
Благодаря Эдуарду Лимонову широкое распространение получила фраза «У нас была великая эпоха». Сначала её использовали для описания послевоенных десятилетий, когда наша Родина процветала, строила новое общество и рвалась в космос, затем словосочетание превратилось в пилюлю, которой патриотично настроенные граждане пытались как-то заглушить боль от душевных ран, нанесенных развалом страны и хаосом девяностых. Как раз в девяностые в истории российских комиксов чуть было не наступила эта самая «великая эпоха». Как обычно, занесённые в массовое сознание руками энтузиастов, «нарисованные картинки, как на Западе», стали модным явлением, превратившись в одну из форм царившей тогда свободы творчества. Оригиналы из США и Европы ещё были сродни единорогам, о которых все слышали, но никто не видел (хотя в 1993-м году в палатке «Союзпечати» прямо возле моей школы продавался журнал «Пиф» на французском языке за какие-то бешеные деньги), поэтому возникали аналоги, разумеется, густо замешанные на местном колорите. Интересное было время: все бредили западной культурой, читая книги и смотря на видеокассетах фильмы, которые сейчас даже стыдно вспоминать, при этом был дикий рост национального самосознания. Все кинулись изучать историю (по самым трэшовым источникам, которые только можно было найти, начиная от «Аквариума» Резуна и кончая фейковой «Велесовой книгой»), все стали осознавать себя русскими (особенно на фоне того, что в бывших соседних республиках уже тогда царил националистический беспредел). И в какой-то момент из этой гремучей смеси «импортного фэнтези» и странной помеси «патриотизма» и окружающей «чернухи» стало что-то зарождаться. В том числе в сфере комиксов.

История издательства «Велес-ВА» стандартна для начала девяностых. Летом 1990-го его основали Игорь Кожевников, Радик Садыков и Игорь Ермаков. Поскольку тогда без «крыши» было сложно, новоявленная контора находилась под патронажем Союза Ветеранов Афганистана Свердловской Области. Чтя и уважая подвиги советских воинов-интернационалистов, не могу не отметить, что подобные конторы тогда частенько были «мутными». Формально они помогали «афганцам», вернувшимся с войны и фактически брошенным государством, но в итоге под контролем подобных организаций оказывались местные оптовые и продовольственные рынки, с которых изгонялись граждане не титульных наций, крышевавшие всю торговлю до этого. К делу это не относится, так, штрихи эпохи. Этими же штрихами эпохи стали комиксы, которые начали выпускать в «Велес-ВА». Сначала в газете, а затем в журнале печатались истории о советских солдатах в Афгане («Красная кровь»), фантастические боевики в стиле «видеопроката», наш ответ на человекоподобных животных типа Черепашек-Ниндзя (разумеется, у нас был медведь с балалайкой-автоматом) и хорроры про окружающую действительность. С авторскими правами особо не заморачивались, поэтому среди героев комиксов мелькали не только Черепахи, но и Бэтмен. Была среди этих историй одна, так сказать, флагманская, про героя по имени Велес. Придумал и нарисовал комиксы про него Игорь Кожевников, вложив свой кирпич в фундамент нарождающегося в те годы бешенным темпом «славянского фэнтези». Это когда брался крутой герой по типу Конана-Варвара, но помещался в сеттинг дохристианской Руси. Причины популярности жанра просты: упомянутый выше патриотизм и поиск национальной идеи + языческие мифы были банально интереснее и разнообразнее в плане базиса для фэнтези про колдунов, богов и прочих. Иисус Иосифович со своими апостолами борьбу за воображение авторов девяностых проигрывал всухую.

Каким же был Велес, первый русский супергерой? История его первых дней жизни трагична и отсылает прямиком к древнегреческим сказаниям. Мы не знаем почему, но его отец, кузнец Ждан, бежал из своего селения вместе с новорожденным сыном. Уходя от погони по зимнему лесу, он оказался возле святилища (больше похожего на храм во славу Сатаны) бога Волоса, самого свирепого среди божественной братии. Тут сразу отмечу авторскую фишку: формально он использовал персонажей языческого пантеона, но замена всего одной буквы (Велес-Волос, Ярило-Языло, Морена-Моршана, хотя в этом случае могла подразумеваться кельтская Моргана) в имени позволяла манипулировать с их «исходным кодом», меняя полномочия и силы. Встречи с Волосом Жбан не пережил, а вот за жизнь грудничка вступился подчиненный божества, Плешило, сильный маг, мастер боевых искусств, герой-любовник и вообще, местный Мастер Йода. Волос поручает ему за семнадцать зим воспитать из ребенка настоящего воина. Но сначала дитё нужно накормить. Так Плешило попадает к Бабе-Яге, которая тут не старуха в ступе, а вполне себе Солоха из гоголевской «Ночи перед Рождеством». Чёрт у неё гостит, да и вообще она огненная милфа. Надо заметить, что эротика – это неотъемлемая часть девяностых, единственное место, где её не было, это передача «Спокойной ночи, малыши». Так что в комиксе хватает голых тел (не только женских), да в отношениях полов тут всё очень просто, никакого конфетно-букетного периода, понравились друг-другу и в койку.

По прошествии семнадцати лет выросший и возмужавший Велес успешно проходит экзамен Волоса, признаётся годным к строевой и получает задание – раздобыть Дурман-Цветок, с помощью которого чёрный бог планирует завладеть миром. Путь юноши, который не только разбирается с противниками голыми руками и умеет создавать убийственные вихри, но и шмаляет из глаз чем-то вроде лазеров, лежит через снежные метели на Край Земли, к Небесным Вратам. Охраняет Врата страж Борил, и это реально крутой персонаж на огромном, свирепом мамонте. Эх, какие типажи пропали!… После встречи с Борилом не очень спешный до этого сюжет начинает нестись вперед, точнее, ввысь, при этом все дальше удаляясь от канонов славянской мифологии и приобретая все черты отборной «конины». В Небесных Садах юноша встречает свою любовь, Весняну, с которой он не может быть вместе, потому что потеряет свои силы, если влюбится в кого-то. Фактурного юношу хочет использовать по назначению Царица Небесных Садов (сущая демоница), главный герой, щеголяя обнаженным телом атлета, низвергается к Лабиринту Благих намерений, вход в который охраняет ещё одна жутко-клёвая тварь и премудрый Языло, выглядящий как зародыш (или выкидыш) Ктулху, но почему-то с чубом. В наши дни очередной повтор «загадки Сфинкса» вызвал бы неминуемый фейспалм, но в девяностые прокатывало, хотя люди знающие, конечно же, посмеивались. Ну а дальше сюжет переносит Велеса в Тёмные реалии трэш-романов Юрия Петухова. Этот «Маэстро» лютой графомании, от чтения которой многие люди выковыривали себе глаза заточенной ложкой, издавал примерно в ту же эпоху журнал «Приключения и Фантастика», где публиковал свои нетленки, дополненные иллюстрациями, последствия от воздействия которых на неокрепшую детскую психику я переживаю до сих пор. И иногда рисунок «Велеса» мне их напоминает. Хотя, надо отдать должное, когда главный герой в очередной раз светит фактурным задом, не грех вспомнить и о «Друуне» Паоло Серпиери, выбранный в качестве основной гаммы оттенок сепии аналогиям всячески способствует.

Велес в поисках заветного Цветка вырвался из рук богини Смерти, но вот-вот, кажется, погибнет в пасти великого змея, если ему не поможет воин с рогатым черепом вместо головы. Ииии… И, собственно, всё. История Велеса осталась неоконченной. В 1998-м году шаткую экономику страны добил лютый кризис, а тут ещё и склад, на котором хранились тиражи издательства, сгорел. «Велес-ВА», подарив много минут радости и счастья поклонникам русских комиксов, приказал долго жить. Все вышедшие эпизоды «Велеса» были изданы единым сборником в 2015-м, когда Радик Садыков основал новое издательство «Тиен» для переиздания старых комиксов. Инициатива оказалась недолговечной, собственно, был напечатан «Велес» и сборник «Через кровь и страдание», деньги на который собирали на бумстартере. В случае успешных продаж планировалось, что Кожевников создаст продолжение истории, но, увы. Ещё один незаконченный культ девяностых. Как и великий комикс «Приключения капитана Донки», рядом с которым стоит поставить и этот томик, периодически вздыхая о том, что таки-да, у нас почти, вот-вот уже была великая эпоха, наши комиксы были крутыми и самобытными, их авторы не спешили копировать марвелов и придумывали что-то своё. А теперь с нами остались сканы старых номеров и редкие крупицы подобных переизданий, убыточность которых наводит на неприятные мысли. Ладно, всё-таки что-то мы имеем, и я продолжу жить с надеждой на то, что будут переизданы и другие классные комиксы девяностых. Эх, какие же были прикольные «Приключения Колобков»!… А «Велес», да, дитя своего времени, достойный образец эстетики и культуры девяностых. Рисунок местами своеобразный, демонcтрирует вырвиглазный ручной леттеринг и генерирует мощную волну ностальгии, которую способна загасить разве что жвачка «Turbo». Формат издания альбомный, 297х220мм, как у bd, твёрдый переплёт, дорогая, плотная бумага. 56 страниц (среди них есть несколько рекламных полос прямо посреди эпизодов), тираж 1000 штук.
