмиен, воспитанный в традициях Лиги Теней. Огрехи воспитания и буйный нрав наследника заставляют Брюса примерить на себя роль няньки, следящей за тем, чтобы отпрыск не наследил в Готэме чужой кровью. Остальные задачи Бэтмена отодвигаются на второй план, особенно тогда Дэмиен начинает собачиться с Тимом Дрейком, претендуя на место Робина. Но, кажется, именно это отвлечение Тёмного Рыцаря от не менее тёмных дел в Готэме является частью чьего-то хитрого плана…

Моррисон не только придумал и ввёл во вселенную DC сына Брюса, на котором завязаны многие сюжетные линии. Он также трансформировал образ Бэтмена, а заодно, чтобы далеко не ходить, слегка переделал сам Готэм, избавив его от фриков, но не обезопасив его полностью. Наоборот, город становится площадкой для экспериментов Гранта, который превращает его в охотничьи угодия для троицы потенциальных «заместителей» Бэтмена, ставших по разным причинам ещё более опасными преступниками, чем их чудаковатые предшественники. Светлая и тёмные стороны Готэма по-прежнему противопоставляются друг другу: пока в картинных галереях богема попивает шампанское, наслаждаясь искусством и чувством ложной безопасности, в подворотнях похищают ночных бабочек, пытают и убивают людей. Когда Готэм надоедает или становится слишком тесным для фантазии Гранта, герои перемещаются в разные страны и экзотические локации, вроде упомянутого Непала. Моррисон незамедлительно, с первых же страниц, даёт понять, что знает о комиксах всё. То вспомнит малоизвестного противника Бэтмена, отведя ему главенствующую роль в дальнейшем, то перечислит основные этапы биографии вверенного ему персонажа, не забывая оставить кучу отсылок на не самые очевидные события в диалогах и деталях рисунка. Раскидает отсылки на классические сюжеты по названиям глав, предлагает читателям поучаствовать в сборе «пасхальных яиц». При этом ещё и высмеивает отношение к комиксам как к чему-то детскому и не имеющему ценности с точки зрения искусства, вон, даже произведения аутсайдеров, арт-брют, оказываются важнее, чем все эти «картинки про супергероев». Также традиционной для Гранта можно назвать тему с экзотическими верованиями и мистическими ритуалами, заход на территорию подсознательного, где реальность, ложная память и галлюцинации могут в равных пропорциях влиять на сюжет, скорость развития которого не даёт разобрать, что же мы на самом деле наблюдаем.

Кое-что ещё можно записать в раздел «типичный Моррисон»: «Бэтмен и сын» способен показаться очень неровным раном, в котором пропущено много деталей. Но в этой неровности всё же чувствуется задумка автора, который не спешит потакать читателям, выдавая чёткий, понятный и ненавязчивый сюжетный набор. Тут нужно постараться и уложить в памяти многое. Арка Талии, Дэмиана и мэн-бэтов внезапно продолжается не комиксом, а иллюстрированным рассказом про Джокера (здесь по работе Джона ван Флита можно понять, что ничто не устаревает так быстро, как компьютерная графика, для 2006-го года 3-D арты тут новаторские, но в наши дни они уже вызывают кринж). История про «Бэтмена», который больше похож на Бэйна, уступает место путешествию в безрадостное будущее, в котором повзрослевший Дэмиен занял место своего отца, и эта сюжетная линия пронизана насилием и мрачными религиозными отсылками, также в ней представлена более жесткая концепция Тёмного Рыцаря. Что дальше? Арка, которой неплохо подошло бы название «Десять супергероинят», хотя Моррисон фразой «Остров доктора Мейхью» намекает всё же на Герберта Уэллса. На частном острове тусуются третьесортные супергерои. Бэтмен и Робин посещают этот «HeroCon» в качестве звёздных гостей. Пока люди в костюмах индейцев, римских легионеров и мушкетеров бахвалятся своими подвигами, кто-то начинает их убивать. Нуарный, но насквозь пропитанный сатирой на тему Золотого Века супергероики комикс вновь возвращает Бэтмена к образу Величайшего Детектива в мире.

После чего слегка подзабывшие о Талии и юном Дэмиене читатели снова с ними повстречаются, став также свидетелями воскрешения старого недруга Бэтмена, который даже в образе разлагающегося зомби представляет опасность. Тут легко считываются оммажи на классические фильмы про «Мумию» и восточные боевики про мудрых учителей кунг-фу. Но главная фишка этой линии в другом. Не знаю, либо промежуточные выпуски писали другие авторы и поэтому они в этот сборник не попали, либо это своеобразный «хохот постмодерна», вот только многие элементы сюжета здесь вынесены за рамки и представлены в виде краткого одностраничного пересказа, как бы намекая на то, что и без этого подросткового экшена комикс, сконцентрированный на внутренних переживаниях персонажей и их отношениях между собой, может быть не менее интересным. Выглядит этот ход, конечно, странно, по вполне тянет на «фишку», новаторское решение и насмешку над тем, сколько же в комиксах бывает всего лишнего, без чего можно запросто обойтись.

Немаловажная деталь: Бэтмена почти в каждой арке комикса бьют. Понятно, что он не Человек из стали, но и образ непобедимого здоровяка в бронированном костюме трещит по швам в прямом смысле. Брюс отодвигается всё дальше от «Да что с ним может случиться, это ж Бэтмен!», приближаясь к красной черте, за которой с персонажем может произойти что угодно. Окончательно отношение к Бэтмену меняют финальные главы, вновь поднимающие тему сложного душевного состояния Уэйна, возникшего в результате детской травмы, которая и превратила его в летящий на крыльях ночи Ужас. Брюс знает, кто убил его родителей. Можно навесить на убийцу полицию и прокуроров. Можно выбить из него признательные показания. Можно убить. Но Брюс выбирает тактику «бесконечного кошмара». Доводя другого человека до сумасшествия своими действиями, он признается читателям в том, что та трагедия превратила его в безумца. Который уже вряд ли сможет жить нормальной жизнью, изображая из себя плейбоя а-ля Джеймс Бонд. И как по мне, этот окончательный диагноз – самая сильное, что есть в этом комиксе.

Не стоит переживать, все упомянутые «неровности» и скачущий по времени и локациям сюжет будут в итоге упорядочены, эволюционировав в занятные твисты и в записи на страницах чёрной тетрадки. Что-то проложит сюжетные рельсы для будущих серий. Всё вместе это обретёт культовый статус, превратившись в современную классику и в один из самых новаторских и известных комиксов «нулевых», утвердивший Моррисона в качестве «звезды» девятого искусства. Основную часть комикса нарисовал Энди Кьюберт и сделал это практически безупречно, но мне всё же больше понравился рисунок Дж.Г.Уильямса III в «Острове доктора Мейхью», тут, одновременно, хватает и чистого «олдскула», и интересных графических решений. Несмотря на то, что сюда не вошёл сюжет «Бэтмен RIP», который выйдет отдельным томом, сборник получился увесистым, в нём 464 страницы. Также под твёрдым переплётом с выборочной лакировкой вы найдёте примечания (много примечаний) и галерею альтернативных обложек. Тираж 5000 экземпляров.

www.azbooka.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s