
И без того неоднократно оспоренное утверждение Борхеса о том, что мы всегда пересказываем всего четыре базовых сюжета (пусть и в многочисленных интерпретациях) получает мощнейший урон в самом начале комикса, о котором пойдет речь, и который как бы напоминает известному писателю: «Эй, уважаемый Хорхе Луис, вы кое-что забыли! А как же сюжет о спасении прекрасной принцессы?». Действительно, если покопаться в мировой литературе, то к данной теме авторы обращались куда как чаще, чем, например, к самоубийству Бога. Но, может быть, я ошибаюсь, и спасение бедных дев тоже вписывается в канонические борхесовские сюжеты. Разобраться мне в этом помог бы, к примеру, хороший редактор. Кстати, один такой на примете у меня есть, правда, он – выдуманный литературный персонаж. Точнее, герой комикса.

«Редактора» придумал Игорь «Дитрих» Кислицын, знаток комиксов, автор статей по данной теме и примечаний к приключениям западных супергероев и, что немаловажно, редактор, сотрудничающий с российскими комикс-издательствами. Из этой информации можно было бы предположить, что его авторская работа станет эдаким проводником на «редакционную кухню», производственным романом, может быть, в стиле манги «Бакуман». Но нет, тут все немного сложнее и необычнее. Начинается все с типичного сказочного приема «закадр, приди», это когда вам бегло излагают историю и ее предпосылки в стиле «Жили-были в одном далеком королевстве». И будьте готовы к тому, что это единственный момент комикса, когда вам будут что-то объяснять – в дальнейшем разбираться в том, что и с кем происходит, и где вообще разворачивается действие вам придется самим, основываясь на словах героев, их поступках и сюжетных поворотах. Итак, одна прекрасная принцесса чуть было не становится жертвой оговора темных сил и типичного средневекового мракобесия. Но ее успевают спасти. Нет, не заявленный прекрасный принц. А мужчина и женщина, обладающие сверхспособностями и выглядящие как гости из будущего (не группа). Он – импозантный бородач, любящий эффектные выходы, граничащие с безрассудством, она – серьезная, красивая и боевая. Оба – без имен, так что пусть они будут Редактором и Напарницей. Если забежать вперед и принять мир действия как литературное произведение или даже комикс (и тогда получится комикс о комиксе), то Редактор, как и в настоящей жизни, выполняет роль корректировщика реальности. Правда, пока не понятно, за каким Творцом-Автором он подтирает косяки, приводя сюжеты к хэппи-энду. Известно только, что он может менять эту реальность по щелчку пальцев, особым взглядом способен видеть не готовую страницу, а ее набросок, и даже находить в толпе «черновых заготовок» настоящих пришельцев и прочих существ, которых в данном сюжет быть не должно. Да, только самое начало истории, а уже можно вопрошать: «Что это такое было?».

Постепенно сюжет начинает складываться. Мы понимаем, что есть некий континент, разделенный на множество городов (Библиотека, наполненная книгами по самой разной тематике?). Из города в город герои перемещаются на старомодном паровозе (ну а на чем еще можно путешествовать в эпоху популярности Гарри Поттера?), выполняя то там, то здесь редакторские правки. Причем править приходится не только пером или щелчком пальцев, но и с помощью грубой, но эффективной силы. В этом моменте, как мне кажется, многие редакторы современной литературы смахнут с глаз слезу, завидуя героям. И следующая поездка приводит героев в настоящую аномалию, место, где два абсолютно разных города начинают проникать друг в друга, перемешивая жизни своих очень непохожих обитателей. Что-то в этом духе описывал «странный» Чайна Мьевиль в своем скучном романе «Город и Город». Процесс исследования аномалии проводит героев через ряд клише (это не упрек авторам комикса, это часть сюжетного замысла и повод для подтрунивания в стиле «редакторы шутят») и в итоге знакомит их с виновником (или исполнителем, пока не ясно) непонятной «мешанины», который манипулирует реальностью с помощью одного из самых серьезных и страшных в неправильных руках оружия – пишущей машинки. После бравой драки, полной единоборств и шуточек про лишние руки, читателей поджидает сюжетный твист, обрывающийся надписью «продолжение следует».

Слово «мета» так и просится для обозначения этой истории. «Метароман», «Метакомикс», «Метасюжет»… Довольно бодрая в плане экшена и картинки фантазия на тему придуманности реальности, оживших книжных пространств и тех, кто существование всего этого регулирует. Есть у «Bubble» фэнтезийная серия «Экслибриум», где можно проследить схожие идеи, объединяющие реальные и литературные миры. Легкий и динамичный, так и хочется написать «типично баббловский в хорошем смысле» рисунок Андрея Родина мне понравился, городские аномалии выглядят необычно и в должной степени сюрреалистично, главные герои получились живыми и симпатичными, со своими «фишками» и характерами. Первый выпуск «Сигнальный экземпляр» вышел в серии «Легенды Bubble» и… собственно все, продолжения пока не последовало, хотя с момента публикации прошло больше года. А я бы прочитал второй и последующие выпуски, идея-то неплохая, при грамотном подходе из нее можно вытянуть много чего интересного. Пока имеется добротный «аванс», надеюсь, он разовьется во что-то большее. Когда-нибудь. Издание в формате сингла, 44 страницы на скрепке, глянцевая обложка. Тираж 1200 экземпляров.