
Врачебная ошибка может стоить пациенту здоровья и жизни. Но Кэндзо Темму, молодого нейрохирурга, которого все его коллеги и пациенты называют не иначе, как гением медицины, сложно упрекнуть в том, что он совершил эту самую врачебную ошибку. С точки зрения морали однажды он, напротив, поступил на 100% правильно. Беда лишь в том, что именно за такими поступками, честными и благородными, часто маячит та самая ведущая в ад дорога, вымощенная благими намерениями. Увы, так случилось и с Кэндзо. А ведь ещё за сутки до этого его жизнь казалась идеальной, полной заманчивых перспектив, которые сулила его головокружительно развивающаяся карьера.

Проявив в полной мере талант и силу характера, молодой врач переехал из Японии в ФРГ (история начинается в 1986-м году), обосновался в Дюссельдорфе, где смог устроиться в престижную больницу имени Айслера. Прошло совсем мало времени, и вот он уже жених Евы, дочери директора больницы герра Хайнемана, а сам босс благоволит молодому человеку во всём. Жизнь удалась. Ну и что, что иногда нужно пописывать для будущего тестя статьи в научные журналы, которые тот будет публиковать от своего имени, чего не сделаешь для будущего родственника. Гораздо сложнее закрыть глаза на внутренние правила, установленные администрацией, которые гласят, что важен только престиж и репутация медицинского заведения. А Кэндзо хочет помогать всем людям без исключения, и «нужным», и простым смертным. Одно происшествие расшатывает чувства Тэммы, заставляя его переживать, мысленно бродить по замкнутому кругу из вопросов «Если бы…» и «Я был должен», а затем случается громкое преступление, и перед врачом ставится Выбор. В одной операционной — мэр города, друг Хайнемана. В другой – мальчик с пулей в голове, привезённый из дома, где только что убили его родителей. Директор настаивает, чтобы Кэндзо спасал жизнь мэра, мальчиком займётся другой доктор, у которого, конечно, руки растут из правильного места, но гением назвать его трудно. И тогда Кэндзо говорит: «Нет!». И тем самым круто меняет свою жизнь и жизни множества людей. Многие из которых не доживут даже до середины первого тома манги Наоки Урасавы.

Манги, у которой я смог обнаружить только один недостаток. Даже, скорее, нюанс. Название «Монстр» слишком уж часто использовалось разными авторами, существует куча книг и фильмов, называющихся точно также или содержащих в названии это слово. Чего далеко ходить, у «XL Media» параллельно шедевру (а я настаиваю на этом определении) Урасавы продолжает издаваться манга «Истории монстров». Не критично, но есть небольшая вероятность затеряться среди других известных «Монстров». А допустить этого категорически нельзя. Во-первых, этот «Монстр» — один из убедительнейших аргументов в споре с теми, кто считает, что манга, а заодно и аниме, «это для детей, там девочки с огромным глазами управляют роботами и сверкают трусами». Потому, что здесь мы видим абсолютно взрослую, серьезную работу как с графикой, так и с сюжетом, в момент своего выхода, ещё до эпохи тотального сериализма, в которой мы сейчас живём, обеспечившую читателей удовольствием, возникающим при просмотре отменного сериала. Из чего вытекает «во-вторых»: отличная детективная история, перерастающая в нервный, напряженный триллер, вызревающий на почве сложных моральных дилемм, внешних и, самое главное, внутренних конфликтов персонажей. Мы пристально, порой вгрызаясь вслед за автором в потаенные зоны, следим за трансформациями главного героя, который сначала теряет материальные блага и перспективы по причине наличия у него совести, а потом, доведенный растянувшихся на десятилетие серией, казалось бы, не связанных между собой убийств, принимает решение, вступающее в конфликт с клятвой Гиппократа. Теперь руки, спасавшие множество жизней, должны будут отнять одну. На благо других. Снова Выбор, к последствиям которого мы, надеюсь, придём в финале этой манги. А пока что интригующее начало.

«Монстр» интересен ещё тем, что автор избрал местом действия Германию, сначала показав её за несколько лет до падения Берлинской Стены и объединения, а потом перескочив чуть вперед во времени, дав кое-кому не только вырасти, но и забыть травмирующие события детства. В этой Германии Кэндзо не то, чтобы «чужак», но разность менталитетов показана неплохо. Да, опять же, это не фэнтезийная Старая Европа, которую нам показывают в различных фэнтези типа «Семьи шпиона», здесь хорошо проработан указанный исторический период, видно, что Урусава неплохо знаком с немецким бытом тех лет. Стоит обратить внимание и на второстепенных персонажей, они тут выглядят порой даже интереснее: что коллега Кэндзо, доктор-пофигист, избравший своеобразную форму протеста против бюрократической машины, что редактор-трудоголик газеты, слишком циничный для того, чтобы верить первому встречному с безумными глазами, и слишком профи для того, чтобы не броситься по следам перспективного расследования. Но особенно запоминается инспектор БКА Рунге. У него феноменальная память, архивы которой он сортирует по собственной методике (хотя опытному врачу его постоянные подергивая пальцев в эпоху, когда люди ещё писали от руки, а не долбили по клавиатуре, могут показаться неврологической реакцией), цепкость опытной ищейки, и взгляд, от которого становится не по себе. Идеальный источник всех нарастающих проблем главгероя. Что касается Монстра, то он проявит себя уже в этом томе, правда, пока это довольно типичный архизлодей с глобальными замыслами, дьявольский красавчик. Не удивлюсь, если при создании этого образа мангака вдохновлялся кем-то вроде профессора Мориарти. Ну и Анна/Нина, девушка без памяти о детских годах, тоже выглядит пока типично-симпатичной героиней, чья привычная жизнь рушится, как карточный домик. И в этом они с Кэндзо очень похожи.

Важный элемент всякого хорошего триллера – нарастающая паранойя – вовсю заявляет о себе ближе к концу первого тома. Когда не к кому пойти, веры в полицию нет, надежда на репортеров слабая, а те, кому герой попробовал всё же довериться, стремительно умирают, становясь расходным материалом для Монстра. Эта паранойя поселяется в глазах Кэндзо, показано это отлично, подозреваю, что вдохновение Наоки черпал напрямую из фильмов Альфреда Хичкока. По образованию Урусава экономист, но манга выдаёт его близкое знакомство с медициной, манга наполнена сложными анатомическими терминами, добавляющими реализма присутствующим здесь сценам медицинских операций. Что эти термины значат, можно узнать из примечаний в конце русского издания манги. Это издание полностью воспроизводит оригинальный Perfect Edition 2014-го года: увеличенный формат 150х210мм, мягкая обложка, поверх которой обернута суперобложка с конгревом (рельефное тиснение на некоторых участках). Манга встречает читателей прозрачной калькой (как в «Стальном Алхимике» от «Азбуки»), а также глянцевыми цветными страницами, которые также будут попадаться по ходу действия. 428 страниц на склейке, тираж не указан. Захватывающая вещь.
