
Однажды воскресным декабрьским днём синекожую и шестирукую богиню Смерти вызвали, что называется, на самый верх. Где седобородый, трёхликий старец объявил о сокращении всего её отдела в ходе реструктуризации, вызванной небывалой новостью: согласно пророчеству, на Земле родился человек, который подарит людям бессмертие. И небесная корпорация не нуждается больше в услугах той, кто остался без работы. Пока вы размышляете, с чего бы это увольнять Смерть прямо сейчас, ведь обещанный «спаситель человечества» только-только покинул чрево матери и явно сделает столь великое открытие не в ближайшие годы, из чего следует, что дама с синей кожей ещё несколько десятилетий точно будет работать, не покладая шести рук, в индийском городе Мумбаи происходят два важных события. Жена влиятельного господина Шаха рожает мальчика, которого назовут Дарий. Двадцатилетняя Лейла Старр выпадает из окна шестого этажа. С точки зрения статистики ничего интересного, просто Рождение и Смерть промелькнули рядом друг с другом в одном из моментов Вечности. Но этим самым моментом воспользовалась безработная богиня, вселившись в тело Лейлы и обретя непривычной статус «смертной». Всё для того, чтобы с помощью этого тела добраться до новорожденного Дария и вернуть себе работу, статус и корпоративные «плюшки». Но случилось так, что Смерть, взиравшая веками на то, как одна империя уничтожала другую, как людей распинали на крестах, сжигали и травили в газовых камерах, вдруг не смогла оборвать одну мелкую, слабую жизнь. А вскоре и сама столкнулась с тем, свидетелем чего бывала миллионы раз – Смерть, а, точнее, Лейла Старр, умерла под колёсами машины (все мы видели ролики в YouTube, демонстрирующие навыки вождения индусских водителей). Отличный one-shot с философским подтекстом и сатирой над корпоративной культурой, спасибо, идём дальше? Нет, история на этом не заканчивается.

Поскольку во Вселенной есть вещи посильнее смерти, Лейла Старр/Смерть воскресает. И умирает. И воскресает снова. И так несколько раз. И каждое её возвращение связано с важным моментом в жизни Дария, с его очередной встречей со смертью, разрушающей раз за разом фундамент уготованной ему богатой и беззаботной жизни. К примеру, в восемь лет Дарий (родители которого явно были знакомы с легендами о Кришне и также стремились оградить отпрыска от бед и невзгод внешнего мира) провожает в последний путь простого работягу, ухаживавшего за деревьями в родительском саду. И тут становится понятно, что действие комикса разворачивается в Индии не только потому, что это родина сценариста, Рам Ви. Индийская культура и уклад жизни местных, завязанный на духовных практиках, шокирующих ритуалах и миллионах богов, для западного человека представляются заманчивой экзотикой, которую невозможно понять, осмыслить на все сто процентов, если ты не родился и не вырос в этой стране. К тому же кастовая система даёт повод поднять «проклятые» вопросы, например, почему одни живут в роскоши, а другие не достойны даже растущего на дереве плода, который могут есть только господа? Притом, что, независимо от статуса, в итоге и бедняка, и богача ждёт одно и то же – погребальный костер. Начинает задаваться этими вопросами и Лейла Старр, впрочем, нерасторопной девушке теперь «не везет» с водой, и она исчезает из жизни Дария ещё на несколько лет, встретив своего «врага» уже в том возрасте, когда вовсю бушуют гормоны, хочется тусить с лучшими друзьями, любить девушек, совершать глупые, опасные, переполненные адреналиновыми передозами привычные ритуалы юности. Все это кажется простым и понятным – но только не в восемнадцать лет, когда в чувствах путаница, когда возникают любовные треугольники, когда рушится в социальных катастрофах весь мир, когда, разумеется, мимо Дария вновь проходит смерть, забирая близкого человека. А Лейла продолжает наблюдать за всем этим, болтая с Дарием и размышляя о том, что же ей делать.
Цикл повторится ещё несколько раз. Однажды Смерть застанет Дария в бездонных глубинах личной трагедии, обрушившей всю его жизнь. Затем повстречает умудрённого старца, философа, познавшего не только смерть, но и жизнь. В какой же из этих моментов ему придёт в голову революционная идея о бессмертии рода человеческого? Лейле Старр уже и самой интересно это увидеть. Главное, не умереть до того, как это произойдет. В процессе чтения комикса сложно не вспомнить знаменитый графический роман «Daytripper» (в России издавался как «Мечтатель»), ведь там тоже был использован приём множества смертей главного героя в конце большинства глав. И я сильно погрешу против правды, если не скажу, что меня подмывало пошутить про «сами знаете, как выглядят индийские копии американских фильмов, типа «Терминатора» или «Кошмара на улице Вязов», теперь пришло время взглянуть на комиксы», но к «Лейле Старр» это не относится, поскольку это как раз хорошее, равнозначное «переосмысление». Два этих комикса похожи ещё и медитативной атмосферой, в которой на первое место выходят истории-притчи о простых человеческих отношениях. Но, если они такие простые, почему люди веками ломают свои жизни, натыкаясь на одни и те же проблемы вновь и вновь? Да, авторы в очередной раз оставят вас наедине с мыслью о том, что «Неважно, как ты умер, важно, как ты жил», есть подозрение, что эта мысль после прочтения данного комикса оставит вас в минорном настроении, может быть, даже вызовет тихие слёзы. Или катарсис. Или простое желание медленно идти под руку с кем-то очень близким по берегу океана, как показано в последних кадрах комикса, в котором жизнь опять победила смерть. Но для того, чтобы понять, почему это произошло, всё-таки нужно быть в душе немного индусом. Кстати, если говорить о аналогичных произведениях, то у Терри Пратчетта один из его любимых персонажей – как не странно, и тут тоже мы видим Смерть – также тусил с простыми смертными в стремлении понять их. Да и сатирические моменты с «эффективным небесным менеджментом» вполне в духе романов английского писателя. Как видим, тема эта волнует многих и продолжает находить отражение в самых разных формах.

Одна из «фишек» комикса – рассказчиками могут выступать предметы и создания, меньше всего подходящие на эту роль. Ок, чёрный ворон, давний проводник между реальностью и потусторонним миром (если верить легендам) подходит без вопросов, но, когда искренне поговорить с вами берётся недокуренная сигарета Marlboro (обеспечивающая Лейле не свидание с Америкой, а свидание с небытием) или последний на территории города китайский храм, это выглядит неожиданно и круто. Особенно потому, что сигарету легко принять за символ мимолётной и яркой жизни, сгорающей до кучки пепла за пару мгновений, а храм, наоборот, предстаёт вековым каменным великаном, неспешно пытающимся осознать, почему так часто сменяются люди, закрывающие его двери и чистящие его полы, что заставляет их исчезать. Воплощения молодости и старости, путь от «смысл жизни в том, чтобы тебя выкурили», до стариковского обращения в веру, которая отгоняет беспощадный страх всё ближе подступающего небытия. Ещё здесь весьма необычный рисунок Филипе Андраде, хорошо подходящий под определение «альтернативный комикс»; художник очень многое вносит в образ главной героини тогда, когда сценарист «отходит в сторонку», оставляя вместо диалогов место для невербальных символов и сигналов, в эти моменты образ Лейлы может подчеркнуть и дополнить задумчивый взгляд, заломленные в смущении руки и тени на лице. А ещё она просто красотка, из тех, что могут закружить вам голову, если вы встретите их где-нибудь на Гоа. Цветовая гамма по-индийски яркая, пестрая и психоделическая, но больше всего она ассоциируется с закатными оттенками, игрой света на границе с тьмой, и, думается, это не случайно, ведь герои комикса пребывают как раз на тонкой грани между жизнью и смертью. Индия здесь тоже показана в каком-то застывшем, пограничном состоянии: с одной стороны нависают стеклом и бетоном небоскребы Мумбаи, финансового и промышленного центра страны, с другой стороны здесь всё также жгут трупы на берегу Ганга.

Еще о несомненных плюсах комикса – здесь не танцуют и не поют, поэтому все пять глав разместились на 128 страницах. Если серьезно, то меня немного разочаровал финал… нет, не разочаровал, просто кажется, что авторы выбрали слишком предсказуемый, мелодраматический ход, а хотелось бы чего-то «крышесносящего». В конце концов, мир должен был измениться настолько, что даже Смерть осталась бы без работы, это же что-то невероятное. Вот что хочется сказать в завершении: в силу сложившихся обстоятельств может так получиться, что с российского рынка комиксов исчезнут «мажорные» комиксы, тогда надежда будет на внутренних творцов и на уже упомянутую «альтернативу». Что ж, если альтернатива будет такой, как «Множество смертей Лейлы Старр», я, пожалуй, даже порадуюсь этой ситуации. Экзотический, философский комикс. У него были интересные вариантные обложки, они представлены в конце сборника и перед главами, особенно круто смотрятся арты от Майка дель Мундо, Дэвида Мэка, Кристиана Уолда, отдающего дань уважения Густаву Климту. Основная обложка русского издания мягкая, с выборочной лакировкой, также доступна лимитка в харде.