Мнение: Дело Принципа

Конец апреля 1918-го года, крепость Терезин, Чехия. В одной из камер доживает свои последние дни, страдая от туберкулеза, однорукий заключенный, молодой ещё мужчина с голубыми глазами. И мнения о его роли в мировой истории до сих пор, спустя более чем столетие, категорически разнятся: его считают героем, террористом, убийцей, отнявшим жизни у двух людей и убийцей, повинном в смерти более двадцати миллионов; кто-то называет его детонатором Первой Мировой Войны, кто-то, углубившись в факты и конспирологию, уверяет, что он был всего лишь винтиком в тщательно продуманном плане. Кто же он? Гаврило Принцип, сербский националист, 28-го июня 1914-го года застреливший в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника австро-венгерского престола, и его супругу Софию. 23 июля того же года Австро-Венгрия предъявила Сербии унизительный Июльский ультиматум, после чего, как говориться, понеслось, и уже через несколько недель в Европе полыхала война.

Надо заметить, что восприятие Первой Мировой в истории конкретно нашей страны незаслуженно отодвинуто на второй план «благодаря» страшным потрясениям, которые захлестнули Россию в те же годы. Революции, гражданская война, белый террор, получивший ответ в виде красного террора, интервенция… мягко говоря, было не до сербов, австро-венгров и не до разбирательств, кто и почему в кого стрелял, своих бед хватало с избытком. Да и боевыми результатами в той войне российская армия, чьи солдаты исправно демонстрировали чудеса отваги, похвастаться не смогла, на фронте под конец участились братания между нашими бойцами и немцами, росло недовольство офицерами, которые, полное впечатление, не понимали, что перед ними нормальные, живые люди, проводилась массовая агитация представителями оппозиционных партий коммунистов, эсеров и прочих. Интересующимся темой можно почитать первые тома «Тихого Дона» Шолохова, ну а мы обратимся к новому графическому роману Дмитрия Чинова («Сестра») и Аскольда Акишина («Жёлтый Ангел», «Омон Ра», «Пионерская правда. Horror») «Дело Принципа», возвращающего читателя к истокам тех трагических событий. Перед нами подробная биография «боснийского стрелка», помогающая проследить путь обычного человека к событию, изменившему мир. А это именно что самый обычный человек – парень из небогатой семьи, любящий чтение, патриот своей родины, образованный, целеустремлённый. Параллельно нам рассказывают о его жертвах, Франце Фердинанде и его супруге, на которой наследник женился вопреки воле отца и династическим правилам. Строго говоря, после такого Франц вообще не должен был оставаться претендентом на престол, но любой учебник истории подскажет вам, сколь невероятными бывают стечения обстоятельств и переплетения судеб. Из всего показанного на чёрно-белых страницах создаётся впечатление, что Франц был, в общем-то, хорошим человеком, его либеральные взгляды на заскорузлую монархию могли в дальнейшем коренным образом поменять сложившуюся ситуацию. Да и Гаврило тоже предстаёт нормальным, вполне себе симпатичным, ранимым, ищущим в неразрывной связи со своим угнетённым народом выход из исторического тупика. Да, в нём есть все черты, приводящие людей в стан фанатичных террористов, считающих, что пара-тройка бомб сможет решить проблему, и точно такие же симпатичные люди со светлыми лицами гоняли русского царя, как зайца, пока не убили. У всех у них была мотивация. И, обращаясь к мотивации персонажа, стоит «упрекнуть» авторов «Дела» в том, что в их повествовании весьма поверхностно представлен исторический контекст. А ситуация на Балканах, веками запутывавшаяся в жесткий клубок противоречий, остро требует, чтобы читатель понимал, что лежит в основе описываемых событий. Ведь террор, когда несколько людей собираются, заготавливают оружие, переходят через границы, готовят засады и т.д. – это всегда лишь следствие неких политических и социальных решений, которые могли случиться задолго до этого. А что этот террор породило?  Может быть, само общество? К примеру, однажды Гаврило знакомится с неким Владимиром Гачиновичем. Молодые сербы, разумеется, его знают и уважают. Но почему бы не сделать примечание, рассказывающее об этом человеке, который был видным писателем и революционером, одним из основателей «Молодой Боснии», организации, боровшейся за присоединение Боснии и Герцеговины к Сербии, которая была оккупирована Австро-Венгрией, отвоевавшей её у Османской империи (вот он, тот самый клубок, запросто ломающий ноги чертям)? Да и о сотрудничавшей с «Молодой Боснией» террористической организацией «Чёрная рука», которую тут поминают исключительно шёпотом, было бы неплохо рассказать чуть подробнее.

Прошу не рассматривать это как претензию, только как замечание. В конце концов, перед нами не томик из серии «ЖЗЛ». Авторам интересно было показать «маленького человека», попавшего в круговорот «больших дел». Принцип на страницах графромана часто объясняется в любви к русской литературе, выделяя особо Достоевского и Чернышевского. Где-то между идеями этих классиков и выстраивается дуга персонажа, который проходит путь от «…или право имею?» Раскольникова до революционного фанатизма Рахметова, когда никакие вопросы уже не могут поколебать человека на его пути, становясь для него «делом принципа». В романе хорошо показаны Балканы с их особым колоритом, слух ласкают странные, но всё же славянские имена, а спокойная атмосфера «старой Европы» по всем законам драматического жанра сменяется тревожными сценами стачек и восстаний, за которыми тянется мрачный шлейф войны, приводящий к финальному акту этой трагедии, в отображении которой есть что-то от театральной постановки. Какое-то роковое совпадение, приведшее уже было отчаявшегося Принципа прямо к машине эрцгерцога после того, как водитель повернул не на ту улицу. Кстати, авторы подвешивают вопрос «А так ли всё было на самом деле?», но в теории заговоров не погружаются, хотя там есть интересные моменты, рекомендую ознакомиться. Как уже было сказано, графическую часть графромана создал Аскольд Акишин, давно уже «дорисовавшийся» до статуса патриарха и классика русского комикса и здесь демонстрирующий свой узнаваемый стиль графики, где линии и тени часто создают эффект гравюры.

«Дело Принципа» и комикс «Фронт 14-17», о котором будет рассказано чуть позднее, стали первыми ласточками издательства «Alpaca» в серии «Rus BD». Для обоих изданий деньги собирались на краудфандинге, проект был успешным. Работа Чинова/Акишина вышла в твёрдом переплёте (формата 190х268мм), буквы и рисунок на белоснежном фоне выделены лаком. В «Галерее» собраны арты от российских художников, ставшие вариантными обложками для части тиража. Есть превью «Фронт 14-17». Выглядит всё стильно и, чего уж там, многообещающе в плане превращения в отдельную линейку изданий. Плотная, белая бумага (сами знаете, у нас в стране сейчас с нею напряженка), 156 страниц. Тираж 1500 экземпляров.

https://vk.com/alpaka_comics

Мнение: Дело Принципа: Один комментарий

  1. Уведомление: Мнение: Фронт 14-17 — wicomix

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s