
Допустим, ради спокойного существования миллионов жителей одного огромного города каждую ночь «блюстители порядка» будут, не особенно соблюдая нормы законности, ловить и наказывать на месте пару-тройку человек, которые выступали против власти и того, чем она занимается. Зато остальные граждане будут жить мирно, а СМИ начнут разглагольствовать о победе над преступностью самых радикальным из возможных методов, обзывая происходящий «скрытый беспредел» феноменом. И это не ремейк Орруэлловского романа «1984», и не какая-то иная мрачная антиутопия. Это – финал рана Тома Кинга на «Бэтмене», который не мог закончиться ничем другим, кроме как эпичным событием, которое читатели должны были запомнить надолго. Кинг долго разбрасывал по главам комикса многочисленные сюжетные ниточки и твисты, но потом сумел-таки всё это увязать – достаточно умело, — в предыдущем томе серии, теперь же осталось всё закончить и разобраться с главным злодеем. Но кто это? Прикидывавшийся овощем Бэйн, придумавший и провернувший дерзкий план? Кто-то из Готэмских злодеев? Готэм-гёрл, находящаяся во власти Бэйна? Томас Уэйн, переместившийся из вселенной Флэшпойнта (и это, пожалуй, главная неожиданность всего рана)? И кто с этим злодеем будет разбираться, ведь настоящий Бэтмен, Брюс Уэйн, раздавлен, сломлен и вообще пропал куда-то. Ведь оказалось, что для победы над ним, полной и окончательной, недостаточно сломать ему хребет. Нужно сломать его душу, что, благодаря плану Бэйна (этот тип, кстати, выглядит так, что хочется назвать его «Батя в городе»), и произошло. Бэтмена нет. Но Готэм почем-то спит спокойно. Ну, явно спокойнее, чем при Бэтмене…

Готэм и до этого был местечком сюрным, теперь же и вовсе превратился в какое-то извращенное Зазеркалье. И этот переход хорошо отражают колористы серии, заполняя кадры неоновыми и глючно-кислотными оттенками. По улицам города ездят патрульные машины, из которых за порядком наблюдают прежние отпетые преступники, участники злой пародии в стиле «Gotham Vice». Чуть что не так – и вот уже в лицо «нарушителя» смотрит пистолет. Но даже не он так страшен, как насмешливо-безумный, и при этом жесткий и уверенный от ощущения безграничной власти взгляд Джокера, прямиком за дулом пистолета. Или взгляд Пугала. Или Загадочника. Все они теперь «служат и защищают», но в своей, извращённой манере. Когда-то от них спасал бэт-сигнал, направленный в небо, но теперь на этот зов является ещё больший отморозок, чей костюм почти всегда испачкан кровью. Чужой. Том Кинг всё переиначивает, меняет местами чёрное и белое, пытается запутать и, одновременно, заинтересовать читателя постоянными скачками во времени (и даже скачками внутри скачков внутри скачков), словно стесняясь того, что, по сути, рассказывает-то он простую и древнюю как мир историю про Возвращение Героя и Отмщение. Кстати, а где же сам Брюс? Он глубоко и болезненно переживает всё то, что происходит с ним сейчас и всё, что привело к этому (подсказка: несостоявшаяся свадьба и сбежавшая невеста наносят урон почище Бэйна). Но есть два момента, мешающих нам утопить главного героя комикса в бездонных глубинах сочувствия и понимания. Первый: тихое страдание и самокопание в тени грязной улицы – это для нищебродов, а миллиардеры могут это делать или в Париже, или на экзотических островах, нарисованных так круто, что почти ощущаешь тёплое солнышко, горячий белый песок и мягкие волны. Второй: Брюс рефлексирует в компании Селины Кайл, Женщины-Кошки, а эту даму художники Клэй Манн и Микель Ханин явно избрали своим фетишем. В общем, с сочувствием герою тут не очень. Но Кинг, кажется, и сам не стремится к этому. Не знаю, если бы он хотел вызвать искреннее сочувствие, он не попросил бы изображать Брюса с накладными усищами и в дурацкой кепке. Но, есть подозрение, что это такой «оммаж» на Генри Кавилла, и его проблему «суперменских усов».

Итак, пока Готэм медленно движется в никуда, уничтожая дело всей жизни Бэтмена на корню, Брюс и Селина заняты выяснением отношений. Нет, без споров и скандалов, как взрослые, воспитанные и влюбленные по уши люди они обсуждают, вспоминают, мечтают, стремясь понять, кто они такие на самом деле и что их так прочно связывает. Параллельно буквально страдает и рушится Бэт-семья, но парочке всё равно, на пике готэмских проблем они наконец-то заняты собой. И, как по мне, это отличное авторское решение, показать, как через возникшую между двумя людьми пропасть медленно и осторожно прокладывается новый мостик. Даже, наверное, канатная дорога, неустойчивая, виляющая из стороны в сторону на сильном ветру, но это лучше, чем ничего. Потому что благодаря ей мы наблюдаем развитие другого извечного сюжета, Принятие Героем Своей Сущности. И понимание им того, что он больше не одинок и сила в единении.
На самом деле, как событие «Город Бэйна» выглядит крайне простым и где-то даже прямолинейным. Хотя один ударный твист автор всё же заготовил, и он помогает объяснить, почему же Бэтмен сдался и покинул город. Вот умеет Кинг вытаскивать такие фишки из сюжета, от которого уже ничего не ждёшь, молодец. Но ещё он умеет писать так, что возникает подозрение, что гонорар ему платят за объём, чем больше сдаст текста и страниц – тем больше заработает. Шутка, конечно, но его «Бэтмен» даже под финиш всё также растянут, как раз за счёт «ранее-позднее-вчера-завтра», и за счёт нечеловеческих объёмов рефлексии. Тут есть несколько глав, только из неё и состоящих. Да, повод к подобному времяпрепровождению Том тоже подкидывает (спойлер: ему явно захотелось отметиться собственной «смертью в семье»), но всё же это перебор. И с темпа повествования сбивает. Зато есть отсылки к более глобальным событиям в рамках вселенной DC, в частности, один быстрый товарищ Бэтмена с маниакальным упорством ищет какой-то значок. Набивка комикса филлерами, с моей точки зрения, это минус, но вполне допустимый, особенно на фоне упомянутых твистов и, собственно, финальной части. Большой плюс – отличный рисунок, хотя тут есть пара глав, нарисованных Джоном Ромитой-младшим, и это, мягко говоря, демонстрация далеко его не лучшей формы, ведущая к выраженному диссонансу с общем уровнем графики. Во всем остальном глаз традиционно радуется, Ханину огромный респект за Селину.

Каким получился ран Кинга в целом? Можно сказать «хорошим, но не без косяков», а можно назвать его «спорным». Начало было многообещающим, в середине Том явно проверял фанатов на верность и терпение, потом реабилитировался, доказав, что может контролировать сюжетные перипетии и умеет работать на перспективу, заранее подготавливая массу интересных ходов и поворотов. Но, и это чисто субъективное мнение, ран Скотта Снайдера был круче. Проще по структуре, «блокбастернее», динамичнее и целостнее. Но там Бэтмен был Бэтменом в классическом понимании, а здесь автор полез вглубь героя, вспахивая глубины его психики и исследуя черты характера. Одно точно – теперь можно взять весь ран и перечитать его целиком, как знать, вдруг откроется что-то новое, что переменит мнение, почему бы и нет. В финале сборника представлен очередной ежедневник, на сей раз Альфред за кадром рассказывает о том, чем мастер Брюс занимается изо дня в день. Скажете «да и мы так знаем, чем он занимается!», и будете не правы. Вас ждёт стремительный калейдоскоп жанров, от классического детектива с загадками типа «кто убил в закрытой комнате» и безбашенного боевика до тёмного фэнтези с настоящими драконами! А также отсылки к старому бэт-сериалу, сюрреалистические оммажи на истории Золотого Века, рыцарские турниры и бои MMA! Давайте, расскажите этому парню, как вы устаёте на работе.
Несмотря на то, что это финал рана, на обложке нет порядкового номера. Или маркетинговый ход, или так задумано. Что есть: примечания, альтернативные обложки, немного черновых эскизов. Твёрдый переплёт с выборочной лакировкой, 344 страницы, тираж 4000 экземпляров.
