
1889-й год. Богатые поместья Готэма уже освещаются дорогим и экзотическим электричеством, но ночную тьму на городских улочках ещё еле-еле разгоняют газовые рожки, не всегда справляющиеся с густыми тенями, в которых легко может таиться зло. На роскошном корабле из Европы в Готэм возвращается Брюс Уэйн, единственный наследник огромного состояния. Корабль, кстати, весьма напоминает «Титаник», да и маршрут первого и последнего рейса печально известного судна совпадает с его маршрутом. И всем же известно из комиксов и фильмов, что в своих скитаниях по миру Брюс Уэйн предпочитал находить наставников среди мастеров боевых искусств, но здесь, в «просвещенной Европе», он учился у Зигмунда Фрейда. С одной стороны, да, можно сказать, без разницы, как достучаться до мозга преступника, с помощью сильных ударов или же психоанализа, лишь бы был результат. С другой стороны, уже только два этих приведённых факта дают понять, что перед нами не каноничная история, а какая-то её совсем уж альтернативная, «иномирная» версия.

Так и есть, комикс Брайана Огастина и Майка Миньолы стал в своё время первой ласточкой DC-импринта Elseworlds, в рамках которого затем выходили экспериментальные комиксы, чьих авторов никто не ограничивал в их фантазиях на тему «А что, если…?». И действие «Готэма в газовом свете» не случайно разворачивается именно в 1989-м. В тот год была основана компания Nintendo, 1-е мая стало Днём Солидарности рабочих всего мира, журналиста Нелли Блай повторила маршрут кругосветного путешествия из романа Жюля Верна, уложившись в 72 дня. Случилось и многое другое. Но на фоне этого мир ещё не отошел от шока, вызванного недавними жестокими убийствами в лондонских трущобах Уайтчепела. Эти убийства превратили их исполнителя, неопознанного душегуба по прозвищу Джек-потрошитель, в одного из самых мрачных и известных персонажей массовой культуры. Каких только версий о его личности не строили исследователи, куда только не забрасывали его писатели-фантасты, начиная от прошлого-будущего и кончая другими планетами. Потому что Джек – это, как ни крути, «бренд», гарантированно привлекающий внимание. И Бэтмен – тоже «бренд». Так почему бы им не сойтись вместе, тем более, все исторические предпосылки соблюдены, Джек не убивал уже более полугода и запросто мог оказаться на американской земле, где для его кровавых «увлечений» открывались необозримые горизонты.
В рассказе «Готэм в газовом свете» вас может привлечь несколько вещей. Прекрасно перенесённый на страницы комикса дух времени, черты эпохи чопорного викторианства, на фоне которых на «дне жизни» копошатся бедняки, на чьи жизни всем плевать. Готический антураж, всегда бывший любимой фишкой Майка Миньолы; который, следует заметить, рисует здесь в несколько ином стиле, если бы не подсказка на обложке, что передо мной арты отца «Хеллбоя», я бы даже не заподозрил его в участии над этой работой (хотя нет, горгульи на последней странице всё же выдают фирменный почерк мастера) И то, как это всё органично переплетено с мифологией Бэтмена, от которой даже не нужно делать никаких отступлений (меня в кои-то веки не раздражает то, что нам вновь подробно пересказывают подробности убийства родителей главного героя, ведь на сей раз оно произошло не в Преступном переулке и действительно нужно для сюжета, причём не только в качестве триггера для мотивации Брюса), достаточно лишь добавить чуть больше «джентельменства» и заменить непробиваемую, высокотехнологичную броню костюма Летучей мыши на что-то попроще. Потому что в этом вопросе по-прежнему важен не материал, а психическое воздействие жутковатого образа на противника, как правило, человека суеверного. Недаром тут всё завязано на Фрейде, недаром. Так вот, прибывший домой Брюс распаковывает костюм Летучей Мыши и начинает вести двойной образ жизни: в тёмное время суток он призрак, летящий на крыльях ночи, днём он баловень судьбы, повеса, желанный гость на светских приёмах. Очень скоро Бэт-мен становится «звездой» первых полос готэмских газет, но у него быстро появляется конкурент, убивающих женщин с пониженной социальной ответственностью по канонам Джека-потрошителя. Брюс бросается на помощь инспектору Гордону, но внезапно ситуация усложняется. На руках у «Величайшего детектива» — лишь неполное досье на убийцу и одна фотография с зацепкой. А в перспективе – пеньковый галстук и эшафот.

Интрига в комиксе закручена (и, что немаловажно, раскручена) неплохо, но распознать убийцу с первых же страниц – дело несложное. Но не потому, что авторы не старались, а, скорее, из-за небольшого объёма комикса и ограниченного круга персонажей. Тут сюрпризов не будет, ну не Альфреда же делать Джеком-потрошителем, верно? Зато комикс прекрасен в деталях: к примеру, нам мельком показывают реально живших в ту эпоху людей, которым энтузиасты от криминалистики приписывали убийства Уайтчепелского маньяка, а также раскрывают подробности того, как в те времена ещё один, на сей раз чисто готэмский полоумный мог бы заполучить свою «убийственную» улыбку. Всё это добавляет комиксу интересных подробностей, атмосферности, помогает авторам довести его до эталонного блеска готического детектива в духе Эдгара По, Конан-Дойля и Уилки Коллинза.
На русском языке «Готэм в газовом свете» издан, как общепризнанная знаковая работа, в двух вариантах издания, в сингле и в делюксе. В последний заодно перекочевал ваншот «Санктум» из серии «Бэтмен. Тёмный Рыцарь. Легенды», уже выходивший у нас в сингле. Придумал его (вместе с Дэном Расплером) и нарисовал (строго один) всё тот же Миньола, и здесь рисунок уже совершенно не даёт в этом усомниться. Подробнее почитать про «Санктум» можно по этой ссылке, отмечу лишь, что это образцовая Миньоловская готика с налётом старины, мистики, тайных обществ, кладбищенской атмосферы и воскресших мертвецов. Бэтмен берёт грех на душу, питает своей кровью кое-кого и, погружаясь в видения чужой жизни, может быть, впервые не хочет использовать дар Великого Детектива, понимая, что некоторым событиям лучше оставаться нераскрытыми. Делюксовый вариант по «азбучному» крут: цветная, глянцевая суперобложка с выборочной лакировкой, твёрдый переплёт под кожу с тиснением, увеличенный формат. Ноль бонусов и страница с примечаниями. Вступительное слово знаменитого автора «Психо» Роберта Блоха, стилизованное под одно из писем Джека-потрошителя. 80 страниц, тираж делюкса 2000 штук.
