Мнение: Спаун. Том четвёртый

Четвёртый том «Спауна» Тодда МакФарлейна начинается как классический роман про одержимого учёного: в охраняемый особняк профессора Фредерика Вильхайма проникает наёмник, который должен добыть информацию о секретных экспериментах, проводимых под контролем правительства. На старой видеокассете (просто интересно, многим читателям комиксов уже нужно объяснять, что такое «видеокассета»?), только что привычно забравший чью-то жизнь мужчина находит исповедь профессора, ради спасения любимой женщины переступившего через этические и моральные ограничения, и создавшего нового Франкенштейна. И теперь это чудовище по кличке Ки-Гор, наевшись мяса, бодро скачет по американской глубинке, двигаясь к Нью-Йорку, к своей главной цели – Спауну. Лицевая сторона обложки заботливо не спойлерит и скрывает от нашего взора этого монстра, но даже по деталям рисунка можно понять, что Эла Симмонса ожидают неприятности. Но, как показывают дальнейшие события, бронированное существо, сбежавшее будто бы одновременно из романа Мэри Шелли, с острова доктора Моро и из конспирологических теорий, является для Эла пока что незначительной проблемой. Есть у него задачи поважнее. Первоочередная – выжить и сохранить контроль над собой.

Некогда заключивший соглашение с демоном Малебольджией, вернувшийся из мёртвых, но так и не ставший живым, Спаун в начале сборника вовсю разогревает жажду мести, доводя её до маниакального состояния. Грохочет цепями, размахивает гранатомётом АК-830 и распугивает нью-йоркских бомжей, которые, вообще то, находятся под его покровительством. Эл мечтает отомстить Джейсону Уинну, важной шишке в ЦРУ, которого винит в своей смерти. Также на очереди Тэрри Фицджеральд, старый приятель, оказавшийся не просто предателем, так ещё и новым мужем жены Эла, Ванды, и отцом её дочери. И этот разрушительный гнев лишает Спауна внимания, потому что совершенно внезапно он оказывается во власти старого недруга. Что можно сделать с существом, которое, по факту, уже мертво, состоит из некроплазмы и функционирует за счёт костюма-симбиота? Для начала, можно попробовать избавить Спауна от этого костюма, а затем палачу пригодятся его познания в вивисекции. Происходящее далее наверняка приглянулось бы сенобитам из «Восставшего из ада», но, даже пройдя через страшные «процедуры», Спауну удаётся уцелеть и вырваться. Костюм спасает его, собирает по кусочкам и поддерживает в них жизнь, призывая ночных обитателей лесов и тонны червей, которые по версии МакФарлейна, являются отличными аккумуляторами зла и энергии. Но за это спасение Спауну выставлен счёт с чудовищной ценой. Костюм выходит из-под контроля в стремлении подчинить себе своего носителя.  

Но одним Спауном сюжетные перипетии комикса здесь не ограничиваются. Мы продолжаем наблюдать за семейной жизнью Терри, Ванды и маленькой Циан. Терри подозревает, что с его карьерным ростом что-то нечисто и начинает копать под руководство, но это оказывается меньшей из его проблем. МакФарлейн, идя по стопам Стивена Кинга, в своё время развил и усилил в несколько раз страх и отвращение, возникающие при виде клоунов (если интересно, один из них продолжает здесь портить воздух, жрать всяческую дрянь и строить планы на стремительную карьеру в свете грядущего, не сейчас, так через тысячу-другую лет, Армагеддона), в этом же томе он пророчески предрёк панику при малейшем кашле. Ведь последние годы приучили нас к тому, что вот человек кашляет-кашляет, а потом, внезапно – всё. Медицина бессильна, но есть надежда на старого друга, который ради счастья любимой женщины готов даже сойти в ад. Также важная сюжетная линия отведена похождениям двух, теперь уже бывших, детективов, Берка и Твича. Они, как и «чудовище Франкенштейна», тоже будто бы пришли сюда из классических романов, воплощая извечный дуэт Толстого и Тонкого, один из которых прожорливый неряха, а второй хилый невротик с массой семейных проблем. Также эта парочка отвечает за элементы «pulp fiction» и детективного нуара. Несмотря на то, что Берк и Твич – персонажи неприглядные и даже комичные, последствия их расследований и разоблачений буквально сотрясают преступную Систему, в которую входят агенты правительства, демоны ада и итальянские мафиози.

Помимо того, что МакФарлейн частенько занимается «продакт плейсментом», нахваливая родное издательство «Image» (ладно, реклама леденцов «Halls» не в счёт), попутно доказывая, что «спаунская» фишка с симбиотическим костюмом в разы круче, чем у Венома, он также регулярно эксплуатирует тему «дети в беде». Смотрите, мальчик остался один дома, где полно опасностей, а вон тот пацан пошёл на рыбалку… Напряжение умело нагнетается, и вот ты уже ожидаешь с замиранием сердца, что случится что-то непоправимое. Ведь серийные убийцы детей уже фигурировали в комиксе, и отголоски их злодеяний долетают и в эти выпуски. Но тут или Спаун в канун Рождества решит побыть Санта-Клаусом (или, на крайняк, оленем Рудольфом), или монстр окажется страшным, но не совсем уж безжалостным чудовищем. А одному юному фанату комиксов Эл даст пару жизненных наставлений. Как знать, вырвись они из уст красивого супергероя в трико, то произвели бы на паренька иное впечатление, но, сказанные существом, у которого и без того уродливое лицо стянуто шнурком от ботинка, они имеют несколько иные последствия. Хотя в целом правильные. Также в комикс залетает небесная молодежь, воинственный ангел из «женского легиона», который горит желанием уничтожить Спауна и доказать всем, что он/она лучше Ангелы (той самой, которую для «Спауна» придумал Нил Гейман, но потом забрал с собой в «Marvel»), вступившей с воином ада в преступную связь. Эта глава пока кажется филлером, но посмотрим, приведёт ли это к чему-то в дальнейшем, намёки на продолжение данной сюжетной линии Тодд закинул. И сделал это с помощью графа Калиостро. Этот загадочный бомж помогает Спауну советом и делом, а также трудится помощником сценариста, регулярно сливая читателям важную информацию. Правда, порой в завуалированной форме. Но он явно знает ещё больше, чем говорит.

Спаун страдает. И в четвёртом томе это особенно заметно. Борьба за сохранение самого себя, своего «Я», и без того подвергающегося постоянным издевательствам и распаду, показана достоверно. Стоит заметить, что большую часть представленных выпусков нарисовал Грег Капулло, которого мы отлично знаем по работе со Скоттом Снайдером над «Бэтменом» времен The New 52. В «Спауне» же Грег, стиль которого, казалось бы, всегда несложно опознать с первого взгляда, мастерски подстраивается под стилистику МакФарлейна, так что особой разницы не замечаешь. Всё тот же обожаемый и ненавидимый стиль «девяностых», в котором всего и везде всегда «гипер». Фигуры с раздутыми мышцами, огромные монстры, прямиком сбежавшие с обложек пластинок «адского» heavy metal, здоровенные «шкафы» на службе у сицилийских боссов. Ну и сам Спаун, конечно, гипнотизирующий рваным кровавым плащом и цепями-симбиотами. Он страшен, чрезмерное насилие не вызывает у него муки совести (когда знакомый демон просит помощи, Спаун без раздумий играет в тетрис трупами на заднем дворе особняка мафиози), и он чётко делит людей на «своих» и «чужих».  Чужим лучше держаться от него подальше, ради своих он готов на любые жертвы. Если только своевольный костюм позволит ему эти жертвы совершить…

«Спаун» продолжает прогуливаться по тонкой грани, отделяющей его от определения «трэш-хоррор-боевик категории Б», но, испробовав почти все приёмы «с той стороны», линию невозврата не переступает. Атмосфера комикса по-прежнему мрачная, пугающая, иногда безысходная, а потом – раз, и её рассеивают лучи надежды и чуда, совсем как в голливудских фильмах. Хотя этим лучам всё же нелегко разогнать концентрированные проявления потустороннего, рассеиваются они и в «жизненных» сценах, обличающих коррумпированных копов, политиков, думающих только о карьере, боссов мафии и всяких маньяков, которых можно различить в толпе обычных людей, но, как правило, тогда, когда уже для кого-то становится поздно. Сложно не заметить упреки в адрес правительства «самого лучшего государства на земле», допускающего, чтобы тысячи граждан становились от безысходности бытия бомжами. Есть здесь мерзость душевная, и мерзость телесная, опять же, восстановительная черветерапия наверняка не оставит вас равнодушными. Но не только она, здесь много чего способно по-настоящему вас задеть, в зависимости от того, подросток ли вы, обожающий «крутые» картинки, или взрослый человек, семьянин, переживающий вместе с Терри и Вандой их внезапную драму. Вроде всё просто, скроено по знакомым супергеройским лекалам, а всё равно цепляет, да так, что порой трудно оторваться от чтения. Безусловно культовый, «Спаун» в России издаётся без спешки, и тут уж не претензия к издателям, а констатация покупательской способности и интересов аудитории, больше топящей за комиксы Большой Двойки. Но в этой неспешности можно найти, при должном уровне оптимизма, один плюс – выход каждого последующего тома становится событием. Значит есть кому ждать, армия фанатов Спауна своего не бросит. В четвёртом томе размещена галерея нераскрашенных страниц, плакатный арт и обложки тпб, плюс немного примечаний. Есть закладка-ляссе символичного красного цвета. Выпуски с 38-го по 50-й, 368 страниц, тираж не указан.

www.xlm.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s