Мнение: Мир (Тома 1-4)

На обложке своего первого комикса американский супергерой Супермен поднимал на руках машину, чем приводил в изумление обычных граждан. На обложке своего первого комикса русский супергерой Мир поднимает целую планету, что выгодно его отличает на фоне конкурента и помогает набрать очки в, как минимум, идеологической войне. Потому что, согласно приказам этой самой войны, мы должны были быть первыми – в победах, в космосе, в работе. Правда, пропагандистская машина СССР предпочитала продвигать в массы образы реальных людей, чьи имена героическими символами разлетались по стране. Гагарин, Стаханов, Жуков, Зоя и Александр Космодемьянские, многочисленные пионеры-герои и их более старшие товарищи. Были, разумеется, и удачные попытки «придуманных» героев, взять того же Василия Теркина.

А в это время (переходит на тревожный тон дикторов советского радио) «у них на Западе» вовсю клепали «веселые картинки» про несуществующих в реальности инопланетных, подводных и прочих «суперов», про миллиардеров и богинь, боровшихся с актуальными угрозами. Как будто своих, настоящих мужчин и женщин, способных на подвиги, у них не было! Разумеется, были, имена их хорошо известны на родине и за рубежом (тут и первые космонавты на Луне, и такие же, как и у нас, герои войны, спасатели, ученые и врачи), просто так все повернулось, что комиксы, превратившись в мощную индустрию, затмили «немножко» собой реальность, став популярным продуктом массовой культуры эпохи капитализма. Жаль, что по этой причине данная «чужеродная форма буржуазной культуры» не прижилась у нас в СССР. Эх, какие яркие сюжеты рисовали бы про покорение других планет, про победы, про выполненные пятилетки! Каким подспорьем в идеологической войне они были бы! Но, как известно, именно эту войну Советы с треском проиграли и теперь мы наверстываем упущенное, смотрим фильмы про заморских героев и иногда вздыхаем «Эх, а ведь у нас мог быть свой Золотой Век!». Так, стоп. А что, если все это было? Ну, если не комиксы, то хотя бы те, кто был достоин того, чтобы его увековечили в этих самых комиксах. Что, если…?

Простите за длинное вступление, накатило волной вдохновения и ностальгии. Еще бы, комбо из ретро-эстетики классических комиксов, бодрого сюжета, архетипов рухнувшей империи и попыток осмыслить «русский героизм» в реалиях прошлого и настоящего – то есть, все то, из чего состоит «Мир», — решительно не оставляет меня равнодушным. Издательство «Bubble» доказало, что способно создать современного российского героя комиксов и сделать его вполне себе экспортным, интересным для западной аудитории (речь о фильме «Майор Гром»), здесь же мы видим стремление показать взаимодействие традиционных приемов и форм комикс-культуры с тем, что принято называть «загадочной русской душой», прикоснувшись к которой, иностранцы начинают цитировать Достоевского, вспоминать про кокошники и говорить только одну фразу: «Не понимаю!». Да и мы сами-то не очень в этом разбираемся. Так вот, «Мир». Представьте себе мир (извиняюсь за тавтологию), в котором комиксы – это не выдумка, а описание вполне реальных людей и событий. И при этом отличное подспорье рупора пропаганды. Да, как и в нашей реальности, где истории в картинках служат прекрасным способом быстрой передачи информации, а всякие там Капитаны Америка отлично мутузят врагов нации, показывая простым гражданам, кто хороший, а кто нет. В США, к примеру, в разгар Холодной Войны пользовались успехом истории про могучего Фаэтона. Один из его противников – машина для убийств, серпасто-молоткастый и тупой советский монстр Мир. Так его описывают в синглах. На самом деле Мир – первый советский супергерой, стоящий на защите Родины. Хороший, и при этом простой парень. Однажды Фаэтон и Мир сошлись в противостоянии и Фаэтом победил. Совсем как в жизни, если перенести эти образы на противостояние двух держав. И совсем как в жизни поверженная держава смогла восстановиться. Но не сразу. Сначала круговорот истории так все замешал и перепутал, что истории о супергероях стали не нужны, их списали на сказочки для детей и забыли о том, что когда-то все это происходило на самом деле. А вот главная героиня комикса не забыла. Точнее, узнала о том, что Фаэтон и Мир существовали в реальности. Героиню зовут Саша Македонская (настоящая фамилия Жилина) и она нетипичный центральный персонаж – хотя бы потому, что мажорка. Дочь крупного бизнесмена, баллотирующегося на пост губернатора, учится в Лондоне, богата, успешна, короче, у нее есть полный набор для всенародного «обожания». Я подозреваю (!), что тут замешана «баббловская» внутри издательская метаирония, типа в России наибольшего успеха в создании супергероев добиваются дети богачей. При этом Саша не карикатурная «киса с папиным баблом», она умна, расчетлива, интересуется наукой, разбирается в пиаре. Однажды она узнает о попытках воскресить Мира и ей приходит в голову идея использовать это в рамках папиной избирательной компании.

В первом выпуске «Мира» мы, собственно, становимся свидетелями этого воскрешения. Подобно доктору Манхэттену, русского супермена возвращают буквально из небытия, собирая по атомам. Слава российской науке, наследнице советских гигантов мысли, эта операция с пространством, материей и самой жизнью заканчивается феноменальным успехом. Познакомимся же с Миром: внешне он похож на Алешу Поповича из мультиков «Мельницы» и на Сергея Есенина с широко растиражированного портрета, над которым любили вздыхать учительницы русского и литературы бальзаковского возраста. Мир уроженец Нижнего Новгорода, на сто процентов русский телом и духом. Здоров физически, типичный сказочный богатырь. При этом наделен важными человеческими качествами: ему присуща честность, доброта, сопереживание и чисто народная смекалка, мудрость поколений. Он простоват, но дурачком назвать его трудно. Он реально оценивает ситуацию, даже с учетом того, что мир вокруг него изменился до неузнаваемости. Второй том как раз и описывает процесс адаптации парня к новой реальности, где победил капитализм, есть Интернет с кривляющимися тик-токерами, много сортов колбасы и Иван Ургант вместо Игоря Кириллова. Сложно не заметить, что вся эта ситуация – чисто оммаж на оттаивание изо льда Стива Роджерса, те же проблемы и те же казусы преследуют и Мира. Важно отметить, что действие этого комикса происходит в рамках Bubbleverse, здесь мелькают персонажи из «Игоря Грома», а у одного товарища из органов с блистательной улыбкой наметилась  немаловажная роль. И этот товарищ, кстати, не такой конченный мерзавец-карьерист, как его киновоплощение, тут это скорее настоящий профи с легкой профессиональной деформацией, да и в некотором обаянии ему сложно отказать.

Третий том приводит героев на порог ядерной войны, ни много, ни мало. Появляется еще один супергерой, которого взрастили для боев и побед над капиталистической угрозой. Вроде как он дружил с Миром, но события комикса показывают, насколько они разные в плане идеологии. Венганза – это воплощение девиза «свобода или смерть» (когда уже не важно, сколько смертей будет в итоге), Мир – порождение лозунга «За мир во всем мире!». В этой части истории раскрываются события прошлого, главный герой обрастает историей, предметами, рассказывает о себе. Мы понимаем, что Мир – это целый научный и военный комплекс, на который работает множество людей, он ни в коем случае не одиночка. Также здесь поднимается извечная «проблема Супермена». Хорошо, конечно, когда этот парень за нас. Но что будет, если он однажды решит пойти против нас? Как контролировать такую силу, которая способна ментально манипулировать ядерным щитом державы? Ни у кого, случайно, криптона не завалялось? Четвертый том смещает акцент с Мира, озабоченного эпичным расхлебыванием заваренной в прошлом томе каши, на Сашу. Авторы накидывают доверительных флэшбеков, нужных для того, чтобы из категории «дерзкой мажорки» Македонская перешла в разряд «какая приятная девушка». Действительно, Саша раскрывается хорошо, хотя стремительные трансформации персонажа с заламыванием рук и оголенными эмоциями, ведущими к необдуманным поступкам – это, конечно, классический прием, словно взятый из мелодраматических сериалов. Хотя и способствует драматическому накалу, обязательному для любой хорошей истории.

Важнейшая и наикрутейшая фишка «Мира» — олдовые комиксы в каждом выпуске. Создавший их Алексей Горбут пребывает в своей родной стихии, высмеивая, конечно, но делая это очень бережно и максимально приближенно к оригиналу штампы классических американских комиксов. Тут и супермены против красной угрозы (с обязательными комментариями редакторов типа «эге-гей, ребята, об этом мы писали в прошлом выпуске, бегом в магазин!»), и пропихивание всяких игрушек (привет, G.I.Joe), и юмористические военные агитки. Смешно, круто и… хочется сказать «узнаваемо», но нет, все же для нашей аудитории этот винтаж в массе не изведан и таит много сюрпризов, в разыскивании которых стоит довериться профессионалам. Таким, как Алексей Горбут и Алексей Волков, сценарист «Мира». Волков давно уже оседлал волну ретро, здесь же он еще и умело закручивает сюжет, прописывает характеры и типажи героев. играет с реальностями, переплетая настоящее, придуманное и нарисованное, рассуждает об истории, вкладывает в уста персонажей хлесткие ремарки о политике и обществе, мыслит о влиянии масскульта и вообще делает много чего интересного сразу. С присущим ироническим прищуром и солидным культурным багажом за спиной. Стоит ли говорить, что в комиксе множество отсылок, очевидных и не очень? Стоит упомянуть о том, что Фаэтон сочетает в себе черты Супермена (но в меньшей степени), Мираклмена (в большей степени) и Хоумлендера из «Пацанов» (пока не понятно, в какой степени, но это может стать преобладающей чертой его характера в дальнейшем, на что нам тут закинули намеков)? О чем точно стоит написать, так это о том, что Мадибек Мусабеков – один из лучших художников в индустрии. И, по моему скромному мнению, не только в российской, но и вообще. В сочетании с работой команды колористов это дает превосходный результат, картинка яркая, динамичная, сочная и живая. Много классных, эпичных кадров.

На момент написания этого текста издано четыре тпб «Мир», в которые вошло семь выпусков серии. Тпбешки, конечно, худоваты, в них в среднем 85-95 страниц, есть ощущение, что их можно было смело объединить по два, но это дело издательства, его финансы и планы, лучше никого со своего угла стола не учить, как вести дела. Зато в каждом из сборников много допов – в основном это эскизы персонажей с подробными комментариями создателей. Им хочется сказать спасибо за «Мир». Они создали… нет, воскресили образ настоящего русского героя. Который полностью соответствует своему имени, олицетворяя образ не разрушителя, а созидателя. Это – суперпролетарий, суперрабочий, защитник Родины, культивируемый в СССР типаж и пример для подражания, растиражированный по агитплакатам и мозаичным панно московского метро. И, к сожалению, так и оставшийся в мечтах, став частью веры в лучшее будущее большой страны. Но не стоит делать тревожные лица, верещать о возврате «совка» и новом 37-м годе. Комикс не о том, что надо все вернуть и маршировать строем. Он о том, что надо жить дальше, оставаясь собой и не давая угаснуть благородному огню внутри. Даже в эпоху тик-токеров. Отличная серия, ждем продолжения. Миру – Мир!

www.bubble.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s