
Можно не уметь рисовать и стать создателем популярной манги. Можно не обладать экстрасенсорными способностями и быть более-менее успешным экстрасенсом, периодически даже оказывая людям реальную помощь. В первом случае речь идёт о скрывающимся под псевдонимом One японце, создавшем хитового One-Punch Man и мангу, о которой пойдёт речь, во втором случае стоит упомянуть некоего Аратаку Рэйгена. Это т.н. медиум, владелец «Консультационного агентства по призракам и тому подобному», аферюга с хорошо подвешенным языком, умело (иногда не очень) вымогающий у своих клиентов деньги в обмен на решение «потусторонних» проблем, часть из которых запросто убирается с помощью массажа, фотошопа и консультации у хорошего психолога. Впрочем, иногда Рэйгэн всё же сталкивается с настоящими духами и призраками, донимающими людей. Конечно, очень эффектно запустить в сгусток эктоплазмы в виде старушки или покойного родственника щепотку соли с выкрикиванием забористого магического заклинания. Но не эффективно. Поэтому Рэйгэн за триста йен в час (сущие копейки) нанимает ученика второго класса средней школы Сигэо Кагэяму по прозвищу Моб, внезапно обладающего реальными сверхспособностями. Просто он ими не очень любит пользоваться. Зато окружающие очень любят пользоваться им.

Кажется, что One не стал заморачиваться и создал персонажа, очень напоминающего Сайтаму. Только с волосами, но всё также влипающего во всякие бытовые ситуации, для решения которых требуется уверенность и умение «базарить», а без этих навыков обоих похожих героев частенько поджидают фэйлы (см. эпизод с волшебной вазой ближе к концу тома). У Сигэо есть сила, с помощью которой он может выносить практически также с одного, уже магического, удара, он также малость аутичен, что выражается во внешнем отсутствии эмоций, и он желанный союзник для разных групп людей, которые видят в нем кого угодно, только не обычного человека с набором проблем и желаний. Этот ученик школы, способный за раз развалить тоталитарную секту, усмирить буйного призрака, раскидать гопников и победить другого телепата, разрушив его картину мира, на самом деле хочет простых вещей, свойственных любому пацану в период пубертата: чтобы нравящаяся девушка обратила на него внимание, чтобы у других пацанов он пользовался авторитетом и всё такое. Увы. Мечтам Моба всё время что-то мешает, что ведёт к накоплению негативного опыта и нарастанию внутреннего напряжения. Когда напряжение находится на отметке 20% и One бомбит вас своими шуточками, которые одновременно и смешные, и крайне специфические, это не кажется таким уж серьёзным. Но когда шкала пробивает значение 100 %… держитесь, тут, кажется, постёбывают «Акиру» и аналогичные истории про сверхподростков.

В типично японские темы, регулярно представленные в аниме и манге, типа обязательных школьных кружков и школьных же банд (которые с натяжкой тоже можно считать кружками по интересам, так что всё норм), автор вклинивает «победителей битвы экстрасенсов», тех самых, что готовы изгнать из вас сущность в виде гномика за ваши деньги, собрания тоталитарных сект, куда приходят люди в поисках счастья и радости. Тех состояний, который очень хочет достичь молчаливый интроверт Моб. История с сектой – главная сюжетная линия первой из двух книг, вошедших в первый том российского издания; помимо того, что в этом эпизоде автор люто издевается над различными гуру и их техниками подчинения себя недалёких людей, так ещё и после победы над любителями улыбаться Моб обзаводится персональным духом-помощником, у которого довольно мерзкий характер и шкурный интерес. Противостояние с дерзким и самоуверенным экстрасенсом – центральная часть второй книги, позволяющая глубже погрузиться в характер главного героя и понять, почему он скрывает свои силы и не использует их против людей, категорически избегая любое насилие. На самом деле за всеми шуточками скрываются очень серьезные темы, из-за которых манга выруливает с территории «развлекаловки с массой абсурдных ситуаций» и способна зацепить драматическими моментами. Вель мы очень часто загоняем свои эмоции и переживания вглубь, где они начинают трансформироваться в медленно разрушающую нас изнутри кислоту негатива. И гораздо сложнее с этим справиться подросткам, таким, как Моб.

Вернемся к тому, с чего начали. При чём тут не умеющий рисовать создатель манги? Дело в том, что One либо вообще не умеет рисовать, либо делает это крайне условно, но зато от души. Так что неудивительно, что за российское издание манги «Моб Психо 100» взялся Виталий Терлецкий, хороший сценарист комиксов со специфическим чувством юмора, обладающим относительными навыками рисования, из которых он сформировал свой узнаваемый стиль. Виталий, можно сказать, это российский One. Исходя из данной информации, будьте готовы к тому, что рисунок «Моба» покажется вам своеобразным, при этом совсем уж примитивным его трудно назвать, да и заметно, что у One есть помощники, берущие на себя более сложные фоны. Так что это просто такой стиль, породивший DIY-веб-продукт, внезапно ставший хитом и получивший собственную аниме-экранизацию. Школьная манга перемешивается с короткими эпизодами из практики Рэйгэна и мистическими чудачествами, карикатурные ситуации, типа сюжетной линии с качками из клуба совершенствования тела, приводят к драматическим последствиям, и за всем этим наблюдает, а кое-где и напрямую участвует внешне спокойный паренек не от мира всего, которого окружающая жизнь всегда готова хорошенько отпинать, доведя до кипения. Что касается юмора – не пропускайте сноски и комментарии, вся соль зачастую в них, в этих названиях, надписях и звуках, окружающих персонажей. Благо всё переведено. На русском сразу издано два тома (средства на печать собирались на краудфандинговой платформе), книги в твёрдом переплёте, в суперобложке с выборочной лакировкой. В первом томе 380 страниц, тираж не указан. Есть бонусные главы, и они прикольные.