Мнение: Бэтмен. Том восьмой: Кошмары Темного Рыцаря (Вселенная DC Rebirth)

Бэтмен всегда остается Бэтменом. Даже во сне. И если другие люди видели бы себя, к примеру, рассекающими Млечный Путь на мотоцикле в компании Джона Леннона, или бегали бы по запутанным лабиринтам воспоминаний в тщетных попытках найти выход, Темный Рыцарь сталкивается с чередой реалистичных видений, каждое из которых отражает один из его (а кто бы сомневался, что у альтер эго Брюса Уэйна их целый бэтмобиль и маленькая тележка) кошмаров. Разумеется, на первом месте – выстрелы в Преступном переулке, затем идут проблемы с членами Бэт-семьи, после следует переживание разрыва с Селиной Кайл, осознание гнетущего одиночества и прочие вещи, плотно угнездившиеся под остроухой маской. И эти сны – не просто ночные спутники тревожно мечущегося в постели миллиардера. Подозрения Бэтмена, озвученные в предыдущем томе, похоже, находят подтверждения, но ему упорно никто не верит. Ведь факт остается фактом: Бэйн находится в Аркхеме в состоянии, не располагающем к преступлениям, и никак не мог замутить и реализовать грандиозный план покорения Готэма и морального уничтожения Темного Рыцаря, да еще и с участием всех готэмских злодеев. Но вот Бэтмен тоже пребывает в «отключке», а его подсознание, побеспокоенное отборной химией Чучела, подкидывает ему один кошмар за другим. Добро пожаловать в бэт-сюр, из которого, возможно, нет выхода.

Начало рана Тома Кинга на «Бэтмене» было щедро засыпано авансами. Затем градус восторга стал спадать. А в отношении восьмого тома серии уже даже новость о его появлении в анонсе одного из комикс-шопов выглядела в духе «К этому моменту комикс Кинга читают только самые стойкие фанаты», что вообще странно. Потому что я не самый стойкий фанат, но мне как раз послесвадебные тома нормально «зашли». Да, они сумбурные и полны филлеров, но из этих недостатков Кинг в итоге вытянул идею со снами, что можно записать в достоинства. А что, сны тоже бывают сумбурными, странными, когда вообще непонятно, что там происходит, и могут тянуться бесконечно долго, переносясь безо всякой логики из одного видения в другое.  И самое главное, сны непредсказуемы и в них возможно все, что угодно. Например, Бэтмен может помогать юному Брюсу Уэйну мстить убийцам своих родителей. И, поскольку объяснение того, что это сон, нам подкидывают не сразу, читатель испытывает в начале не слабое такое удивление. Развязка этой главы, кстати, очень необычна и, на мой взгляд, запросто потянула бы на продолжение в виде отдельной серии. Затем Бэтмен спасается от маньяка в маске свиньи. Больше всего это похоже на очередную часть «Пилы» или любого другого слэшера, но здесь хорошо передана иррациональность, размытость и нелогичность сна, в том числе и через такие особенности, как проблемы со слухом у главного героя. Ведь часто же бывает, что во сне мы не слышим и не понимаем происходящее. Затем Бэтмен проходит сеанс психотерапии у видного специалиста по этим вопросам, Джона Константина, и снова здесь незаживающей раной маячит потрясение от ухода Селины, которую Бэтс любит и боится потерять. А именно о скорой потере пророчествует английский маг с сигаретой в зубах.

Попытки (больше всего похожие на битье головой о стену) понять, почему же Женщина-Кошка так с ним поступила, «позволяют» Бэтмену взглянуть на проблему с другой стороны – он присутствует на сеансе у психолога, где Селина курит, как героиня нуарных романов, и излагает свою точку зрения. Точнее, ту точку зрения, которую Бэтмен придумал себе сам. После одной главы, выполненной в жанре «беготни в стиле палповых детективов», где все пространство истории занимает одна большая драка, приводящая к шокирующему открытию в безднах городской канализации, следует сон, позволяющий немного расслабиться. Точнее, расслабляются здесь Селина и Лоис Лейн, устроившие девичник в Башне Одиночества. И пока их вторые половинки Брюс и Кларк ооооочень скучно тусят вместе, пытаясь пожить нормальной жизнью и понимая в итоге, что это вообще не их тема, девчонки отрываются с редчайшим вином и послушными роботами. Рисует это Аманда Коннер, и ее стилистика «девчачьего угара», хорошо отработанная на комиксах про Харли Квинн, неплохо так встряхивает и веселит. Но вечеринка кончается, как и все на этом свете. Даже созданные быть бесконечными сны.

Вторая часть сборника происходит в реальности. Или нет. Здесь тоже полно странностей, сюра, обмана, многие сюжетные ходы заставляют поверить в то, что это все еще видения. Но Бэтмен так не думает и собирает свою семью на подмогу. Жаль только, что не все ее члены спешат ему помогать, а кое-то искренне считает, что «отец-наставник» бредит и сам придумал угрозу в виде всемогущего Бэйна. Бэйн в это время заседает в особняке Уэйнов и, кажется, наладил отношения с Альфредом. А еще у него появился свой Бэтмен, личность которого генерирует вопросы в духе «Да что, черт возьми, происходит?». Хорошо, что все можно списать на множественность миров Мультиверса и слабые границы между ними. В этой части комикса случается, пожалуй, самое главное: Кинг собирает вместе все кусочки сюжетного паззла, показывая, ради чего все задумывалось и как на это влияли показанные ранее события. Помните падающий самолет из первых выпусков? А внезапное появление Бустера Голда? Уже забыли? А ведь это важные сюжетные триггеры, части сложного плана, уникального тем, что его создатель разработал совершенно новую методику борьбы с Бэтменом. Не с помощью оружия и врагов со сверхспоосбностями, а с помощью его самого, его страхов и надежд. Уже описание всего замысла со вскрытием тайных пластов и хитрых придумок (некоторые из них Том запросто мог черпануть из Нолановского «Начала»), честно говоря, поражает, и уж точно выводит кинговского «Бэтмена» из разряда «неинтересно, только для самых стойких». Проблема в том, что до осознания этого нужно долго продираться через затянутые внутренние монологи, выполненные в манере, позволяющей одновременно интерпретировать их и как «очень многозначительные», и как «не значащие ничего». А в конце читателей поджидает очередное сюрреалистическое путешествие Бэтмена по пустыне, в компании… с Бэтменом. И у этого обладателя ушастой маски есть цель, от которой бы не отказался и настоящий Брюс Уэйн. Знойный и драматичный трип, то ли в реальности, то ли в наваждении, путанно, но интересно, да еще и заходом в извечную тему «отцов и детей». Особо доставляет звучащая на фоне описываемых событий русская народная сказка в интерпретации Афанасьева, которая травмировала детскую психику Брюса, да и самого Кинга не отпускает уже пару томов. Наши сказки – они такие.

Над главами сборника поработала внушительная команда художников. Оно и понятно, сны часто принимают разные формы, чего здесь и постарались добиться в визуальном плане. Много работы у Микеля Ханина. Издатели давно усвоили, что он превосходно изображает Селину Кайл, добавляя ее присутствием в комикс о Темном Рыцаре изрядную долю сексуальности, поэтому закрепили героиню за ним. Но и «пустынное визионерство» Микеля выглядит отлично. Про Аманду Коннер я уже сказал, также представлены работы Трэвиса Мура, Митча Герадса, Хорхе Форнеса (и глядя на его рисунок, вам будет казаться, что здесь поработал Франческо Франкавилла), Дэна Паносиана и других художников. Разнообразие стилей и образов обеспечено. При этом создатели навязчиво повторяют классический мем про Бэтмена, Робина и пощечину, забывая про то, что повторенная дважды (трижды, четырежды и т.д.) шутка не становится смешнее. Есть отсылки к другой серии, сделавшей Кинга звездой индустрии, к «Мистеру Чудо», которую, кстати, анонсировали на русском. И, разумеется, никак нельзя обойти тему сломанного позвоночника, раз уж сценарист упорно сводит Бэйна и Бэтмена. Пусть это только начало их противостояния. Несмотря на ставшую уже притчей во языцех связку «Кинг и много-много филлеров», восьмой том раскрывает сценарный замысел в полной мере, обнажая впечатляющую задумку, глобальность которой ранее как-то не особо считывалась. Даже доставшее уже меня лично вечное пережевывание убийства родителей Брюса Том умудрился направить в неожиданное и многообещающее русло сюжета. Так что все скорее хорошо, чем наоборот, чтобы там кто ни говорил. Издание от «Азбуки» в твердом переплете с выборочной рельефной лакировкой, есть примечания и много весьма крутых альтернативных обложек, в том числе от Фрэнка Миллера и Хуана Хименеса. 288 страниц, тираж 3000 экземпляров.

www.azbooka.ru

Мнение: Бэтмен. Том восьмой: Кошмары Темного Рыцаря (Вселенная DC Rebirth): Один комментарий

  1. Уведомление: Мнение: Бэтмен. Город Бэйна — wicomix

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s