Мнение: Трансметрополитен. Книга четвёртая

Наивные дурачки верят в свободу слова. Умные дяди делают всё для того, что укрепить эту веру, тайком формируя новую форму этого общественно-значимого явления: «несвободную свободу слова». Поскольку человечество всё же проклято и живёт в те самые интересные времена, о которых предупреждали китайские мудрецы, люди в массе своей выбирают почему-то именно эту несвободу, закамуфлированную под соблюдение законов, прав, благочестия и общественного порядка в условиях тотальной Кали Юги. И нет смысла проецировать это на события последнего времени, всё началось не сегодня и не здесь, кончится не завтра и будет распространяться повсеместно, вместе с увеличением перечня номинальных и точно так же навязанных «прав» и «возможностей», которые на самом деле будут закапывать человечество в ещё большую яму. На полную ставку умных дядей обслуживает целый штат «правдорубов», формирующих т.н. общественное мнение строго ограниченным списком тем, о которых можно говорить, и убирающих в нижний ящик стола список тем, о которых вспоминать не стоит.

Есть, конечно, назойливые граждане, не считающие своим гражданским долгом игру по этим правилам. Чаще всего они как комары – кусают, жужжат, доставляют зуд, но в целом ничего страшного, можно потерпеть. Иногда среди них попадаются, образно говоря, разносчики малярии – тогда у правящей элиты возникают проблемы, решаемые, спасибо цивилизации, не как раньше, убийством, а дискриминацией и массовым порицанием. Один из таких «комаров», к примеру, недавно покинул посольство Эквадора и теперь ждёт самого гуманного суда в мире. Немного жаль, что виднейший представитель этого «комариного сообщества» — выдуманный персонаж. Ведь существуй Спайдер Иерусалим на самом деле, это был бы комарище, несущий не малярию, а, образно говоря, СПИД, все зпп, известные миру, рак головного мозга и всё в том же духе, доставляющее очень большие неприятности. Потому что правда о современном обществе, увы, очень похожа на этот адский коктейль.

Наверное, понятно уже, что речь об очередном томе культового «Трансметрополитена» Уоррена Эллиса и Дэрика Робертсона, и о главном персонаже этой политической и социальной сатиры, выступающей в качестве напалма для мозгов. В конце третьего тома Спайдер Иерусалим хлебнул демократии полной ложкой, победив с разгромным результатом в нескольких боях в войне, которую сам же объявил новоизбранному президенту Каллахану. Тот потуги Спайдера оценил и теперь, в полном соответствии с понятиями «свободы слова и самовыражения», Иерусалим и две его помощницы, Елена и Ченнон, находятся в бегах, променяв пятизвездочные номера на бичевые приюты на окраине города. Так же власти надавили на издателя «Слова» и теперь Иерусалиму негде печатать свою колонку. Остановило ли это лысого отморозка, сидящего на веществах и жрущего крайне «изысканные» деликатесы, которые Эллис мастак придумывать в неимоверно-тошнотворных количествах? Разумеется, нет. У Каллахана дергается глаз, он вздрагивает от одного лишь упоминания журналюги, но так и должно быть. Конечно, Спайдера можно убить, что кое-кто и пытается сделать, но жизненный опыт и пистолет в руках гонзо-журналиста оказывают ему услугу. Осталось разобраться с тем, куда пристроить свой голос, а, точнее, истошный рёв улиц, который точно не останется незамеченным. Тут Эллис подчеркивает важность Интернет-СМИ, различных новостных каналов и соцгрупп, до которых власти пока не добрались. Один из подобных вещательных проектов становится новой платформой для извращений Спайдера, который снова опускается на дно жизни, выискивая острые темы для своих репортажей.

Через своего героя Эллис зло и бескомпромиссно говорит о том, чего вообще существовать не должно. Например, о том, чем дети из приютов вынуждены заниматься по подворотням с полного согласия толпы, отдельные атомы которой, обычные прохожие, делают вид, что не замечают эти мелкие фигуры вдоль стен, предлагающие свои «услуги», и не понимают, зачем другие прохожие уводят их в укромный уголок. Получается не просто пара глав скандального комикса, а целый графический репортаж, включающий в себя правдивые истории и интервью, как с самими детьми, так и с теми, кто хочет им помочь, но не может из-за безразличия властей, у которых есть «более важные и общественно значимые проблемы». Также Уоррен даёт высказаться сумасшедшим бомжам, коих полно, к примеру, на улицах Нью-Йорка. Да, несут-то они редкостный конспирологический бред про пришельцев, опыты тайного правительства и анальное зондирование, но дело не в этом, а в том, как и почему эти люди оказались на улице и можно ли им помочь. В этой части «Трансмета» звучат отголоски «рационального решения» американских властей закрыть несколько психиатрических клиник, которые было дорого содержать, что привело к наплыву бывших пациентов на улицы мегаполисов. И это тоже уличная, неприкрытая, как телеса продающих себя на каждом шагу порноактрис и прочих сотрудниц «взрослой сферы услуг», правда, за которую так топит Спайдер.

Во второй половине тома Иерусалим снова копает под Каллахана. В куче земли с этих «раскопок» уже можно обнаружить пару-тройку трупов, как бы проблему не пытались замять неопознанные люди в невидимом камуфляже. Но для Каллахана это мелочи, он активно занят переписыванием Конституции и урезанием прав и свобод. Разумеется, с фирменной улыбкой мистер президент доказывает, что эти перемены пойдут только на пользу, будет больше порядка и всё такое. В итоге Спайдер с подругами оказывается в одном из беднейших районов города, где вот-вот случится буря столетия, Царь-Буря. Признайтесь, сколько раз вы слышали – в том числе и из уст упомянутых выше бомжующих психов, выдающих вам очередную теорию заговора, — о том, что правительство использует природное оружие? Чушь, конечно, но когда это совпадает с тем, что половины полицейских в городе не оказалось на работе в самый сложный момент, возникают вопросы и версии. Самое время бросится к ноуту и строчить, ломая пальцы, колонку. Но Спайдер не может этого сделать. У него есть проблемы, намекающие на то, что конец истории лысого журналюги не так уж и далёк. К счастью, свою помощницу Елену он кое-чему научил. Первым делом закуривать по утрам после пробуждения, чесать задницу, высунувшись из окна и, оглядывая утренний город взглядом убеждённого мизантропа, посылать ему приветствие и лучи проклятий одновременно. А ещё – писать тексты, полные ненависти, желчи и неприятной истины.

Следующий ход Каллахана не заставит себя ждать. И это будет шокирующий поступок, демонстрирующий, на что готов человек ради удержания власти. Прямо намёк на принцессу Диану, не иначе. Как не заставят себя ждать новые и богато иллюстрированные страницы из изданного «Словом» (разумеется, с обязательным «покаянным» предисловием издателя, типа, мы не разделяем мнение автора, и он с нами уже не сотрудничает) труда Иерусалима «Городские отбросы». Идея проста, берутся едкие выдержки из колонок Спайдера, к ним знаменитые художники индустрии (Камерон Стюарт, Марк Бэкингхэм, Брайан Майкл Бендис, который тут выступает именно как художник, Эрик Шаноуэр, Билл Синкевич и многие другие) создают иллюстрации, картинки из безумного мира «Трансмета», фантасмагорического, порочного и очень похожего на наш. Это главный бонус четвёртого тома, так же здесь вы найдете предисловие Даррена Аронофски, биографии создателей и несколько страниц с примечаниями. Надеюсь, впрочем, что вы и без примечаний сможете обнаружить среди пёстрой толпы горожан моряка Попая и сосчитать все отсылки к «Бойцовскому клубу». 344 страницы, делюксовый формат, цветной «супер». Ух ты, и тираж в 8000 экземпляров, даже больше, чем у первого тома, значит, фанатов Спайдера прибывает, а не наоборот. У этого мира ещё есть шанс?

www.azbooka.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s