
За четыре года конфликт, начавшийся с теракта и мести, всё время только разрастался. Зародившись на ядерном пепелище Метрополиса, он раскинулся сначала по всей планете, затем достиг межгалактического масштаба, перекинулся на эзотерические сферы магической реальности и коснулся самых настоящих богов. Но к пятому году противостояние, похоже, вернулось к истокам, избрав своим эпицентром земные города, в которых по заветам Оруэлла и других провидцев социальных перемен чудо-люди во главе с Суперменом стоят Дивный Новый Мир без преступности. Новая власть, не скрываясь, называет своё детище Режимом (со всеми вытекающими из этого термина последствиями вроде ограничений свободы слова, всеобщей слежкой и концлагерями, а, точнее, высокотехнологичным тюрьмами для ненадежных граждан), Кларк Кент принимает звание Верховного Канцлера, у которого на все недоуменные вопросы коллег по Лиге Справедливости заготовлен один ответ: «Тут вам не демократия». Как главный герой комиксов, защитник общечеловеческих ценностей и самый человечный человек докатился до того, что у читателей теперь возникает уверенность в том, что это не Патриот из сериала «Пацаны» «косплеит» Человека из стали, а наоборот? В этом продолжает разбираться Брайан Буччеллато в пятой главе саги «Injustice: Боги среди нас».

Иногда кажущиеся незначительными на общем фоне события задают тон будущему. В прошлой части комикса сына Человека-Пластика заточили в супертюрьме для суперзлодеев, откуда пластичный герой всё же спасает отпрыска, а заодно выпускает на волю толпу преступников со сверхспособностями. Которые незамедлительно начинают сбиваться в банды и портить статистику. А те, кто поумнее (хотя бы чем Думсдэй и Соломон Гранди), быстро соображают, что есть власть и есть непримиримая оппозиция в лице Бэтмена и Ко, и что кому-то из них наверняка пригодятся боевые ребята в качестве боевой силы или для шпионажа. Так оно и получается, на стороне Бэтмена оказываются одни головорезы, на стороне Супермена – другие. Поскольку «Injustice», прежде всего, история коллабораций, являющихся основой сюжетных твистов этой серии, будьте готовы к тому, что на протяжении пятого года многочисленные персонажи будут метаться между противоборствующими сторонами, работать двойными агентами и строить свои планы. Главные же герои, члены Лиги Справедливости – все, кроме Супермена, — с головой нырнут в полноценный кризис, пытаясь понять, как они, некогда готовые жизнь отдать за простого человека, докатились до того, что нам показывают на страницах комикса. И очень хорошо показывают, между прочим, демонстрируя, как демократические идеалы вступают в противоречие с намерениями тоталитарной власти.

Сам Супермен, хоть и отступает всё дальше от образа благородного защитника, окончательно оформляясь в тирана, готового карать и, если нужно, сжигать несогласных, всё же иногда вызывает чуть-чуть сочувствия, возможно, по старой памяти. Хотя бы потому, что вынужден постоянно решать кучу проблем. Первая их них, конечно же Бэтмен, настырный до невозможности, на любое предложение своих соратников подумать о перемирии и переговорах отвечающий, что у него ещё не все козыри сыграли и всегда есть шанс победить. При этом фанатичная вера Брюса в то, что никого в этой войне убивать нельзя, даже самого жестокого врага, обретает ещё более монолитные формы. Хотя как минимум одно преступление должно было заставить Тёмного Рыцаря выйти из себя и забить кое-кого до смерти. Вот Найтвинга, к примеру, дилеммы особенно не мучают, и это отталкивает его от Бэтмена всё дальше, зато чувство свершившейся мести приносит горькое удовлетворение. Второй источник проблем Супермена – нарождающееся революционное движение, втройне обидное для криптонца ещё и оттого, что своим символом городские люмпен-пролетарии избрали Джокера. Некоторые крупные планы Супермена в комиксе прямо наглядно демонстрируют скрип зубов и нервную пульсации вены на виске, насколько велика ненависть Канцлера. Третья проблема – появление туповатого, но сильного клона Супермена, который своими «детскими» поступками наносит урон репутации Кента. И есть ещё куча проблем поменьше: то разъяренный муж соратницы решит поговорить по-мужски, то друг переосмыслит происходящее и переметнётся на сторону противников. Да ещё нужно внимательно, выжигающим взглядом смотреть в глаза подчинённых и коллег, пытаясь понять, а не обманывают ли тебя, не устраивают провокации. Тяжелая ноша правителя всея Земли показана без прикрас.

Не отстают авторы и в том, чтобы раскрыть Бэтмена, несгибаемого борца, генерирующего один хитрый план за другим, то включающий поиск компромата, то распутывающий клубок теорий о параллельных вселенных. Неважно, что не все замыслы доходят до финала, Бэтс придумает ещё с десяток ловушек, разработает схему похищения и, кажется, найдёт единственный способ, как исправить уже кажущуюся неисправимой ситуацию с Режимом. Для этого ему нужен Флэш, как раз один из героев, терзающий себя мыслью «А правильно ли я поступаю?». Понятно, что Брюс будет сражаться, даже если останется один, и эта почти что маниакальность вызывает и уважение, и тревогу: ведь сломайся Бэтс, переступи грань «неубийства» и всё, Земля точно потонет в крови. В этой череде уличного экшена и фантастических событий, стоит обратить внимание на сюжетные линии двух персонажей. Один из них – тот самый клон Супермена, почти что Франкенштейн, который всё также хочет, чтобы его понимали, принимали и любили. Буччеллато берёт за основу историю о дружбе «чудовища» и «простого человека», в которой герои должны учиться друг у друга, но внезапно разрушает эту идиллию со злой иронией, в очередной раз доказывая, что в «Injustice» всё должно быть «не так», непредсказуемо. Как в жизни, это же интереснее. Второй персонаж, приковывающий внимание (не только нарядом, в котором сложно драться, но легко отвлекать соперников мужского пола), это, разумеется, Харли Квинн. Или… доктор Квинзель? А, может быть, и новая предводительница уличных банд, члены которых прячут лица под маской Джокера (и это явная пародия на движение Анонимуса). В любом случае, дамочка знатно встряхивает сюжет, когда это нужно.

Пятый год – зрелищная и трагическая демонстрация становления диктатуры под большой и красной буквой «S». Напоминание о том, куда ведут дорожки благих намерений и явная политическая сатира, показывающая, как главный американский символ справедливости затыкает рты на территории всего мира, выстраивая свои собственные, уютные и демократически-верные Гуантанамо. Сюжет стал более насыщенным, теперь он реально растянут на целый год, в нём полно внезапных поворотов и разного рода фанатских радостей, плюс изобретательный экшен и возможность увидеть любимых героев-злодеев в состоянии максимального урона (тоже вариант фансервиса). В общем, комикс, которому было уготовано судьбой стать «всего лишь» приложением к файтингу на консоле, продолжает уверенно эволюционировать в нечто большее и интересное. Но я уже начинаю надеяться, что план Бэтмена и Флэша всё же сработает в ближайшее время, хочется уже увидеть развязку. «Азбука» продолжает издавать новые года «Injustice» в формате сдвоенных делюксов, данная часть увидела свет в твёрдом переплёте с выборочной лакировкой. Бонусами идут раскадровки страниц, одна альтернативная обложка и одна страница с примечаниями. 472 страницы, тираж 3000 экземпляров.