
В биографии Бэтмена бывали моменты, когда он был просто нуарным (как и все в эпоху популярности «криминального чтива») героем в маске, на заре своей комикс-карьеры бегавший за преступниками с оружием в руках. Представал он и в довольно комическом образе, как в телесериале шестидесятых с Адамом Уэстом в главной роли. В общем, бывало разное. Но в наши дни Бэтмена стало сложно воспринимать как-то иначе, нежели в образе сурового и все контролирующего мужика, уверенного в своих силах (и уверенность эта подкреплена солидным банковским счетом), но при этом обладающего здоровенным грузом ментальных проблем, из-за чего этот его образ, и без того лишенный света благодаря знаковой черной униформе летучей мыши, обретает год от года все большую мрачность. Особенно всех волнуют как раз те самые ментальные проблемы данного персонажа: звездные сценаристы индустрии готовы выстраиваться в очередь, чтобы расковырять психические аномалии Брюса Уэйна и покопаться в глубинах его альтер эго, раз за разом обрекая героя переживать трагедию, унесшую жизни его родителей, и прочие переживания, связанные с мертвыми мальчиками в ярких трико.

В очередной раз за эту тему взялся Дарвин Кук. Но не спешите повторять мою ошибку и говорить «Опяяяяять!», когда на страницах комикса появятся тела родителей Брюса Уэйна в том самом переулке. Ведь тут же начнется весьма параноидальный сеанс «адского» психоанализа, Кук подходит к вопросу с неожиданной стороны, позволяя себе необычную трактовку и неочевидные выводы. Итак, в чем тут дело: не секрет, что обильная кровопотеря (не редкость для Темного Рыцаря, но все равно неприятно, да и против физиологии не попрешь) в сочетании с черной глыбой чувства вины, навалившейся на Брюса, способны привести к непредсказуемым эмоциональным и психическим эффектам, из густого марева которых так просто не выбраться. Бэтмен, с маниакальной настойчивостью манипулирующий мелкими сошками преступного сообщества Готэма, вновь подбирается к своему извечному врагу, пройдясь (правда, не сознательно) по чужим жизням. Как теперь с этим жить человеку, который поклялся никогда не убивать «плохих», а теперь замешан, формально, в смерти совсем уж невинных? Остается только одно – пропадать.

И делать это «лучше» в компании своей второй личности, которая, пользуясь лазейками депрессии, выбирается наружу, приобретает демонический образ и начинает доказывать, что она всегда была с Брюсом, задолго до убийства его родителей, и вообще, это она здесь главная. И весь пестрый беспредел фриков в Готэме – ее рук дело. Ее и Брюса. Под скрипучее шипение (как минимум, такое ощущение создает рисунок и леттеринг, а вообще ее образ все время напоминает о Веноме) этой твари Брюс в горячечном бреду двигается по ключевым эпизодам своей биографии, затягивая за собой читателей в праздничную атмосферу последнего счастливого Рождества, в череду трагедий и потерь, в моменты, породившие его странных, еще более безумных врагов. Если хотели по-быстрому освежить свои знания о жизни Брюса, «Эго» вам поможет. Тень, альтернативная личность, внутренний демон или самый что ни на есть настоящий Бэтмен… короче, это существо задает провокационные вопросы, расшатывая и без того балансирующую на грани психику Уэйна. Может быть, это он виноват в том, что город терроризируют преступники всех мастей? Может быть, пора решить проблему раз и навсегда, а не засовывать всяких психов на время в Аркхем, откуда они все равно сбегут? Возьми оружие, Брюс, сделай то, что должен и что нужно. Не ври своей второй половинке, что не хочешь этого и не понимаешь всей важности этого поступка.

«Эго» выполнен в классической стилистике нуара, в рисунке Кука ощутимо влияние как Франческо Франкавиллы, так и Брюса Тимма, работавшего над «Безумной любовью». Но в целом визуальное воплощение идей Дарвина выглядит все же странновато, можно даже сказать, упрощенно-мультяшно. Но грамотные раскадровки задают хороший, напряженный темп и формируют нервозную, болезненную атмосферу хорошего психопатического триллера о встрече с со своим темным попутчиком. Помимо «Эго», в сборник вошли несколько коротких историй. В первой из них Кук в компании с Тимом Сэйлом («Долгий Хэллоуин») на посту художника демонстрируют все странности взаимоотношений Бэтмена и Женщины-Кошки. Мне всегда казалось, что отношения людей, выбравших для себя черный латекс и кожу, примерно так и должны выглядеть, и я рад, что авторы разделяют данное мнение. Второй рассказ – Куковский ремикс на его любимый бэт-сюжет «Ночь охотника», изданный в 439-м выпуске «Детективных комиксов». История похоже на триллер про преследователя и его жертвы, которые пытаются сбежать, но их попытки обречены. Компашка уличных бандитов думала, что вечерний гоп-стоп пройдет как обычно, без проблем, но они не могли знать, что сцена насилия над случайными прохожими напомнит кое о чем Бэтмену. И он сядет на след, превратившись в молчаливую (как и в оригинале, здесь Бэтс не произносит не слова, и это создает жуткое напряжение, превращая его в прямо-таки в инфернальную сущность, какой его и видят доведенные до истерики преступники) тень, проявление рока и беспощадную машину мести, которую нельзя убить и с которой бесполезно пытаться договориться. История, повторюсь, короткая, но напряжение в ней задано мощнейшее… настолько, что после прочтения читателю тоже захочется просто помолчать, уподобившись в этом молчании главному герою. «Эго» оказалось нетипичным взглядом на Темного Рыцаря, и раскрытие этой темы принесло комиксу немалый успех. Как знаковую и культовую вещь, его издали в двух вариантах – в сингле и в делюксе, последний со всеми «Азбучными» фишками вроде черной обложки из «кожи» и с тиснением и цветного супера. Выбираете, что вам ближе. Из допов – только примечания и авторское предисловие. В делюксовом варианте 96 страниц, тираж его 2000 экземпляров.