Мнение: Спасти царевича Дмитрия

15 мая (25-го по старому стилю) 1591-го года в Угличе погиб царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного. Обнаружив мертвое тело Дмитрия, его мать, Мария Нагая, последняя жена Ивана, спровоцировала с другими членами своей семьи смуту, в результате которой предполагаемые убийцы были растерзаны толпой. Но это случилась еще малая смута, большая была только впереди. В истории правящих родов не только нашей страны, но и других государств, смерть одного из претендентов на престол – дело обыденное, никто особо не смотрел на возраст того, кого нужно было умертвить ради «общего блага» (Венценосная семья Романовых начала свое правление с повешения четырехлетнего ребенка, потом на виселице оказался сын Марии Мнишек, в общем, сентиментальностью никто особо не страдал и «мальчиков кровавых в глазах» предпочитал оставлять впечатлительным поэтам), но в данном случае все зашло слишком далеко.

Фактически смерть Дмитрия дала старт Смутному Времени, одному из самых трагичных периодов в российской истории, из которого страна выбиралась долго и мучительно. Впрочем, эта смерть оставила другой интересный след в истории. Расследование данного происшествия дошло до нас почти целиком (не хватает только нескольких страниц вначале) в виде важнейшего юридического и криминалистического артефакта той эпохи, т.н. «Угличского дела». Согласно этому дознанию, в ходе которого Василий Шуйский, будущий правитель и мастер переобуваться, как бы сказали сейчас, вместе с коллегами опросил 150 человек, Дмитрий погиб в результате несчастного случая: во время игры в ножички с ним случился приступ эпилепсии и мальчик упал на нож или гвоздь. Или ударил себя сам ножом. Или же растерявшиеся придворные так «аккуратно» пытались поднять его тело, что нечаянно попали лезвием по горлу. Эта версия, кстати, успешно отметает утверждения экспертов, что человек в состоянии припадка никак не может размахивать руками. Разумеется, в России народное доверие к власти всегда было весьма эфемерно, поэтому тут же поползли слухи, что убили Дмитрия по приказу Бориса Годунова, претендента на престол, на котором заседал малоперспективный Федор, еще один сын Грозного. И на Федоре с Дмитрием династия Рюриковичей должна была прерваться, что открывало для дворян прекрасные, но туманные перспективы. То, что Дмитрий по церковным канонам был фактически незаконнорожденным и его права на трон были «птичьими», мало кого волновало, народ молвит, что мальчонку убили – значит, так и было. И что там на самом деле произошло – не суть важно; важно, как это событие отразится в народной памяти и в большой политике.

Несмотря ни на что, царевич Дмитрий, один из самых почитаемых русских святых – прекрасный кандидат на спасение. И в этом могут помочь не столько Марти МакФлай с Доком, сколько журнал «Дилетант», под патронажем которого выпускается серия комиксов, начавшаяся с чудесной истории выжившего царевича Алексея. Идея в стиле «историческая фантазия» оказалась в целом неплохой и даже интересной, хотя и спорной по многим фронтам. И вот мы подошли ко второму тому серии, к версии о том, что и Дмитрий был чудесным образом спасен и продолжил жить, но уже под другой личиной. Что же придумали здесь сценарист Алексей Дурново и художник Алексей Никаноров? Сразу же отметим главенство одной-единственной версии: Дмитрия однозначно пытались убить, причем именно Годуновы, сам Борис и его сестра Ирина. И все бы у них получилось, если бы не Жак Маржерет, французский наемник, когда-то поклявшийся царю Ивану защитить его жену и сына. Маржерет реальная историческая личность, причем в комиксе ну очень сильно приукрашенная. Здесь он благородный герой, типичный протагонист рыцарского романа, идеальный персонаж для книг Дюма, способный задвинуть самого Д’Артаньяна. Обвиненный в связи с женой Грозного, Жак терпит пытки и унижения, но данное слово свое нарушить не может. Что делает его фактически противником Годунова и его клана. В реальности Маржерет охотно Годунову служил, будучи при нем капитаном немецкой роты, затем, после смерти Бориса, с не меньшей охотой брал деньги за службу у обоих Лжедмитриев. В общем, нарисованный в комиксе образ «западного спасителя», носителя идеи «заграница нам поможет» немного далек от реальности, но на нее в этой «фантазии по мотивам» никто и не ставит. Выдумка, все по заветам Дюма и других великих романистов, гораздо интереснее. Да и на протяжении долгих лет, показанных в комиксе, основным противником Маржерета выступает не русская знать, а другой наемник, Генрих фон Штаден. Тоже реальная личность, авантюрист, известный своим опусом «Записки о Московии», который большинство нормальных историков признает «темным фэнтези» и банальной «заказухой», мало имеющим отношение к действительности. Вот этих господ судьба и авторы все время сводят друг с другом, доводя в итоге до ситуации, когда должен остаться только один.

Начало комикса, надо отметить, сумбурно. Лютует каноничный маньяк Грозный, придворные плетут заговоры, но в их общей массе понять кто есть кто затруднительно. Объяснение этому – отсутствие нормальной визуально-исторической базы. Если в истории про спасение Алексея любому ясно, кто тут Николай II, а кто Ленин, потому что все знают, как они выглядели, то с изображением реальных персонажей шестнадцатого века все гораздо сложнее, портретов осталось мало, да и те не радуют особым реализмом. Маржерета, к примеру, вообще никто не рисовал. Да еще и действие скачет из одной локации в другую, из Углича в Москву, а важнейшие события подаются закадровым текстом или вообще выносятся за рамки повествования, что не облегчает погружение читателя в историю. Зато можно понаблюдать очевидные отсылки к русской классике вроде «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в сцене, где к женщине, якшающейся с «потусторонними» силами, приходят по очереди трое знатных мужчин, и им приходится прятаться друг от друга у нее в доме. Интересно, на мой взгляд, введен в повествование Лжедмитрий, хорошо прописан Федор Романов, он же Патриарх Московский Филарет. Чем не русский Ришелье, переместившийся сюда будто бы со страниц «Трех мушкетеров»? Ришелье, Дюма… тут это не просто отсылки, в конце авторы подготовили взрывной твист. Который в рамках научной работы вызвал бы истерику у профессиональных историков (примерно так же реагирующих на работы адептов новой хронологии и прочую понасенковщину), но в рамках приключенческого фэнтези… хм, да почему бы нет?

На мой взгляд, слишком бегло показано расследование «убийства», да и процесс последующей канонизации Дмитрия не освещен совсем. А ведь там мелькают такие душераздирающие моменты, как предполагаемая покупка Филаретом у одного из стрельцов малолетнего сына и его убийство с целью выдать свежий труп за нетленные мощи царевича. Вот где размах и мрак, вот где вся темнота политической драматургии Смутного Времени. Но – нет, вместо этого погони, драки на саблях и все такой же беглый экскурс по основным моментам Смуты, увиденной придуманным Маржеретом. Мне по-прежнему очень нравится рисунок Никанорова, но в «Спасти царевича Дмитрия» он выглядит более темным (очевидно, для воссоздания атмосферы) и, есть ощущение, что комикс рисовался быстрее, может быть, в авральном режиме. По крайней мере, графика выглядит более нервной, беглой что ли. Но это, повторюсь, субъективное впечатление, не претендующее на истину. Как и в первом томе, здесь много бонусов и хорошо оформленной информации о реальных исторических событиях. Но часть этой информации… какая-то странная. Есть биографии основных действующих лиц и изложен процесс канонизации, есть история колокола, поднявшего народ на бунт и понесшего наказание, перечислены этапы «переобувания» Шуйского. Это все хорошо. Но при чем тут рассказ о нелегкой судьбе полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и разбор критики на спектакль театра на Таганке «Борис Годунов» — сие выше моего понимания. «Годунова» еще можно понять, но Грозный здесь настолько мимолетный персонаж… Хотя, может быть, в планах у издателей спасти заодно и царевича Ивана. Кстати, следующие тома серии обещают изменить судьбы Жанны Д’Арк и Колчака, хотя, насколько я помню, в первом томе были представлены другие анонсы. Данный комикс издан в твердом переплете с выборочной лакировкой, в альбомном формате bd. 80 страниц, тираж 8000 экземпляров.

https://diletant.media

Мнение: Спасти царевича Дмитрия: Один комментарий

  1. Уведомление: Мнение: Спасти адмирала Колчака — wicomix

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s