
Неисправимые оптимисты утверждают, что любой кризис – это не катастрофа, а возможность, шанс. Неисправимые оптимисты из DC Comics этот шанс давно и плодотворно используют, раз за разом вгоняя созданную ими Мультивселенную в череду глобальных кризисов. В рамках которых можно подчистить внутреннюю хронологию и мифологию, упорядочить накопившийся сюжетный хаос, переписать персоналии в соответствии с реалиями настоящего времени. И заработать денег, естественно, ведь подобные глобальные сюжеты хорошо продаются, привлекая внимание фанатов. Нужно ли обращаться к Кризисам часто или это «оружие последней надежды»? Вопрос спорный, в череде этих событий встречались как действительно важные, кардинально переписывавшие историю и заслуженно вызывающие интерес до сих пор, так и проходные, не имевшие особых последствий. Так или иначе, но собственный Кризис — для многих сценаристов это воплощение мечты, творческий вызов и полигон для реализации своих амбиций. Не знаю, грезил ли об этом Скотт Снайдер, но однажды результатом его плодотворной карьеры в DC стал заслуженный Кризис мультивселенского масштаба, в рамках которого американский сценарист явно получил карт-бланш, право творить всё, что придёт ему в голову.

До этого Скотт отметился событием «Тёмные ночи: Металл», которое на момент своего выхода вызвало неоднозначные отзывы, зато породило толпу Тёмных Бэтменов из Тёмной Мультивселенной. А Бэтмен, который смеется, стал одним из самых узнаваемых злодеев последних лет. Но это был только разогрев. Знаете, перед основной группой, которую пришли послушать поклонники, выступают приглашенные музыканты, не давая публике заскучать в ожидании кумиров. И это не единственная аналогия с рок-музыкой, тут «тяжёлым жанром» пропитано всё, что только можно. Затем Снайдер взялся за «Лигу Справедливости», и описанные там события привели в итоге к ещё одному «металлическому» порождению фантазии Скотта, а также примкнувших к нему единомышленников в лице Джошуа Уильямсона и Джеймса Тайниона IV. Так, пора уже переходить к описанию основного сюжета, но, честно говоря, сделать это непросто. Во-первых, для полного понимания всего происходящего нужно прочитать упомянутую «Лигу», первый том которой вышел на русском позднее первого тома «Металла смерти», из-за чего вы можете чувствовать себя, по меткому замечанию лейтенанта Фрэнка Дребина, как слепой на оргии. Во-вторых, Скотт здесь разошелся не на шутку, дав волю двум своим «Я». Одно из которых – солидный сценарист, любящий крышесносные сюжеты и твисты, псевдонаучные факты, голливудский драйв и обилие текста, второе – подросток, фанатеющий от heavy metal и особенно от обложек к музыкальным альбомам этого жанра. Лично я подходил к чтению с опаской и опасения эти в целом подтвердились, приходилось много раз обращаться к примечанию, пользоваться «Путеводителем по вселенной Металла» (благо, что он находится в конце сборника), перечитывать некоторые главы и даже лезть в поисковики. И я все ещё не уверен, что сложившаяся у меня в голове картина верна на 100%. Но давайте попробуем разобраться.

Десятилетиями творцы комиксов расширяли границы придуманных миров. Сначала была просто Земля, на которой геройствовали люди со сверхспособностями, затем сфера их действия разрослась до ближайшего космоса, а позже перекинулась в другие вселенные, сформировав Мультиверс. Соответственно, и антагонисты плащеносцев тоже эволюционировали по нарастающей, проделав путь от убийц в Преступном переулке до космических сущностей. Всё логично, таким же путем развивалась современная наука, которая в наши дни уже уверенно добралась до момента Большого Взрыва, объявив, что всё, предшествующее этому вселенно-образующему событию, находится вне её компетенции на данный момент. Но для воображения никаких границ не существует. Поэтому Скотт взял и подредактировал всю космологию DC, выйдя уже за пределы Мультиверса, миновав, образно говоря, точку невозврата местного Большого Взрыва. Известно, что границы Мультивселенной до этого были ограничены загадочной Стеной Источника, сквозь которую не мог пробиться даже Супермен. В печальные дни «Металла» Стена была повреждена, и оказалось, что внутри неё была заключена в состоянии стазиса древняя матерь, a.k.a. Перпетуа. Эзотерические и религиозные тексты частенько повествуют о чём-то подобном, о «Матери Космоса» и прочих божественных фем-эманациях, тут Скотт не оригинален, как и в том, что кто-то титанический может быть вмурован в стену (наверняка смотрел «Атаку на титанов»). Но человечеству не стоит бросаться навстречу этой даме с криками «Мама! Мама!», Перпетуа, как и положено бессмертным космическим сущностям, мыслит другими категориями. Она начинает перекраивать Мультиверс по своему усмотрению, стремительно сокращая количество вселенных, которых в идеале не должно остаться больше одной. Несогласные с этим супергерои вступают в бой, но Перпетуа, сначала с помощью Лекса Лютора, решившего, что может манипулировать демиургом, а затем при пособничестве Бэтмена, который смеется, эту проблему без особых сложностей решает. Привычный нам мир после всех этих событий меняется до неузнаваемости, поскольку смеющийся Бэтмен получает силы изменить нашу планету, трансформировав её по собственному, сугубо больному и извращенному желанию. Поэтому ныне Земля выглядит так, словно её дизайном занимался фанат «Безумного Макса» и живописи Здислава Бескиньского под кислотой. Также есть подозрения, что эти преобразования вдохновлены последствиями «Секретных войн» Marvel, но оставим в покое тему «кто у кого в Большой Двойке больше заимствует». В конце концов, тут и отсылки к «Матрице» (антенны Перпетуа, аккумулирующие человеческую энергию) несложно обнаружить.

Так вот, это все – предыстория. Без понимания которой браться за сам комикс крайне сложно, потому что с первых же страниц вы окажитесь в абсолютно незнакомом и крайне враждебном мире. Точнее, пока ещё мирах. Павшие супергерои находятся в бегах и в изгнании, кому как повезёт, Чудо-Женщина Диана управляет тюрьмой для злодеев, вокруг постоянно рыскают Тёмные Бэтмены. С этими гражданами как раз всё норм, неуёмное воображение генерирует крайне необычных персонажей. Как вам Бэтмен в теле младенца? А Бэтмен, чье сознание перенеслось в адский внедорожник? Бэтмен – динозавр??? А как на счёт Бэтмена-Ктулху, точнее, Бафомета? На этом фоне несколько теряется Бэтмен, чьи мозги были пересажены в тело Доктора Манхэттена, а ведь это очень сильный тандем получается. Зато Бэтмен, который смеется, эволюционирует до своего тёмного предела, став зловещей, жуткой тенью. Изменения, пусть и не столь радикальные, заметны и во внешности супергероев и примкнувших к ним: Харли Квинн лишилась волос, а Супермен, наоборот, давно не посещал парикмахера, Болотная Тварь превратился в измождённого доходягу, «настоящий» Бэтс пересел на байк «металлиста», а Джона Хэкс стал зомби. В общем, те, кого принято считать последней надеждой человечества, выглядят потрепанными, но это не мешает им бороться. Во главе обновленной Лиги становится Диана, она же разрабатывает план, как можно победить Перпетуа. Тут возникает очень интересная, на мой взгляд, тема. В очередной раз обратившись к современной науке, вспомним, что адепты квантовой физики настаивают на том, что вся окружающая нас вселенная – суть лишь энергия в том или ином её проявлении. Это распространяется и на комиксы. Снайдер делит энергию в Мультиверсе на положительную и отрицательную. Положительная – это Сила Скорости, Эмоциональный Спектр, Сила Справедливости. Отрицательная – Энергия Кризисов, Анти-Жизнь. Так вот, все известные Кризисы случались неспроста. Кризис на Бесконечных Землях, Финальный Кризис, Бесконечный Кризис были следствием тайных манипуляций Перпетуа, просто авторы этих Кризисов, в отличии от Скотта, об этом ещё не знали. Есть ещё и связующая энергия, с её помощью Лига Справедливости пыталась противостоять Перпетуа, но потерпела поражение, а последствия были столь разрушительными, что земное Солнце было уничтожено и его поддерживает только силы Супермена. Теперь, по плану Дианы, надо вернуться в упомянутые Кризисы и поменять «полярность» их энергии. Для этого нужны Флэшы и трон Мебиуса. И уверенность в том, что этот план уже не просчитан врагами и не являются частью более глобального замысла. Свои виды на будущее мироздания есть и у отвергнутого Лекса Лютора, который нанял для поисков одной занятной вещицы наёмника Лобо.

Я очень надеюсь, что разобрался во всем происходящем хотя бы примерно. В одном уверен точно, и эта уверенность только крепнет со времен ознакомления с «Металлом»: по сути Снайдер рассказывает традиционную историю, беря базовый набор для конструирования кризисов, глобалок, и так далее. Появляется очередная мега-опасность, герои бросаются на борьбу с ней, сначала терпят крах, но затем, преодолевая «всё пропало!» и «мы проиграли!», побеждают из последних сил, часто жертвуя собой. Таких жертвенных сцен в первом томе «Металла смерти» хватает, и всегда это очень трогательно и драматично, обставлено как уход целой эпохи в истории развития того или иного персонажа. Особенно сильно проявлено это в главе о Флэшах и их попытках сбежать от Тёмных Флэшей (да, спидстеры из Тёмной Мультивселенной тут тоже присутствуют). Да и сюжетная вставка про Оулмена, главу Преступного Синдиката, тоже получилась напряженной и душевной. Всё вроде бы по канону. Но необозримое множество деталей превращают исходный сюжет в невообразимое, яркое, запутанное, сложное, и при этом завораживающее действо, во время погружения в которое сначала хочешь просто собрать все элементы паззла правильно, а в итоге собираешь свои мозги. Хотя бы после того, как видишь Супермена-Робота в стиле «Могучего Атома» Осаму Тэдзуки. Авторы и сами понимают, что резко усложнили происходящее, поэтому в первом томе присутствуют поясняющие главы и т.н. «Путеводитель», более-менее объясняющие происходящее и предшествующие события устами ключевых и второстепенных персонажей. И, поскольку, как ни крути, Тёмные Бэтмены – это выдающаяся придумка с бездонным потенциалом, дающим повод прикрутить хоть Франкенштейна, хоть ходячих киборгов с отсылками к Лавкрафту, здесь можно найти «Легенды» и об их происхождении, написанные Гартом Эннисом, Дэниелом Уорреном Джонсоном, Маргерит Беннетт и другими. Присутствует аналогичный сборник коротких историй, рассказывающих и о супергероях. Среди работ художников стоит обратить внимание на Франческо Франкавиллу, нарисовавшего мистический хоррор о том, как с помощью оккультизма и жертвоприношений Бэтмен реализовал-таки буквально свой извечный посыл «Я – Готэм!».

Если наконец-то перейти к коротким определениям, то «Металл Смерти» — это огромная по своему замыслу история, шатко балансирующая между «Вау, вот это круто!» и «Дичь какая-то!». Дичь, чаще всего, намеренная. Не буду лезть в голову Снайдеру, но кажется, его самого потешает, как на Кризисы сгоняют вообще всех персонажей, когда-либо выходивших из-под карандаша художника. Поэтому Скотт вспоминает, например, о капитане Морковке (сражающемся в компании Зелёных Фонарей с нацистами на одной из уцелевших пока Земель), что выглядит странно. Как и многое другое, например, Корпус Радужных Бэтменов. Комикс, в котором члены супергерои выступают в качестве антикризисных менеджеров (буквально), требует внимательного прочтения. Не лишним будет перечитать его вновь после ознакомления со снайдеровской «Лигой Справедливости». А саму «Лигу» стоит прочитать хотя бы для того, чтобы узнать, что так сблизило великих героев Земли и Джарро, морскую звезду-телепата. Помня о том, что даже самые мерзкие и жуткие злодеи все же рано или поздно выдыхаются, становятся обычными и не страшными, авторский коллектив активно готовит смеющемуся Бэтмену равнозначную замену, Короля Робина, глядя на похождения которого, с восторгом констатируешь «Эх, какую биографию парню делают!». А какое музыкальное сопровождение выбрать на время чтения, думаю, вы догадались и сами. Бонусы: упомянутый «Путеводитель» с картами местности, обширные примечания и альтернативные музыкальные обложки от Дуга Манки, зарисовки и эскизы художников основной серии, Грега Капулло и Райли Россмо. Твёрдый переплёт с выборочным лаком, 392 страницы, тираж 6000 экземпляров.
