Мнение: Трансметрополитен. Книга третья

Спайдер Иерусалим не просто журналист. Он – Голос Города, который, совсем как лирический герой одной старой песни, проклинал тысячу раз, но не может покинуть. И это не Голос с голубого экрана, не поставленная речь диктора или политика в дорогом костюме и с дежурной улыбкой. Это пропитой, прокуренный Голос, доносящийся со дна. Обладатель этого Голоса, возможно, засадился наркотиками по самое нельзя, перекусил в уличной тошниловке бургером с ящерицей (и то это можно назвать везением) и теперь топает домой, в тесную хибару, надеясь, что дойдет туда хотя бы целым, не то что невредимым. У этого Голоса интонации, вызывающие панику на генетическом уровне – так запускается бешеный калейдоскоп из воспоминаний о всей прожитой жизни, когда в темном переулке вы слышите за спиной сиплое «Слышь, эй, ты!». Но при всех этих раскладах это Голос неприглядной, но правды. Сначала, только вернувшись в Город после пятилетнего отсутствия, Спайдер активно освещал дела «меньшинств» (а их тут завались, можно даже инопланетянином заделаться), рассказывал в нигилистической манере гонзо-репортажа об униженных и оскорбленных, размахивал средним пальцем перед силовиками. Потом решил попинать ногами людей посерьезнее, благо, в стране как раз началась президентская гонка, самое популярное шоу в мире. Быстро разобравшись в главных кандидатах, Иерусалим понял, что один из них – «обычный» фашист, кумир брутальных и вечно обиженных «мужиков» с рабочих окраин. А второй… он вроде всегда улыбается, говорит правильные вещи и выглядит почти идеальным. Но Спайдера не проведешь. Хотя кое-кто очень попытался это сделать и теперь кандидат, против которого строптивый журналюга ополчился, был избран президентом. Что это значит? Это значит, что для Иерусалима должны наступить интересные времена (из того самого восточного проклятия). И, кстати, они уже наступили, добро пожаловать.

Хотя может сложится впечатление, что момент наступления «интересных времен» для своего героя Уоррен Эллис и Дэрик Робертсон пытаются всячески оттянуть. Поэтому начало третьего тома «Трансметрополитена» удивляет тем, что здесь ничего не происходит. Спайдер, а заодно и авторы, рефлексируют. Красиво, зло и размашисто. Иерусалим строчит свою мегапопулярную колонку, посвящает читателей в свои мысли и воспоминания, препарирует Город и разношерстную толпу его жителей и, как ни удивительно, пытается найти в этой массе что-то похожее на добро и на надежду. Время действия – самое ближайшее будущее для создателей комикса (если взять во внимание время, когда создавались эти выпуски), то есть, фактически это наше настоящее, и можно заменить, что Уоррен и Дэрик, в принципе, многие его аспекты угадали. Тут не летают воздушные машины (о чем Робертсон рассуждает во вступлении к книге) и нет «лесорубов» на электроскутерах (жаль, на них можно было бы испытать кишечный дисраптор. Незаконное, но любимое оружие Спайдера), но в целом парад фриков, дорвавшихся до всего, чем только можно улучшить и угробить свою жизнь, впечатляющ и узнаваем. Технологии позволяют получать любую информацию, камеры, спасибо Большому Брату, витают в воздухе чуть ли не в виде молекул. А людишки упорно продолжают хранить по шкафам свои грязные тайны. Есть над чем поразмыслить, но, признаться, очень хотелось бы перейти к основному действию.

И оно началось. Вопрос: как можно избавиться от назойливого раздражителя в виде уличного писаки? Отдать приказ парням с дубинками избить строптивого типа? Проходили, это только подняло его статус народного героя-правдоруба. Подбросить наркотики? Поверьте, Спайдер сам кому угодно их может подбросить, к тому же в Городе, где все торчат, это такой себе удар по репутации. Значит, нужно сделать из него поп-звезду. Запулить его повсюду, в рекламу, в ток-шоу, в сериалы, в кричаще-глупое аниме. Чтобы людей от него тошнило и они сказали бы «Да он продался!». Отличный способ и очень действенный. Чтобы переломить ситуацию, Спайдеру и его двум помощницам (обе его ненавидят, но готовы убить за него, если дело до этого дойдет, вот такой парадокс, который Спайдер сам создает с мудростью «восточного гуру» из дурацких боевиков про кунг-фу) сначала нужно раскатать в лепешку благопристойного на вид политика, сексуальные предпочтения которого могут стоить ему карьеры (как тут не вспомнить скандал с Клинтоном и Левински, явно из тех жарких деньков сюда перекочевали вопросы про особенности отдельных частей тела обвиняемого). Для этого нужно не просто вести расследование – нужно монстрячить, чем троица героев и занимается. Иерусалим учит помощниц быть настоящими (по его мнению) журналюгами. А это не тот вариант, когда атеист с менторским тоном спрашивает у своих гостей «оказавшись перед богом, что вы ему скажете?», и не вариант, когда ведущий новостей расскажет вам «да, у нас есть неприятности, но вон посмотрите на соседа, у него вообще хата сгорела, сам виноват». Тут может все решить тот самый Голос, но уже из унитаза. Ибо человек слаб, грешен и телесные проявления ему понятны и близки. После такого расследования Иерусалим берется за резонансное происшествие, которые власти решили использовать для провокации бунта со всеми вытекающими… точнее, вытекать будут мозги, а вылетать будут пули. И вот тут-то как бы становится понятным, почему Спайди, как клещ, прицепился к Весельчаку, и куда готова завести общество эта натянутая улыбка. Нужно ее стереть, расследование будет еще более опасным и суровым, разродившись, как и положено, настоящей сенсацией, бомбой, разорвавшей властные структуры в хлам. Надо только вовремя слинять, пока осколки не долетели и не покрошили всех причастных и не очень в фарш. Кое-кто, к примеру, соскочить не успеет…

Язык «Трансметрополитена» — это ядовитое сочетание «фудпорно» в его самом извращенном виде (думали, освоив клонирование, люди метнутся спасать вымерших и исчезающих животных? В принципе, да, но только затем, чтобы разделать их тушки, закатать их глаза, мозги и прочие части тела в консервные банки и выкинуть на полки супермаркета) и самая забористая и изобретательная ругань, которую можно разбирать на цитаты, записывать в блокнотик и нести в массы, которые лично вам не очень симпатичны. Мир «Трансметрополитена» — это мир тотальной диктатуры придуманной и проданной широким массам за их же деньги свободы. Идеальное место для героя-одиночки, разрушителя и анархиста, при условии, что он не слишком цепляется за свою шкуру. Это все еще очень веселый комикс с очень горьким осадком, есть такая особенность у талантливой сатиры. А это вот она, в своем самом лучшем, нокаутирующем и даже оскорбительном виде. Эллис уделяет внимание двум важным проблемам – полицейскому беспределу, стоящему на службе властей, и процветающей педофилии в рядах служителей церкви и министров, тех людей, которые громче всех толкуют нам про мораль. Уж не знаю, на личном опыте эти темы так зацепили Уоррена или нет, но он с этой дорожки сюжета явно не планирует соскакивать. Как уже понятно и без излишних намеков, вещества и меньшинства тоже играют здесь не последнюю роль. Помимо рефлексирующих начальных выпусков, в третьем томе хватает и глав-филлеров, но их тут рисуют такие мастера, как Фрэнк Куайтли, Брайан Хитч, Лиа Эрнандес и др., доводя своим видением внутреннего мира Иерусалима читателя до эстетического и местами эротического припадка. Также в конце книги целая команда художников работала над иллюстрациями к той самой книге Иерусалима «Ненавижу эту дыру!», ради которой его вытащили из убежища. Ну что сказать, это настоящий артбук паранойи, галлюцинаций, безумия и беспредела, при этом краткий пересказ событий трех томов серии и прекрасный гид по Городу и его самым ярким и темным сторонам. В наличии примечания и биографии создателей. Твердый переплет с цветным супером, 348 страниц, тираж 8000 экземпляров. Кстати, чертовски приятно, что от тома к тому тираж пока не уменьшается, а растет. Значит, Голос не затихает.

www.azbooka.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s