
Допустим, вы психиатр. Однажды ночью в вашу квартиру вваливается истекающий кровью один из ваших «сложных» пациентов, которому вы сами диагностировали кучу психических заболеваний, от ОКР до неконтролируемой агрессии. Ваши действия? Профессиональная этика и, в большей степени, инстинкт самосохранения заставят вас закрыться в одной из комнат, судорожно набирая телефон полиции. Вот только… что, если это будет самый необычный пациент в вашей практике, человек с неразгаданной тайной, которая уже больше года будоражит весь Готэм и ставит на уши не только преступников всех мастей, но и городскую администрацию? Да, в гости к доктору Лесли Томпкинс пожаловал сам Бэтмен. И, как очень скоро выяснит Лесли, сняв окровавленную маску, Брюс Уэйн. Тайна раскрыта, теперь точно самое время сделать пару звонков. Но нет. Так начинается история странных взаимоотношений доктора и пациента, в которых каждый из участников выступает заложником. Один: заложником возможного разоблачения, вторая: заложником моральной и этической дилеммы. Этим двоим будет о чём пообщаться, да и нам, читателям, тоже будет интересно узнать некоторые подробности тайной жизни готэмского миллиардера-сироты. Эти подробности, включающие в себя вспышки детской жестокости и Альфреда, в отчаянии заламывающего руки со словами «Я всего лишь дворецкий!», дают понять, что перед нами одна из альтернативных версий бэт-вселенной, намного более реалистичная. Или, может быть, это сиквел «Года первого». Условный «Год второй». По атмосфере и содержанию, кстати, вполне подходит.

Голливудские блокбастеры про Тёмного Рыцаря и многочисленные комиксы частенько создают впечатление, что крестовый проход Брюса Уэйна против преступности влетает бюджету Готэма в копеечку. Одно дело, когда ты ловишь маньяка вроде Джокера или спасаешь вселенную вместе с Лигой Справедливости (а такие подвиги Бэтмену из этого комикса ещё даже не снились), другое дело, когда ловля уличных бандитов и погоня за мафиози сопровождается уничтожением транспорта, взрывами и вызванным этими бесчинствами хаосом. Власти недовольны и оказывают постоянное давление на департамент полиции. Власть имущие, в частности, миллиардер Вескер, имеющий полные основания говорить о себе «Я – Готэм!», недовольны причинёнными их бизнесу убытками и тоже давят на департамент полиции. И ситуация максимально усложняется, когда Бэтмен начинает убивать преступников. Более того, валит их пачками. В этой реальности уже нет комиссара Гордона, чтобы разобраться с этим, зато есть детектив Блэр Вонг. Умная, настырная, наделенная профессиональным цинизмом, красивая. Именно она садится на хвост Бэтмену, находит его «транспортную сеть» и очень быстро оказывается на пороге особняка Уэйнов. А дальше…довольно сложно понять, это Блэр не избежала несколько мизантропического очарования почему-то вечно избитого миллиардера, или это Брюс не смог больше сдерживать потаённое желание избавиться от одиночества.

«Самозванца» придумал Мэттсон Томлин, сценарист, шоураннер и продюсер, успешно сотрудничающий с «Netflix» (не уверен, можно ли в свете падения этого гиганта и качества его просчитанных алгоритмами хитов считать это похвалой или нет). И меня во время чтения комикса не отпускало ощущение, что этот «Бэтмен» в чём-то пересекается с недавним фильмом Мэтта Ривза. Может быть, по атмосфере эти истории похожи, или дело в том, что оба автора сознательно сконцентрировались на формате «максимально реалистичного криминального боевика», распустив фрикованную готэмскую братию по домам. Также можно отметить примерно одинаковый подход к личности Брюса, который теперь человек вне социума, затворник, варящийся в котле ментальных проблем и семейных тайн. И взаимоотношения Бэтмена и власти (как официальной, так и реальной) попали в поле зрения обоих авторов. В общем, какие-то пересекающиеся мотивы, в том числе и в визуальном плане, найти можно без проблем. Другое дело, что Ривз снял трехчасовой артхаус, где даже Бэтмен ходит и разговаривает мееееееедленно, параллельно доказывая, что если у грустных эмо-готов и был шанс дожить до наших дней, то исключительно на самоизоляции в большом родовом поместье. А Томлин выдает динамичную историю из трёх частей, где полицейский процедурал тесно переплетается с «войной одиночки», и где закрученная интрига всё равно вертится вокруг троицы обычных людей, все действия которых так или иначе зависят от их ответа на один и тот же вопрос: «Правильно ли я поступаю?». Личность самозванца остаётся тайной до самого конца, и нет, я не буду писать, как более прозорливые обзорщики, что разгадать эту загадку можно уже с первой главы, тут всё чуточку сложнее. Со второй точно можно.

Я человек простой, вижу на обложке «Андреа Соррентино» — значит, комикс отличный. Как минимум, рисунок здесь будет превосходным. Срабатывает всегда и нет повода, чтобы в случае с «Самозванцем» что-то пошло не так. Рисунку Андрея привычно тесно в рамках одной страницы, поэтому он добавляет множество кадров с самым нестандартным расположением, расширяет двумерное пространство за счёт выведенных на передний план звуков, устраивает замысловатые коллажи, которые в данном случае колорист Джорди Бэллэйр заполняет чёрной краской по максимуму. Или же наоборот, максимально их засвечивает, оставляя от фигур и лиц только контуры. Соррентино умело выносит на лист бумаги сразу несколько пластов действия – что-то происходит в реальности, это «обычный слой», а что-то выплескивается поверх этого слоя прямиком из подсознания героев, их страхи, переживания, потоки сознания. В итоге у Андреа и Мэттсона получается нуар высшей пробы, зрелищный боевик и исследование тёмных сторон главной городской легенды Готэма. Да-да, множество авторов, особенно в последние десятилетия лезли в голову Бэтмену, выставляя его неуравновешенным психом. Но у авторов «Самозванца» получилось сделать это с несколько иной стороны. В конце концов, вариантов у безумия бесконечное множество.

Отдельное спасибо уходит к Соррентино за Блэр, она у него красавица. А у Томлина – умница, девушка достойна оказаться на страницах комиксах ещё разок-другой. Русское издание от «Азбуки» дополнено примечаниями, здесь есть альтернативные обложки от Ли Бермехо, тоже безоговорочно прекрасные. Твёрдый переплёт с выборочной лакировкой, 168 страниц, тираж 4000 экземпляров. Отличный комикс для тех, кто в историях о плащеносцах ценит реализм.
