
Автобиография Цудзинари, главного героя манги Ёскэ Такахаси («Сказочница»), запросто могла бы называться «Моя семья и другие ёкаи». Ёкаи, если в общих чертах, это сверхъестественные существа, коих в японской мифологии несказанное множество. Сестра Цудзинари, красавица Кагэ, является кем-то вроде оккультного детектива, решая проблемы простых смертных с этими самыми ёкаями, которые могут быть крайне зловредными. А могут быть милыми и даже полезными в хозяйстве. Как-то само собой получилось (подробности – во втором томе серии), что сердобольные брат и сестра приютили у себя в съёмном доме кучу потусторонних существ: с ними живёт ожившая кукла, которая к тому же отлично готовит, девушка-кошка, «лавкрафтианское» чудище мелкого калибра и помешанный на порабощении землян инопланетянин, пожаловавший либо из далёкого и враждебного космоса, либо из трэшовых фантастических фильмов, где в костюмы подобных существ облачались актеры, грозно размахивая резиновыми щупальцами. Сложно оставаться в таком окружении абсолютно нормальным, а ведь именно таким выглядел школьник Цудзинари… до определённого момента (опять же, за подробностями – к предыдущим томам). И вот вся эта компания живёт и не тужит, постоянно влипая в какие-нибудь сверхъестественные ситуации, для описания которых хорошо подойдёт фраза «градус абсурда постепенно нарастал».

К Кагэ продолжают приходить люди за помощью, но происходит это гораздо реже. В основном члены её семейки сами находят что-то странное и мистическое в окружающем их мире. Зачастую это связано с печальными моментами жизни: например, кукла Химэ знакомиться с умирающей девочкой Кимико, после чего берётся скрасить её последние дни с помощью приятелей, устроив её отличный квест в потусторонний мир снов. Или девочка-кошка, столкнувшись со своей «магической» соперницей, узнает, что старики могут умирать в одиночестве, никому не нужные. Также выясняется, что куклы, чьи хозяева бросили или умерли сами, попадают в кукольный ад, место, разумеется, скорбное и печальное, похожее на хоррор-версию «Toy Story». И даже поездка на курорт оборачивается для Цудзинари встречей с девочкой, которая путешествует по морским просторам на синем ките и каждый год выискивает на водной глади букетик цветов от самого близкого человека. Девочка, кстати, милая и симпатичная, ну и что, что не принадлежит к миру живых, зато с ней можно общаться через сны, что Цудзинари охотно бы и делал, если бы его сердце не принадлежало Канне, самой что на есть простой девочке. Но отношения с Канной сильно усложнены, она не готова к такому объёму паранормального в своей жизни: то призрак, принявший вид Цудзинари, захочет заманить её в заброшенный дом с целью надругаться, то докучливый домовладелец, надоевший всем своими похотливыми выходками ещё в прошлых главах, снова придумает какую-то каверзу (например, с горшком, который затягивает в себя всех, не только демонов и джиннов), то что-нибудь в том же духе произойдёт. Приятель её, конечно, паренёк хороший, но в компании с ним запросто можно повредиться психикой.

Первая часть третьего тома представляет собой сборник коротких кайданов, не столько страшных, сколько грустных и смешных, причём уже сам мангака не скрывает, что это именно пародия на жанр «азиатских ужасов». Вторая часть, в принципе, это впечатление усиливает, но там уже отчётливо вырисовывается сквозной сюжет, формирующийся вокруг Саяки Кудзё, девушки из обеспеченной семьи. Разумеется, правило «не верь глазам своим» хорошо срабатывает и в данном случае. Сначала Кудзё обращается к Кагэ с просьбой помочь с драконом, который во время сильной грозы перенёсся на её тело татуировкой, вызвавшей бы зависть у любого члена якудзы. Затем девушка вроде бы попала в обычную, не мистическую ситуацию, влюбившись в проходимца, выдававшего себя за гениального, но бедного поэта – вот только почему её донимает во сне летающая женская голова? После этого Саяка становится объектом любовного интереса всех местных чудовищ, прямо напасть какая-то, ни к пруду подойти (там обитает ну очень любвеобильный карп), ни на чердаке спрятаться (там цутигумо, «земляной паук», наводит ужасу). А потом образ «самой обычной» девушки окончательно рухнул, когда в сюжет заявился её папаша, разумеется, не просто человек, а ёкайное воплощение Дяди Сэма, в виде паука со множеством глаз и мохнатыми лапками. В общем, вполне понятный политический образ, гротескный шарш. У «папаши» проявляются неслабые политические амбиции, он хочет баллотироваться в президенты Макая, мира духов. И Кагэ, девушка не промах, сначала думает, а не застолбить ли ей заранее место «первой леди», а потом решает, что у нее запросто получиться побороться за президентское кресло. В общем, сатира на ужастики превращается немножко в политическую сатиру.
В плане рисунка Такахаси верен себе, выдерживая чуть ли не детский, наивный стиль, рассчитанный всё же на более взрослую аудиторию. Во-первых, тут монстры. Во-вторых, Ёскэ любит и активно использует фансервис, умело рисуя нагих женщин, и также умело пряча «самое интересное» за разными мелочами. Впрочем, чтобы скрыть выдающееся тело Кагэ, мелочами не отделаешься. Третий том «Мальчика-кайдана» вроде бы последний в серии, хотя его финальная часть явно намекает на продолжение, да и многие сюжетные линии остались без развития, например, мать главных героев всё также веет над ними чёрным вороном с женским телом, но и только, их отношения никак больше не раскрываются. А мистическая природа Цудзинари, на которой делался акцент в предыдущем томе, здесь вообще отодвинута за границы сюжета. Может быть, где-то на родине мангаки и существуют дополнительные главы серии, кто знает.

Японская мифология и вся эта потусторонщина – вещь специфическая, своеобразная. И эту своеобразность «Мальчик-кайдан», кажется, намеренно усиливает. Тут много абсурда, иногда кажущегося запредельным, и так же много откровенного дуракаваляния, как минимум, на взгляд человека, воспитанного в другой культурной и сказочной среде. Но на самом деле так даже интереснее, непривычные сюжетные ходы и странные герои подкупают. По духу это подростковая манга, в которой и кайдзю громят города, и кошки-демоны сцепляются в поединке на фоне круглой луны (и этот избитый приём тут явно пародируется), и девушки постоянно плещутся в ванной, и есть пугающие, заброшенные дома с приведениями или с кем-то пострашнее. Издание от «Фабрики комиксов» вышло в твёрдом переплёте с цветной и глянцевой суперобложкой, в томике 208 страниц. Есть послесловие автора, тираж не указан.
